Ступинский городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи Есина Е.В. при секретаре Ефремовой И.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кирюшкиной ФИО9 к Государственному бюджетному учебно-воспитательному учреждению "Социальный приют для детей и подростков" Департамента семейной и молодёжной политики г. Москвы и Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Кирюшкина Я.А. обратилась в Ступинский городской суд Московской области с исковым заявлением, уточнённым в ходе судебного разбирательства в порядке ст. 39 ГПК РФ (л. д. N), к Государственному бюджетному учебно-воспитательному учреждению "Социальный приют для детей и подростков" Департамента семейной и молодёжной политики г. Москвы и Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, в котором просит признать за ней право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес".
Обосновывая свои требования, истица Кирюшкина Я.А. указывает, что она зарегистрирована и проживает по адресу: "адрес". Совместно с ней в жилом помещении по указанному адресу зарегистрированы и проживают Кирюшкин А.В., Кирюшкина В.А., Кирюшкина В.А. и Лункина Т.М. Ранее право на приватизацию жилых помещении она не использовала. Она обратилась в администрацию ГБУВУ "Социальный приют для детей и подростков" Департамента семейной и молодёжной политики г. Москвы по вопросу передачи в собственность в порядке приватизации занимаемого жилого помещения, на что получила отказ по причине отсутствия у указанного учреждения права оперативного управления на указанное жилое помещение. Также для решения данного вопроса она обращалась в Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, администрацию Ступинского муниципального района Московской области и администрацию муниципального образования "Сельское поселение Аксиньинское" Ступинского муниципального района Московской области, также получила отказы. Жилищный фонд д. Радужная Ступинского района Московской области никому не принадлежит. Кирюшкин А.В., Кирюшкина В.А., Кирюшкина В.А., Лункина Т.М., зарегистрированные и проживающие в спорной квартире, в установленном законом порядке отказались от права на приватизацию жилого помещения, что подтверждается нотариально заверенными согласиями последних.
Истица Кирюшкина Я.А. в судебном заседании подтвердила изложенные в исковом заявлении обстоятельства и доводы, поддержала исковые требования и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика - Государственного бюджетного учебно-воспитательного учреждения "Социальный приют для детей и подростков" Департамента семейной и молодёжной политики г. Москвы в судебное заседание не явился; о времени и месте судебного разбирательства указанный ответчик был извещён надлежащим образом, своих возражений по заявленным исковым требованиям в суд не представил, ходатайство об отложении судебного заседания не заявил, в связи с чем суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Представитель ответчика - Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в судебное заседание не явился; о времени и месте судебного разбирательства указанный ответчик был извещён надлежащим образом; представил в суд письменное ходатайство, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя, разрешение спора оставляет на усмотрение суда, указав, что спорное жилое помещение к собственности г. Москвы не относится.
Представители третьих лиц - администрации Ступинского муниципального района Московской области и администрации муниципального образования "Сельское поселение Аксиньинское" Ступинского муниципального района Московской области в судебное заседание не явились; о времени и месте судебного разбирательства указанные третьи лица были извещены надлежащим образом, своих возражений по заявленным исковым требованиям в суд не представили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили, в связи с чем суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие их представителей.
Третьи лица Кирюшкин А.В., Кирюшкина В.А., Кирюшкина В.А. и Лункина Т.М. в судебном заседании поддержали исковые требования и просили их удовлетворить,пояснив о том, чтоони не возражают против приватизации жилого помещения на имя Кирюшкиной Я.А., и сами отказываются от права на приватизацию спорной квартиры.
Суд, выслушав объяснения и доводы истицы, объяснения и мнения третьих лиц, проверив и исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу ч. 2 ст. 35 и ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Каждый имеет право на жилище.
В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии со ст. 4 указанного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий к ним приравненным, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
В силу ст. 11 указанного Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Как следует из ст. 18 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", при переходе государственных и муниципальных предприятий и учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий и учреждений (если они определены), иных юридических лиц, либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.
В соответствии с п. 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", а также Приложением N 3 объекты государственной собственности (жилищный фонд), расположенные на территории, находящейся в ведении городских, районных Советов народных депутатов, независимо от того, на чьём балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Исходя из положений ст. 8 Закона РФ N 1541-1 от 04.07.1991 года "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Законоположения, вводящие ограничения права на приватизацию жилых помещений, являлись предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. В Постановлении от 03.11.1998 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" им были сформулированы правовые позиции общего характера, согласно которым государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить гражданам возможность его реализации, гарантируя при передаче имущества в собственность соблюдение принципов и норм, закрепленных Конституцией РФ; ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если целевое назначение жилого помещения, место его нахождения и другие обстоятельства, обусловливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи его в частную собственность.
Статья 19 Конституции РФ устанавливает, что все равны перед законом и судом; при этом государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. По смыслу названной статьи Конституции РФ во взаимосвязи с её статьями 17, 18 и 55, конституционный принцип равенства распространяется не только на права и свободы, непосредственно провозглашенные Конституцией РФ, но и на связанные с ними другие права граждан, приобретаемые на основании федерального закона.
