Пушкинский городской суд Московской области в составе
председательствующего судьи Лютой О.В.
при секретаре Ц.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению П. об оспаривании отказа ФГБУ ФКП Росреестра по Московской области,
УСТАНОВИЛ:
П. обратился в суд с заявлением об оспаривании отказа отдела по Пушкинскому району ФГБУ ФКП Росреестра по Московской области.
В обоснование заявления указал, что ему отказано в постановке на кадастровый учет земельного участка площадью 450 кв.м., расположенного по адресу: "адрес", со ссылкой на то, что межевой план, выполненный Пушкинским филиалом ГУП МО "МБОТИ", составлен с нарушением требований по его оформлению, отсутствуют реквизиты документов о правах на смежные земельные участки, отсутствуют сведения о согласовании местоположения границ земельного участка. Заявитель полагает, что данный отказ является незаконным, поскольку нарушает его право на оформление земельного участка в собственность в полном размере.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено СТ "Лесные Поляны".
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности П. заявленные требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ФГБУ ФКП Росреестра по Московской области в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен.
Представитель Пушкинского филиала ГУП МО "МОБТИ" по ордеру адвокат М. полагала заявление подлежащим удовлетворению, пояснив, что нарушений в оформлении межевого плана не имеется.
Председатель СТ "Лесные Поляны" Т. в судебное заседание не явилась, о дне и времени рассмотрения дела извещена (л.д.30).
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, полагает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ П. является собственников земельного участка площадью 450 кв.м. с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" (л.д.17).
Согласно геодезическим измерениям Пушкинского филиала ГУП МО "МОБТИ", проведенным при межевании земельного участка заявителя в 2012 году, фактическая площадь земельного участка в существующих границах составила 450 кв.м. Кадастровым инженером указано, что в отношении границы земельного участка от н.1 до н.2 согласование не поводилось, так как смежным участком по данной границе являются земли неразграниченной государственной собственности.. Извещенные надлежащим образом правообладатели смежных земельных участков и иные заинтересованные лица на собрание по поводу согласования местоположения границы земельного участка не явились и в установленный срок не представили возражений относительно местоположения границ земельного участка от н.2 до н.4, от н.4 до н.1, что отражено в акте согласования местоположения границы земельного участка. Данные об адресах правообладателей смежных земельных участков в сведениях ГКН отсутствуют. При выполнении кадастровых работ установлено, что уточняемый земельный участок фактически расположен в кадастровом квартале N (л.д.6-15).
Из пояснений представителя заявителя в судебном заседании следует, что собранная землеустроительная документация по участку была передана в Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области (ФГБУ ФКП Росреестра по Московской области) территориальный отдел по Пушкинскому району.
ДД.ММ.ГГГГ ФГБУ ФКП Росреестра по Московской области принято решение об отказе осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости, со ссылкой на не соответствие заявления и представленных для кадастрового учета документов по форме и содержанию требованиям Закона, а именно, что представленный межевой план составлен с нарушениями требований по его оформлению, отсутствуют документы о правах смежных землепользователей, отсутствует согласование местоположения границ участка от н.1 до н.4, от н.4 до н.1 (л.д.20).
В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к таким решениям, действиям (бездействиям) относятся, в том числе и те, в результате которых "нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Это право предоставлено и ч. 13 ст. 27 Закона "О государственном кадастре недвижимости" (далее Закон N 221-ФЗ), согласно которому решение об отказе в осуществлении кадастрового учета может быть обжаловано в судебном порядке.
Как установлено судом, спорный земельный участок находится у заявителя на праве собственности.
Статья 27 Закона "О государственном кадастре недвижимости" (далее Закон N 221-ФЗ) содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в проведении кадастрового учета, одним из которых в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 27 Закона N 221-ФЗ является: заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
По указанному основанию заявителю было отказано в осуществлении кадастрового учета.
В соответствии со ст. 22 Закона N 221-ФЗ 1. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом, с заявлением в орган кадастрового учета должны быть представлены следующие необходимые для кадастрового учета документы:
2) межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ);
3) технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его части или учете его изменений, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в пункте 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком объекте недвижимости) или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (при постановке на учет или учете изменений такого объекта капитального строительства, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в пункте 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком объекте капитального строительства);
4) акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости (при снятии с учета такого объекта недвижимости);
5) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя);
6) копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости (при учете изменений такого объекта недвижимости, учете адреса правообладателя или снятии с учета такого объекта недвижимости и отсутствии сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект недвижимости в государственном кадастре недвижимости);
7) копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право собственности заявителя на объект недвижимости либо подтверждающего установленное или устанавливаемое ограничение (обременение) вещных прав на такой объект недвижимости в пользу заявителя (при учете части такого объекта недвижимости, за исключением случая, если заявителем является собственник такого объекта недвижимости и в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о зарегистрированном праве собственности этого заявителя на такой объект недвижимости);
8) копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 13 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о земельном участке);
9) копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка (при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением указанных в пункте 14 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений);
10) копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом изменение назначения здания или помещения (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком здании или помещении).
