Пушкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Абрамовой Ж.И.,
при секретаре Серсковой Д.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску отдела опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городскому округу Красноармейск в интересах несовершеннолетней ФИО1 к администрации городского округа Красноармейск о признании частично недействительным постановления, признании за несовершеннолетней права на однократное вне очереди обеспечение жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
Отдел опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городскому округу Красноармейск (далее - отдел опеки и попечительства) обратился в суд с иском в интересах несовершеннолетней ФИО1 к администрации городского округа Красноармейск о признании частично недействительным постановления, признании за несовершеннолетней права на однократное вне очереди обеспечение жилым помещением.
В обоснование требований истец указал, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, состоит на учете в отделе опеки и попечительства как ребенок, оставшийся без попечения родителей. Решением Пушкинского городского суда от 12.12.2011г. мать девочки - ФИО2 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней ФИО1 На основании распоряжения отдела опеки и попечительства от ДД.ММ.ГГГГ N-р ФИО1 признана ребенком, оставшимся без попечения родителей. Юридического отца у ребенка нет. На основании постановления главы г.Красноармейска от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 была помещена под надзор в муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "детский дом города Красноармейска Московской области". ДД.ММ.ГГГГ опекуном несовершеннолетней ФИО1 назначен ФИО5 С этого времени ФИО1 постоянно проживает в замещающей семье опекуна по адресу: "адрес". Несовершеннолетняя ФИО1 с момента рождения имеет постоянную регистрацию по адресу: "адрес". Постановлением главы г.Красноармейска от 13.07.2011г. N330 за несовершеннолетней ФИО1 сохранено право на данное жилое помещение. Указанное жилое помещение является коммунальной квартирой в двухэтажном доме ДД.ММ.ГГГГ года постройки, в котором имеются минимальные удобства. Постановлением главы г.Красноармейска от ДД.ММ.ГГГГ N жилой дом по адресу: "адрес" признан непригодным для постоянного проживания. Постановлением главы г.Красноармейска от 30.04.2003г. N28 определено, что дом подлежит сносу в 2010 году. Таким образом, постановлением главы г.Красноармейска от 13.07.2011г. N N о сохранении за ФИО1 жилого помещения по адресу: "адрес", не пригодного для проживания, были нарушены жилищные права несовершеннолетней. ДД.ММ.ГГГГ главой администрации г.Красноармейска принято постановление N, в соответствии с которым дом подлежит сносу только в 2018 году. В соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ, Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Московской области "О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей" на несовершеннолетнюю ФИО1 распространяются гарантии по внеочередному обеспечению жилой площадью. Истец просит признать п.1 постановления главы г.Красноармейска от 13.07.2011г. N N о сохранении за несовершеннолетней ФИО1 права на жилое помещение по адресу: "адрес", недействительным, признать за ФИО1 право на однократное вне очереди обеспечение жилым помещением в виде квартиры по месту жительства за счет средств бюджета Московской области.
В судебном заседании представитель истца - ФИО6 поддержала требования иска.
Представитель ответчика - администрации г.Красноармейска ФИО4 иск не признала, пояснила, что дом планируется к сносу, жилицы будут расселены.
Третье лицо ФИО5 в судебное заседание не явился, о слушании дела извещался.
Представитель третьего лица - муниципалитета внутригородского муниципального образования Выхино-Жулебино в городе Москве в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, проверив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению частично.
При рассмотрении дела судом установлено следующее.
Распоряжением отдела опеки и попечительства от ДД.ММ.ГГГГ N-р несовершеннолетняя ФИО1 признана ребенком, оставшимся без попечения родителей, в отношении нее установлена предварительная опека, обязанности опекуна возложены на ФИО3 (л.д.35-36), распоряжением отдела опеки и попечительства от ДД.ММ.ГГГГ N-р ФИО3 назначена опекуном несовершеннолетней ФИО1 (л.д.10-11).
Распоряжением отдела опеки и попечительства от ДД.ММ.ГГГГ N-р опекуном ФИО1 назначен ФИО5, место жительства подопечной определено по адресу фактического проживания опекуна: "адрес" (л.д.31-32).
Решением Пушкинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ мать девочки - ФИО2 лишена родительских прав в отношении дочери. Юридического отца у ребенка нет.