Определением Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 года N 316-О разъясняется, что право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, закрепленное Законом РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", предполагает, как вытекает из преамбулы названного Закона, создание гражданам равных правовых условий для осуществления выбора способа удовлетворения потребности в жилье на основе свободы выбора места жительства, а также возможности эффективно использовать свои средства для улучшения жилищных условий, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться жильем, выступать с ним на рынке недвижимости.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 06.022007 года N 6 "Об изменении и дополнении некоторых постановлений Пленума Верховного Суда РФ по гражданским делам" указано: "согласно ст. 18 Закона Российской Федерации от 04.071991 года с последующими изменениями и дополнениями "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 года с последующими изменениями и дополнениями "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" решая вопрос о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.
Гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах данных предприятий и учреждений и в том случае, если изменение формы собственности или ликвидация предприятий и учреждений имели место до вступления в силу ст. 18 названного Закона (в редакции Закона от 23 декабря 1992 г.), поскольку действовавшее до этого времени законодательство, регулирующее условия и порядок изменения формы собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, не касалось вопросов приватизации их жилищного фонда, а законодательством, регулировавшим приватизацию жилищного фонда, не были установлены условия, которые лишили бы гражданина в указанных случаях права на получение в собственность занимаемого жилого помещения. Это положение не должно применяться, если правопреемники, изменившие форму собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, на свои средства построили либо приобрели незаселенное жилое помещение, которое впоследствии явилось предметом спора о приватизации, в том числе и после введения в действие ст. 18 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Как установлено судом и следует из материалов дела, истица Кирюшкина Я.А. с ДД.ММ.ГГГГ постоянно зарегистрирована и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", что подтверждается выпиской из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ и копией финансового лицевого счёта на указанное жилое помещение (л. д. N).
Совместно с истицей в спорном жилом помещении по указанному адресу постоянно зарегистрированы и проживают Кирюшкин А.В., Кирюшкина В.А., Кирюшкина В.А. и Лункина Т.М., которые дали своё согласие и не возражают против приватизации жилого помещения на имя Кирюшкиной Я.А., и сами отказались от права на приватизацию указанной квартиры, что подтвердили в судебном заседании (л. д. N).
В соответствии с техническим паспортом жилого помещения, составленным Ступинским филиалом ГУП МО "МОБТИ" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, квартира N общей площадью N кв. м. и жилой площадью N кв. м. находится на N этаже жилого дома N по "адрес". Жилое помещение не является аварийным, не подвергалось самовольному переустройству и перепланировке (л. д. N).
Ранее право на бесплатную приватизацию жилых помещений истица Кирюшкина Я.А. не использовала, что подтверждается представленной справкой администрации городского поселения Ступино Ступинского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ N и справкой администрации "адрес" (л. д. N).
Истица с письменными заявлениями о передаче ей в собственность занимаемого жилого помещения в порядке бесплатной приватизации обращалась в администрацию муниципального образования "Сельское поселение Аксиньинское" Ступинского муниципального района Московской области, Комитет по управлению имуществом администрации Ступинского муниципального района Московской области, Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы Правительства Москвы, Государственное бюджетное учебно-воспитательное учреждение "Социальный приют для детей и подростков" Департамента семейной и молодёжной политики г. Москвы, однако ей в этом фактически было отказано.
Исходя из ответов на письменные обращения Кирюшкиной Я.А., спорное жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", не являются собственностью муниципальных образований "Сельское поселение Аксиньинское" и "Ступинский муниципальный район". В Реестре объектов собственности г. Москвы, в жилищной сфере, запись, отражающая информацию о жилых помещениях, расположенных в доме N по "адрес", отсутствует. Жилые помещения, расположенные на территории ГБУВУ "Социальный приют для детей и подростков" Департамента семейной и молодёжной политики г. Москвы, не переданы этому учреждению в оперативное управление (л. д. N).
В сложившейся ситуации истица не может реализовать своё право на получение в собственность жилого помещения в порядке приватизации, и никаких законных оснований для отказа ей в этом не имеется.
Факт не оформления права собственности и государственной регистрации прав на жилое помещение не препятствует осуществлению гражданам прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма и получения жилого помещения в собственность, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления указанных документов.
Таким образом, исковые требования Кирюшкиной Я.А. о признании права собственности на жилое помещение подлежат безусловному удовлетворению, как в силу прямого указания закона, так и в силу вышеизложенных обстоятельств.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Кирюшкиной ФИО10 к Государственному бюджетному учебно-воспитательному учреждению "Социальный приют для детей и подростков" Департамента семейной и молодёжной политики г. Москвы и Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы удовлетворить.
Признать за Кирюшкиной ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой "адрес", право собственности в порядке приватизации на жилое помещение - квартиру N общей площадью N кв. м. и жилой площадью N кв. м., расположенную по адресу: "адрес".
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Ступинский городской суд Московской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Федеральный судья Е.В. Есин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.