Заявителем были представлены все необходимые документы для осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости.
Отказ ФГБУ ФКП Росреестра по Московской области в осуществлении кадастрового учета со ссылкой на не соответствие заявления и представленных для кадастрового учета документов по форме и содержанию требованиям Закона суд находит необоснованным.
Ссылка в решении заинтересованного лица на то, что межевой план, выполненный Пушкинским филиалом ГУ МО "МОБТИ", составлен с нарушением требований по его оформлению, отсутствуют документы о правах смежных землепользователей, отсутствует согласование местоположения границ от н.1 до н.4, от н.4 до н.1, несостоятельна по следующим основаниям.
В соответствии с п.68 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России N от ДД.ММ.ГГГГ в графе "3" реквизита "6" раздела "Сведения об уточняемых земельных участках и их частях" приводятся следующие сведения о правообладателях смежных земельных участков:
в отношении физического лица - фамилия, имя и отчество (отчество указывается при наличии);
в отношении российского юридического лица - сокращенное наименование;
в отношении иностранного юридического лица - сокращенное наименование, страна регистрации (инкорпорации);
в отношении Российской Федерации - слова "Российская Федерация" и наименование федерального органа исполнительной власти, уполномоченного представлять интересы Российской Федерации при согласовании местоположения границ земельных участков;
в отношении субъекта Российской Федерации - полное наименование субъекта Российской Федерации и наименование исполнительного органа государственной власти данного субъекта Российской Федерации, уполномоченного представлять интересы субъекта Российской Федерации при согласовании местоположения границ земельных участков;
в отношении муниципального образования - полное наименование муниципального образования (согласно уставу муниципального образования) и наименование органа местного самоуправления, уполномоченного представлять интересы муниципального образования при согласовании местоположения границ земельных участков;
в отношении иностранного государства - полное наименование иностранного государства и наименование лица, уполномоченного представлять интересы иностранного государства при согласовании местоположения границ земельных участков;
вид права;
адрес для связи с правообладателем смежного земельного участка.
Согласно п.69 Требований сведения, указанные в пункте 68, вносятся в межевой план на основании документов, подтверждающих права на земельные участки, в том числе возникшие в силу закона не с момента государственной регистрации таких прав. При этом в графе "3" реквизита "6" раздела "Сведения об уточняемых земельных участках и их частях" реквизиты таких документов приводятся только в случае отсутствия таких сведений в ГКН.
При невозможности получения информации о правообладателях смежных земельных участков, указанной в пункте 68 Требований, в графе "3" реквизита "6" раздела "Сведения об уточняемых земельных участках и их частях" ставится знак "-" (прочерк).
(п. 69 в ред. Приказа Минэкономразвития России от 25.01.2012 N 32)
В соответствии со ст. 39 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007г. N 221-ФЗ Местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
(часть первая в ред. Федерального закона от 21.12.2009 N 334-ФЗ)
2. Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.
(в ред. Федеральных законов от 22.07.2008 N 141-ФЗ, от 21.12.2009 N 334-ФЗ)
3. Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:
1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);
2) пожизненного наследуемого владения;
3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);
4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
4. От имени указанных в части 3 настоящей статьи лиц в согласовании местоположения границ вправе участвовать их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. При этом в согласовании местоположения границ от имени собственников вправе участвовать также представитель собственников помещений в многоквартирном доме, уполномоченный на такое согласование принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания указанных собственников (если соответствующий смежный земельный участок входит в состав общего имущества указанных собственников), представитель собственников долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения - решением общего собрания собственников таких долей (если соответствующий смежный земельный участок входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц), представитель членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан - решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения или решением собрания уполномоченных данного некоммерческого объединения (если соответствующий смежный земельный участок расположен в пределах территории данного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования).
4.1. В случаях, предусмотренных федеральным законом, в согласовании местоположения границ земельных участков, предназначенных для размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения, от своего имени вправе участвовать Государственная компания "Российские автомобильные дороги".
(часть четвертая.1 введена Федеральным законом от 17.07.2009 N 145-ФЗ)
4.2. Границы земельных участков, образуемых при безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность, подлежат согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо органом местного самоуправления муниципального образования, в собственность которых подлежит безвозмездной передаче указанное имущество. При этом границы земельного участка считаются согласованными при наличии письма органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо органа местного самоуправления муниципального образования о согласовании границ земельного участка с приложением согласованного проекта границ земельного участка либо при наличии в акте согласования границ земельного участка подписи уполномоченного должностного лица соответствующего органа.
(часть 4.2 введена Федеральным законом от 08.12.2011 N 423-ФЗ)
5. Согласование местоположения границ проводится по выбору заказчика кадастровых работ с установлением границ земельных участков на местности или без установления границ земельных участков на местности.
Заинтересованное лицо вправе потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности. В этом случае такое согласование осуществляется с установлением соответствующих границ на местности, за исключением предусмотренных частью 6 настоящей статьи случаев.
6. Согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если:
1) земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов или в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для осуществления традиционного природопользования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;
2) подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков определено посредством указания на природные объекты или объекты искусственного происхождения либо их внешние границы, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости, что позволяет определить подлежащее согласованию местоположение границ таких земельных участков;
3) подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков определено местоположением на одном из таких земельных участков линейного объекта и нормами отвода земель для его размещения.
7. Согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом. Согласование местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц без установления границ земельных участков на местности осуществляется на территории населенного пункта, в границах которого расположены соответствующие земельные участки или который является ближайшим населенным пунктом к месту расположения соответствующих земельных участков, если иное место не определено кадастровым инженером по согласованию с заинтересованными лицами.
8. В случае согласования местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ вручается данным лицам или их представителям под расписку, направляется по их почтовым адресам посредством почтового отправления с уведомлением о вручении и по адресам их электронной почты в соответствии с кадастровыми сведениями, предусмотренными пунктами 8 и 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (при наличии таких сведений), либо опубликовывается в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Опубликование извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ допускается в случае, если:
(в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ)
1) в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любого из заинтересованных лиц или получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения;
2) смежный земельный участок расположен в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
9. В извещении о проведении собрания о согласовании местоположения границ должны быть указаны:
1) сведения о заказчике соответствующих кадастровых работ, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона;
2) сведения о кадастровом инженере, выполняющем соответствующие кадастровые работы, в том числе его почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;
3) кадастровый номер и адрес земельного участка, в отношении которого выполняются соответствующие кадастровые работы, кадастровые номера и адреса смежных с ним земельных участков (при отсутствии адресов указываются сведения о местоположении земельных участков) либо кадастровый номер кадастрового квартала, в границах которого расположены указанные земельные участки;
(в ред. Федерального закона от 21.12.2009 N 334-ФЗ)
4) порядок ознакомления с проектом межевого плана, место или адрес, где с этим проектом можно ознакомиться со дня вручения, направления или опубликования извещения;
5) место, дата и время проведения собрания о согласовании местоположения границ;
6) сроки и почтовый адрес для вручения или направления заинтересованными лицами требований о проведении согласования местоположения границ с установлением таких границ на местности и (или) в письменной форме обоснованных возражений о местоположении границ земельных участков после ознакомления с проектом межевого плана.
(в ред. Федерального закона от 21.12.2009 N 334-ФЗ)
10. Извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ должно быть вручено, направлено или опубликовано в срок не менее чем тридцать дней до дня проведения данного собрания. При этом указанный в пункте 6 части 9 настоящей статьи срок не может составлять менее чем пятнадцать дней со дня получения заинтересованным лицом соответствующего извещения. Примерная форма извещения устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Заинтересованное лицо, отказавшееся принять извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, считается надлежащим образом извещенным о проведении данного собрания. При проведении согласования местоположения границ земельных участков в индивидуальном порядке требования настоящей статьи о порядке извещения заинтересованных лиц не применяются.
В связи с отсутствием в сведениях ГКН сведений о правообладателях смежных земельных участков, Пушкинский филиал ГУП МО "МОБТИ" при подготовке межевого плана земельного участка заявителя надлежащим образом известило смежных землепользователей для согласования местоположения границ земельного участка посредством опубликования официальной информации соответствующего муниципального образования - газете "Маяк" (л.д.18).
Извещенные способом, предусмотренном Законом, правообладатели смежных земельных участков не явились на собрание, следовательно, документы о правах на принадлежащие им земельные участки кадастровому инженеру представлены не были.
Земельный участок П. площадью 450 кв.м., расположенный по адресу: "адрес" отнесен к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для садоводства и находится в границах садоводческого товарищества.
Закон допускает опубликование извещения о проведении собрания по вопросу согласования местоположения границ земельного участка в случае, если смежный земельный участок расположен в пределах территории садоводческого некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования либо в ходит в состав земель сельхоз назначения и находится в собственности более чем пяти лиц.
Смежный земельный участок по границе н4-н1 с кадастровым номером N расположен на землях сельхоз назначения, в пределах садоводческого товарищества "Лесные Поляны", является земельным участком общего пользования, находится в коллективной совместной собственности более пяти лиц. Таким образом, извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельного участка в отношении правообладателя этого участка опубликовано на основании ч.2 п.8 ст.39 Закона.
Из справки СТ "Лесные Поляны" следует, что споров и разногласий по границам со смежными землепользователями земельный участок заявителя не имеет (л.д.31).
Таким образом, судом установлено, что нарушений по оформлению межевого плана Пушкинским филиалом ГУП МО "МОБТИ" не допущено, в связи с чем, у ФГБУ ФКП Росреестра по Московской области не было законных оснований для отказа в учете изменений земельного участка заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 254 - 256 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление П. об оспаривании отказа ФГБУ ФКП Росреестра по Московской области удовлетворить.
Признать решение Пушкинского отдела ФГБУ ФКП Росреестра по Московской области об отказе в проведении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости - земельного участка площадью 450 кв.м. с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", необоснованным.
Обязать Пушкинский отдел ФГБУ ФКП Росреестра по Московской области произвести государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости - земельного участка площадью 450 кв.м. с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес"
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме - ДД.ММ.ГГГГ.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.