Пушкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Кургановой Н.В.,
при секретаре судебного заседания ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Егоровой В.В. к Администрации Пушкинского муниципального района Московской области, Управлению образования администрации Пушкинского муниципального района Московской области о признании незаконным бездействия Администрации Пушкинского муниципального района Московской области и обязании обеспечить несовершеннолетнего местом в детском саду, суд
УСТАНОВИЛ:
Истец Егорова В.В. обратился в суд с иском к администрации Пушкинского муниципального района Московской области, Управлению образования администрации Пушкинского муниципального района Московской области о признании незаконным бездействия администрации и обязании обеспечить несовершеннолетнего местом в детском саду. В Обосновании заявленных требований указала, что она имеет несовершеннолетнюю дочь ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и, в соответствии со ст. 56, 64 Семейного Кодекса РФ, являюсь ее законным представителем. С марта 2010 года и по настоящее время Администрацией Пушкинского муниципального района Московской области в отношении ее дочери были неоднократно совершены неправомерные действия, а именно: отказ предоставить ее дочери доступ к общедоступному бесплатному дошкольному образованию; наложение ограничений на гарантированную государством общедоступность бесплатного дошкольного образования, что, в свою очередь, нарушает ее конституционные права и свободы маленького гражданина нашей страны, гарантированные ей 43-й статьей Конституции РФ. Дочь истицы в марте 2010 была поставлена на учёт в Управлении образования администрации Пушкинского муниципального района Московской области для определения в муниципальное дошкольное образовательное учреждение (далее по тексту - МДОУ) для получения дошкольного образования, после чего ей был присвоен регистрационный N. ДД.ММ.ГГГГ истицей было направлено заявление в адрес Главы Администрации Пушкинского муниципального района Московской области с просьбой обеспечить ее дочь местом в МДОУ в течение срока рассмотрения поданного заявления. Также, ДД.ММ.ГГГГ истицей было направлено заявление в адрес начальника Управления образования администрации Пушкинского муниципального района Московской области с просьбой предоставить направление в группу полного дня МДОУ Пушкинского муниципального района Московской области. На заявление истице из Управления образования администрации Пушкинского муниципального района Московской области был направлен ответ N-л от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что ее ребенок не будет направлен в МДОУ в связи с отсутствием (нехваткой) свободных мест в МДОУ Пушкинского муниципального района Московской области. Сроки предоставления места в МДОУ в ответе указаны не были. При этом из ответа следует, что ряд сверстников ее ребенка посещают такие группы МДОУ Пушкинского муниципального района Московской области. Из Администрации Пушкинского муниципального района Московской области истице также был направлен ответ N Е-1970/1-7 от ДД.ММ.ГГГГ, который содержал в себе ту же информацию, что и ответ из Управления образования администрации Пушкинского муниципального района Московской области. В результате работы комиссии по распределению путёвок в МДОУ Пушкинского муниципального района Московской области в 2012 году ее дочери многократно отказано в месте в МДОУ. Истица также полагает, что ущемляются финансовые интересы семьи, малыш не проходит необходимые для его развития стадии социализации. ДД.ММ.ГГГГ дочери истицы исполнится 2 года и 6 месяцев, однако, до сих пор она лишёна возможности посещать МДОУ в нарушении ст.2 ст. 18 "Конвенции о правах ребёнка", приложения N° 2 к протоколу N1 "Конвенции о защите прав человека", ст. 17,19,43 Конституции РФ, п. З ст.2, п.2,п.З ст.4, п.1,п.З ст.5, ст.31 Закона РФ "Об образовании", а так же нет никаких гарантий, что предоставят место в МДОУ в 2013 году.
В судебном заседании истица Егорова В.В. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, полагала их подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании представитель администрации Пушкинского муниципального района Московской области по доверенности ФИО6 заявленные исковые требования не признала, полагала их не подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании представитель управления образования администрации Пушкинского муниципального района по доверенность ФИО7 заявленные исковые требования не признала, просила в иске отказать.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, находит исковые требования Егоровой В.В. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Истца имеет несовершеннолетнюю дочь ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждаете представленной в материалы дела копией свидетельства о рождении ( л.д.6).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 была поставлена на учет в единой очереди на предоставление места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ номер очереди дочери истца - 3199, что подтверждается имеющейся в материалах дела копией уведомления ( л.д. 12). На 2012 год номер очереди ФИО8 272.
В силу п. 11 ст. 15 Федерального закона от 06.10.03 года N 131 - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации " к вопросам местного значения относится: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время. Аналогичные положения содержатся в ст. 31 Закона РФ от 10.07.92 года N 3266-1 "Об образовании".
Из смысла ст. 18 Закона РФ следует, что дошкольное образование обеспечивается родителями, дошкольные образовательные учреждения действуют в помощь семье, то есть обучение в дошкольном учреждении не является обязательным для ребенка.
В соответствии с п.27 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.08г. N 666, порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством РФ и закрепляется в Уставе. Количество групп определяется учредителем исходя из их предельной наполняемости. Предельная наполняемость устанавливается в зависимости от возраста и вида направленности групп.
На территории ФИО2 муниципального района действует Положение о комплектовании муниципальных образовательных учреждений Пушкинского муниципального района, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного воспитания, которое утвержден решением Совета депутатов Пушкинского муниципального района N159/26 от 08.04.2009г с учетом внесенных изменений решениями Совета депутатов от 10.12.2009г. N 278/36, от 25.05.2011г. N503/55 Управление образования администрации Пушкинского района является функциональным органом администрации Пушкинского района, обеспечивающим право граждан на образование, осуществляет управление деятельностью подведомственных ему учреждений, в том числе дошкольных, выступает в качестве их учредителей, что следует из Устава.
