Талдомский районный суд Московской области в составе председательствующего судьи Никитухиной И.В. при секретаре Гейко И.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к ФИО2 муниципального образования городское поселение "адрес" о признании постановления незаконным, обязании восстановить в очереди, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратился в суд с иском к ФИО2 муниципального образования городское поселение "адрес" о признании постановления от ДД.ММ.ГГГГ в части очереди его семьи незаконным, обязании восстановить в очереди, компенсации морального вреда в размере 2300000 рублей.
В судебном заседании ФИО3 иск поддержал и пояснил, что его семья встала на учет в 1997 году. При проверке очереди выяснилось, что он снят с очереди как инвалид войны. Причины снятия с очереди ему не понятны. Он обращался с заявлением о разъяснении причин, но ответ ему не дали. Он имеет право на внеочередное получение жилого помещения. Он был поставлен на общую очередь граждан, и на учет первоочередников. На 2010 год его сняли с очереди как инвалида войны. Как инвалид войны он стоял в очереди под номером "2". Из письма в его адрес следует, что он отсутствует в очереди как инвалид войны. Он не писал заявления о включении его в Список граждан, обеспечивающихся жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета. Незаконность Постановления "данные изъяты" городского поселения "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ заключается в том, что его нет в списке граждан, имеющих право на получение жилья вне очереди. Просит восстановить его в очереди инвалидов войны под номером "2". Просит компенсировать моральный вред в размере 2300000 рублей за непредоставление информации, исключение из очереди и невключение в очередь на внеочередное получение жилья. Эта сумма исчислена им исходя из заработной платы ФИО2 городского поселения "адрес" по аналогии с административной санкцией. Он получил стресс. Ему приходилось лечиться, семья страдала все годы. О Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ он узнал со стенда в Администрации городского поселения "адрес". ДД.ММ.ГГГГ он узнал об этом постановлении из письма в его адрес.
Представитель ответчика - ФИО5 в суде пояснил, что иск не подлежит удовлетворению, так как ФИО3 с очереди не снимался. Он состоит в общем списке и в списке первоочередников. Список первоочередников формировался до принятия нового Жилищного кодекса РФ, решили его оставить. В списки на внеочередное получение жилья ФИО3 никогда не включался и с этой очереди не снимался. Список ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны передан в Администрацию Талдомского "адрес" для формирования общего списка в соответствии с "адрес" "Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов, и семей, имеющих детей-инвалидов". ФИО3 состоит в этом списке под номером "14". Эта категория граждан обеспечивается жильем за счет средств федерального бюджета. ФИО3 к военнослужащим запаса не относится. Снятие с учета производится на основании постановления Главы городского поселения "данные изъяты", такого постановления в отношении ФИО3 не принималось. Список инвалидов войны формировался для "адрес", в ответах ФИО6 до 2011 года ошибочно ссылались на этот список как на очередь граждан. Требование о компенсации морального вреда не признает, так как никакого вреда ФИО6 не причиняли.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает иск не подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст.49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
2. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
3. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
4. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
2. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
3. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
7. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст.55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
В соответствии со ст.56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;
6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
2. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
В соответствии со ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В соответствии со ст.6 Федерального Закона "О введении в действие ЖК РФ" с ДД.ММ.ГГГГ принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.
2. Граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
В соответствии со ст.33 ЖК РСФСР, действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений.
Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки.
В соответствии со ст. "адрес" "Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" для обеспечения жилыми помещениями следующих категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и принятых на учет:
а) инвалиды Великой Отечественной войны?
объем средств, предусматриваемый бюджетам муниципальных образований "адрес", определяется исходя из числа указанных лиц, общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по "адрес", устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
3. Граждане, указанные в части 1 настоящей статьи, имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета один раз.
4. Учет граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в порядке, предусмотренном "адрес" N 260/2005-ОЗ "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", с предъявлением документа, подтверждающего право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета.
Для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, признание их малоимущими не требуется.
В соответствии со ст. "адрес" "Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" средства федерального бюджета могут быть направлены органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов "адрес" (далее - органы местного самоуправления) на возмещение (частичное возмещение) стоимости жилых помещений, предоставленных гражданам из муниципального жилищного фонда.
В соответствии со ст. "адрес" "Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" формирование списков граждан, указанных в статье 1 настоящего Закона, осуществляется органами местного самоуправления. Списки формируются в хронологической последовательности, в соответствии с датой принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Списки ежемесячно уточняются органами местного самоуправления и при наличии изменений, но не реже одного раза в год представляются в центральный исполнительный орган государственной власти "адрес", проводящий на территории "адрес" государственную политику в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее - уполномоченный орган).