Постановлением главы городского округа Красноармейск от 13.07.2011г. N за несовершеннолетней ФИО1 сохранено право на жилое помещение по адресу: "адрес" (л.д.38).
На момент издания постановления главы администрации города Красноармейска от ДД.ММ.ГГГГ N жилой "адрес" был признан непригодным для постоянного проживания постановлением главы администрации г.Красноармейска от ДД.ММ.ГГГГ N (л.д.12-15).
ДД.ММ.ГГГГ глава администрации г.Красноармейска издал постановление N об утверждении перечня домов, предполагаемых к отселению, сносу, реконструкции по программе нового жилищного строительства и ликвидации ветхого жилого фонда согласно приложению. Указанный жилой дом отнесен к категории домов, подлежащих сносу (л.д.16-18).
Постановлением администрации г.Красноармейса от ДД.ММ.ГГГГ N утверждена Муниципальная долгосрочная программа "Переселение граждан из ветхого жилищного фонда в городском округе Красноармейск на 2010-2020г.г., а постановление главы города от ДД.ММ.ГГГГ N и постановление главы города от ДД.ММ.ГГГГ N признаны утратившими силу. В соответствии с программой жилой "адрес" подлежит сносу в 2018 году (л.д.19-29).
Согласно пункту 33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утверждено постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. N47) основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст.8 Закона Московской области от 29.12.2007г. "О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, в том числе дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, в детских домах семейного типа, в воинских частях, расположенных на территории Московской области, в качестве воспитанников, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно вне очереди обеспечиваются жилым помещением в виде квартиры по месту жительства за счет средств бюджета Московской области.
Статьей 51 ЖК РФ предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии со ст.15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Статья 1 ЖК РФ определяет, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище.
Статья 2 ЖК РФ обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище.
Исходя из положений Конституции Российской Федерации, служащих основой конституционно-правовых отношений с участием детей, нуждающихся в повышенной социальной защите, Российская Федерация призвана создавать условия, обеспечивающие им достойную жизнь и свободное развитие, и гарантировать реализацию их прав, в частности права на жилище.
На момент закрепления ДД.ММ.ГГГГ за несовершеннолетней ФИО1 жилого помещения по адресу: "адрес", данное жилое помещение уже в 1997 году в соответствии с постановлением главы г.Красноармейска от 28.02.1997г. было признано непригодным для проживания, в настоящее время дом планируется к сносу, то есть помещение на момент его закрепления за ребенком не отвечало установленным законом требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Доказательств того, что с момента отнесения жилого дома к ветхому фонду произведены какие-либо мероприятия, направленные на приведение жилого дома в соответствие с требованиями, предъявляемыми к жилым помещениям, не имеется, в связи с чем суд считает постановление о закреплении за несовершеннолетней указанного жилого помещения противоречащим нормам Жилищного кодекса РФ, Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Московской области "О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей" и нарушающим жилищные права несовершеннолетней ФИО1
Требования истца о признании за ФИО1 права на однократное вне очереди обеспечение жилым помещением в виде квартиры по месту жительства за счет средств бюджета Московской области не подлежит удовлетворению, поскольку реализацию данного права закон связывает с определенными условиями, в частности: прекращение опеки (попечительства). Данные обстоятельства в настоящее время для несовершеннолетней ФИО1а. не наступили. Закон не предусматривает обеспечение несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей и находящихся под опекой, предоставление жилого помещения на будущее. Реализация права на жилое помещение в данном случае возможна при наступлении обстоятельств, предусмотренных ч.2 ст.8 Закона Московской области от 29.12.2007г. "О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей".
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск отдела опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городскому округу Красноармейск в интересах несовершеннолетней ФИО1 к администрации городского округа Красноармейск о признании частично недействительным постановления, признании за несовершеннолетней права на однократное вне очереди обеспечение жилым помещением удовлетворить частично.
Признать недействительным п.1 постановления главы города Красноармейска от 13.07.2011г. N о сохранении за несовершеннолетней ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, права на жилое помещение по адресу: "адрес".
Исковые требования о признании за несовершеннолетней ФИО1 права на однократное вне очереди обеспечение жилым помещением оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение 10 дней.
Решение в окончательной форме изготовлено 25.09.2012г.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.