Ступинский городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи: МАЙБОРОДА О.М.
с участием прокурора: КОНСТАНТИНОВОЙ Н.А.
при секретаре: КОБЗЕВОЙ Н.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонного природоохранного прокурора Московской области в
интересах неопределенного круга лиц к ЗАО " ФИО6 о возложении обязанности прекратить осуществление выброса вредных веществ в атмосферный воздух до получения разрешения
УСТАНОВИЛ:
Заявитель обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО " ФИО7N об обязании прекратить осуществление выбросов вредных веществ в атмосферный воздух до получения в установленном порядке разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух.
В обоснование своих требований ссылаются на то обстоятельство, что по информации Департамента Росприроднадзора по ЦФО о нарушении организацией ЗАО " ФИО8 законодательства об охране атмосферного воздуха проведена проверка, в ходе которой установлено нарушение со стороны ответчика действующего законодательства об охране атмосферного воздуха, а именно предприятие производит выбросы вредных веществ в атмосферный воздух как: железа оксид, марганец и его соединения, азота оксид, углерода оксид, фториды плохорастворимые и иные вредные вещества, не имея специального разрешения.
Ответчик о слушании дела извещен, своих возражений суду не представил.
Третье лицо: Департамент Росприроднадзора по ЦФО своих возражений суду не представил.
Суд, выслушав мнение сторон, проверив материалы дела, считает, что заявление подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
В силу ст. 45 ГПК РФ,-1. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
(в ред. Федерального закона от 05.04.2009 N 43-ФЗ)
На основании ст. 3 указанного закона,-Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
В силу ст. 4 выше указанного Закона,-1. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:
земли, недра, почвы;
поверхностные и подземные воды;
леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;
атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
На основании ст. 11 данного закона,-1. Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В силу ст. 1 ФЗ РФ " Об охране атмосферного воздуха", - атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
вредное (загрязняющее) вещество - химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
загрязнение атмосферного воздуха - поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха;
Из материалов дела следует, что по информации Департамента Росприроднадзора по ЦФО о нарушении организацией ЗАО " ФИО9" законодательства об охране атмосферного воздуха истцом проведена проверка.
По результатам проверки было установлено нарушение со стороны ответчика действующего законодательства об охране атмосферного воздуха.
ЗАО " ФИО10" при осуществлении основного вида деятельности, в ходе эксплуатации гаража, операторной ГСМ, мастерских автотехники, газовой котельной, а так же ряда источников - производит выбросы вредных веществ в атмосферный воздух. На предприятии эксплуатируется 38 источников выбросов вредных веществ как: железа оксид, марганец и его соединения, азота оксид, углерода оксид, фториды плохорастворимые и иные вредные вещества, не имея специального разрешения.
Специального разрешения на выброс вредных веществ ответчик не имеет.
На основании ст. 5, 12, 14 ФЗ РФ "Об охране атмосферного воздуха" от 04.05.1999 года, в ред. от 25.06.2012 года,- к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха относятся:
установление порядка выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух;
Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
В случае невозможности соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предельно допустимых выбросов территориальные органы федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды могут устанавливать для таких источников временно согласованные выбросы по согласованию с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти.
Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
2. Порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
3. Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
4. За выдачу разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
(п. 4 в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 374-ФЗ)
5. При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 09.05.2005 N 45-ФЗ).
Поскольку ст.16 указанного выше закона запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, то по мнению суда ответчик нарушает закрепленное и гарантированное ст.42 Конституции РОФ право каждого на благоприятную окружающую среду.
Ответчик своими действиями затрагивает экологические права неопределенного круга лиц.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.195, 198, 233-238 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Межрайонного природоохранного прокурора Московской области в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО " ФИО11 о возложении обязанности прекратить осуществление выброса вредных веществ в атмосферный воздух до получения разрешения удовлетворить.
Обязать ЗАО " ФИО14" прекратить осуществление выбросов вредных веществ в атмосферный воздух до получения в установленном порядке разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Ступинский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Заочное решение может быть пересмотрено по заявлению не явившегося ответчика в течение 7 дней с момента получения копии решения.
Федеральный судья: О.М.Майборода
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.