В соответствии со ст.151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
ФИО3 обратился в суд с иском об оспаривании постановления Главы городского поселения "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ в той части, что в указанном постановлении отсутствуют сведения о семье ФИО3, являющегося инвалидом войны. Как пояснил истец, ранее он состоял в очереди граждан как инвалид войны, а с 2011 года очередь инвалидов войны отсутствует. В связи с этим просит восстановить его в указанной очереди.
Ответчик иск не признал и пояснил, что ФИО3 как и раньше состоит на общем учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, а также на учете граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений в первоочередном порядке.
В суд представлено оспариваемое истцом постановление, из которого следует, что Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N утверждены Списки граждан, состоящих на учете в администрации городского поселения "адрес" в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При этом утверждены четыре Списка - единых список жителей городского поселения "адрес", состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; список жителей городского поселения "адрес", имеющих право на предоставление жилых помещений в первоочередном порядке; список жителей городского поселения "адрес", имеющих право на предоставление жилых помещений во внеочередном порядке; список военнослужащих запаса, состоящих на учете в городском поселении "адрес" в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Из постановления и приложений к нему следует, что в едином Списке граждан ФИО3 значится под номером "138", в Списке жителей городского поселения "адрес", имеющих право на предоставление жилых помещений в первоочередном порядке, ФИО3 значится под номером "33". В списке граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения, ФИО3 не значится, но при этом ФИО3 не оспаривал то обстоятельство, что он никогда не состоял на учете граждан, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения. Так же ФИО3 не оспаривал то обстоятельство, что он не относится к военнослужащим запаса. Таким образом, судом не установлено, что ФИО3 был снят с какой-либо очереди граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Кроме того, снятие с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях оформляется решением органа, на основании решения которого гражданин был принят на данный учет, решение должно содержать основания снятия с такого учета и должно быть направлено гражданину. Однако такого решения ФИО3 не представлено, об отсутствии такого решения пояснил представитель ответчика. В связи с этим оснований для признания Постановления от ДД.ММ.ГГГГ N частично незаконным не имеется.
В соответствии с ранее действующим Жилищным кодексом РСФСР (до ДД.ММ.ГГГГ) орган местного самоуправления мог вести учет граждан по трем спискам - общему списку граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, списку граждан, имеющих право на первоочередное предоставление жилых помещений, и списку граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений. Из пояснений сторон и представленных документов следует, что ФИО3 был включен как в общий список граждан, так и в список граждан, имеющих право на первоочередное предоставление жилых помещений.
После принятия Жилищного кодекса РФ закон стал предусматривать ведение общего учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, которым предоставление жилых помещений осуществлялось в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет (ст.57 ч.1 ЖК РФ). Однако, как пояснил представитель ответчика, было принято решение сохранить сформированные ранее списки первоочередников и внеочередников, о чем свидетельствует и оспариваемое постановление. При этом каких-либо нарушений прав ФИО3 суд не усматривает.
Ведение отдельного учета граждан, являющихся инвалидами войны, ни ранее действовавшим ЖК РСФСР, ни действующим в настоящее время ЖК РФ не предусмотрено.
При этом статьей 49 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения муниципального жилищного фонда могут предоставляться по договорам социального найма органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В данном случае таким специальным законом является "адрес" "Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов". Так как ФИО3 является инвалидом второй группы и имеет право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для инвалидов Отечественной войны (л.д.13), то он учитывался как инвалид войны в городском поселении "адрес" под номером "2" на ноябрь 2010 года, после чего был включен в сводный список граждан - льготников, нуждающихся в улучшении жилищных условий согласно приведенного "адрес" и будет обеспечен жильем за счет средств федерального бюджета порядке очередности, о чем ему и было сообщено ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12). Так как порядок обеспечения жилыми помещениями инвалидов войны предусмотрен специальным законом, то действия Администрации городского поселения "адрес" являются правомерными. Оснований для восстановления ФИО3 в какой-либо очереди граждан, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, суд не усматривает, так как ФИО3 по месту жительства состоит в общем списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в списке граждан, имеющих право на первоочередное предоставление жилых помещений, а также в сводном списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с "адрес" "Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов".
При таких обстоятельствах и отсутствии со стороны ответчика нарушения неимущественных прав истца, требование ФИО3 о компенсации морального вреда суд оставляет без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО3 к ФИО2 муниципального образования городское поселения "адрес" о признании постановления незаконным, обязании восстановить в очереди, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Московский областной суд через Талдомский районный суд.
Судья И.В.Никитухина
Решение в окончательной форме
принято ДД.ММ.ГГГГ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.