Сложившаяся ситуация в течение нескольких последних лет, когда имеет место значительная нехватка мест в детских дошкольных учреждениях, при росте рождаемости, является общеизвестной. Такая проблема имеет место и в Пушкинском муниципальном районе, количество очередников превышает количество мест, которые могут быть предоставлены, о чем свидетельствует наличие учета Управлением образования детей, претендующих на получение места в ДОУ. В связи с чем, принятое Положение обеспечивает единый подход в данном вопросе и направлено на создание равных условий для родителей, претендующих на получение места в детском саду.
Пунктом 3.11. Положения предусмотрено, что в образовательные учреждения принимаются дети в возрасте от 2 месяцев (при наличии условий в учреждении) до 7 лет на основании медицинского заключения. Возраст определяется на 1 сентября текущего года. Заявитель оспаривает указанный пункт в части определения возраста на 1 сентября текущего года, полагая, что он ограничивает принятие ребенка в детский сад в любую группу. Согласно п. 4.1. Положения комплектование образовательных учреждений на новый учебный год (на 1 сентября) осуществляется комиссией по распределению путевок при администрации Пушкинского района в период с 1 июня по 15 июля текущего года. В течение текущего года выдача путевок производится в порядке очереди при появлении свободных мест в образовательных учреждениях и в соответствии с действующим законодательством. Руководители образовательных учреждений ежемесячно обязаны предоставлять в управление образования информацию о наличии свободных мест в учреждении.
Комплектование групп в МДОУ происходит по возрастам, их направленности и осуществляется в соответствии с санитарными правилами устройства и содержания детских дошкольных учреждений: ясельные - первая младшая группа - от 1,5 до 3-х лет; дошкольные: вторая младшая группа - от 3-х до 4-х лет; средняя группа - от 4-х до 5-и лет и т.д. Предельная наполняемость в МДОУ Пушкинского района определяется условиями каждого конкретного учреждения и закрепляется в Уставе.
Таким образом, зачисление ребенка в определенную группу напрямую зависит от возраста ребенка и не соблюдение этого правила влечет за собой нарушение санитарных норм.
Заявительница имеет несовершеннолетнюю дочь ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая была поставлена на очередь на получение путевки в дошкольное образовательное учреждение ДД.ММ.ГГГГ N По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ числится в Журнале регистрации очередников на получение путевки в МДОУ под номером N По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в общей очереди перед заявителем зарегистрировано 214 детей такого же возраста, претендующих на получение путевки. Кроме того, в "Журнале регистрации льготных категорий на получение путевок в МДОУ г.Пушкино" числится еще 76 детей такого же возраста (л.д.86).
На момент рассмотрения спора все группы для детей трехлетнего возраста в детских садах города Пушкино полностью укомплектованы, что подтверждается справкой Управления образования.
При таких обстоятельствах, на момент рассмотрения спора отсутствуют свободные места в группах для детей трехлетнего возраста, в связи с чем, бездействие администрации не может быть расценено как незаконное.
Кроме того Постановлением Администрации Пушкинского муниципального района Московской области от 27.06.2012 года N 1831 утверждена долгосрочная целевая программа "Ликвидация очередности на получение мест в дошкольные образовательные учреждения на территории Пушкинского муниципального района в 2012-2014 годах (л.д. 109-135)
Суд не может согласится со ссылкой истице на Конституцию РФ поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 43 Конституции РФ гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Вместе с тем, все гарантированные Конституцией РФ права должны осуществляться гражданами с соблюдением принципа, установленного статьей 17 Конституции РФ, которая гласит, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Реализация родителем несовершеннолетней ФИО8 конституционных прав на получение ее ребенком дошкольного образования должна осуществляться с соблюдением указанного принципа, и в частности, такая реализация прав не должна нарушать прав других детей, поставленных на очередь ранее ФИО8 либо имеющих право на внеочередное или первоочередное предоставление места в дошкольных образовательных учреждениях.
Между тем, создание места в детском саду для ФИО8, не имеющей права на внеочередное либо первоочередное предоставление места в детском дошкольном учреждении, повлечет за собой нарушение прав и охраняемых интересов детей, вставших в очередь ранее, и детей, имеющих право на внеочередное и первоочередное предоставление места в дошкольном образовательном учреждении.
Доказательств того, что дочь Егоровой В.В. имеет право на внеочередное либо первоочередное предоставление места в дошкольном образовательном учреждении не представлено ни в детский сад, ни в суд.
Учитывая, что дошкольное образование не носит обязательного характера и, соответственно, не является безусловной обязанностью органов местного самоуправления обеспечить его получения всеми гражданами. В связи с чем, суд находит несостоятельным довод заявителя об обязанности Администрации Пушкинского района создать для ее ребенка место в МДОУ независимо от наличия свободных мест.
Оценив в порядке ст. 67 ГПК РФ представленные доказательства, доводы и возражения лиц, участвующих в деле суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Егоровой В.В. к Администрации Пушкинского муниципального района Московской области, Управлению образования администрации Пушкинского муниципального района Московской области о признании незаконным бездействия Администрации Пушкинского муниципального района Московской области и обязании обеспечить несовершеннолетнего местом в детском саду оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.