Шатурский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Давыдова Ю.С.,
при секретаре Осиповой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рысиной АМ к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области об установлении удельного показателя кадастровой стоимости одного квадратного метра земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Рысина А.М. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области, Шатурскому отделу филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, ссылаясь на следующее.
Она является собственником земельного участка с кадастровым номером N, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; с разрешенным видом использования: для ведения крестьянского хозяйства; площадью 35000 кв.м.; местоположение: "адрес". Постановлением главы Шатурского муниципального района Московской области N от 03.02.2012 года вид разрешенного использования принадлежащего ей земельного участка с "для ведения крестьянского хозяйства" изменен на "для дачного строительства". В связи с измененным видом использования земельного участка, ей выданы новое свидетельство о государственной регистрации права и кадастровая выписка на земельный участок, в которой удельный показатель кадастровой стоимости установлен в размере 2402,59 рублей за 1 кв.м. Из этого показателя была рассчитана кадастровая стоимость земельного участка, исходя из его площади, которая составила 84.090.650 рублей. Внесение данного показателя было осуществлено Шатурским отделом филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области. Считает, что показатель кадастровой стоимости указан неверно. Рассчитанная на основании него кадастровая стоимость в значительной степени превышает рыночную стоимость земельного участка. Полагает, что подлежит применению средний удельный показатель кадастровой стоимости земель по Шатурскому району, установленный Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 21.11.2005 года N-РМ в размере 35,18 рублей за один квадратный метр. Исходя из этого показателя должна рассчитываться кадастровая стоимость её земельного участка, которая составит 1253350 рублей. На основании изложенного просит:
- признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области по формированию в Государственном земельном кадастре недостоверных сведений об удельном показателе кадастровой стоимости её земельного участка с кадастровым номером N
- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области установить до даты очередных результатов государственной кадастровой оценки земель, удельный показатель кадастровой стоимости её земельного участка с кадастровым номером N равным 35 рублей 81копейка за 1 кв.м.;
- обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области исключить их государственного кадастра недвижимости сведения об экономических характеристиках удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2402 рубля 59 копеек за 1 кв.м. и рассчитанной по этому показателю сведения о размере кадастровой стоимости в размере 84090650 рублей;
- обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области внести в сведения об экономических характеристиках удельного показателя кадастровой стоимости в размере 35 рублей 81 копейка за 1 кв.м. и внести кадастровую стоимость 1253350 рублей земельного участка с кадастровым номером N.
В соответствии с Приказом Минэкономразвития от 13.09.2011 N 473 "О реорганизации бюджетных учреждений "Кадастровая палата" по субъектам РФ" ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области реорганизована в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области).
Ответчик Шатурский отдел филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области статусом юридического лица не обладает, гражданской правоспособности не имеет, и по этому основанию, с согласия истицы Рысиной А.М., судом произведена его замена на надлежащего ответчика - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области, о чем вынесено соответствующее определение от 23.10.2012 года.
В судебное заседание истец Рысина А.М. не явилась. Её представитель адвокат Сергиенко Д.Н. требования поддержал по доводам, изложенным в иске. Просит их удовлетворить.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии Московской области по доверенности Евланова А.В. исковые требования не признала, по доводам, изложенным в письменном и приобщенном к материалам дела возражении. Указала, что на основании приказа Росреестра от 11.03.2010 года N П/93 "О наделении Федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" по субъектам РФ полномочиями органами кадастрового учета" и полномочиями по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости наделена кадастровая палата и её территориальные органы. Держателем государственного кадастра недвижимости и сведений, содержащихся в нем о кадастровой стоимости, удельном показателе кадастровой стоимости является ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области в лице Шатурского отдела. На основании этого считает, что Управление Росреестра по Московской области, которое не осуществляет ведение государственного кадастра недвижимости, является ненадлежащим ответчиком по данному делу. Поэтому основанию, а так же считая законность внесения кадастровым органом сведений об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка Рысиной А.М., как соответствующим Методическим указаниям, просит в удовлетворении иска отказать.
Представитель ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области по доверенности Мухин А.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, по доводам, изложенным в письменном и приобщенном к материалам дела отзыве. В обоснование возражений указал, что кадастровый орган не наделен полномочиями по определению удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков. Удельный показатель кадастровой стоимости при внесении в ГКН утверждается Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области "Об утверждении результатов государственной оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области". Кадастровый орган производит лишь расчет кадастровой стоимости земель. Указал, что экономический показатель в установленном законодательством порядке на территории Шатурского района не утверждался и государственная кадастровая оценка земель с разрешенным видом использования - для дачного строительства на территории Шатурского района не проводилась. Таким образом, удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв.м. земельного участка и, соответственно, его кадастровую стоимость можно определить только путем умножения среднего показателя для субъекта РФ, а именно для Московской области (2402,59 рублей) значения удельного показателя кадастровой стоимости на площадь земельного участка. Удельный показатель и кадастровая стоимость земельного участка истицы определены в соответствии с Методическими указаниями. По указанным основаниям просит в удовлетворении иска отказать.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Рысина А.М. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; с разрешенным видом использования: для ведения крестьянского хозяйства; площадью 35000 кв.м.; местоположение: "адрес".
Постановлением главы Шатурского муниципального района "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ вид разрешенного использования принадлежащего ей земельного участка с "для ведения крестьянского хозяйства изменен на "для дачного строительства", при этом категория земель осталась прежней - земли сельскохозяйственного назначения.
19.06.2012 года в связи с измененным видом использования земельного участка, Рысиной А.М. получено новое свидетельство о государственной регистрации права.
В полученной кадастровой выписке на земельный участок удельный показатель кадастровой стоимости указан в размере 2402,59 рублей за 1 кв.м. Соответственно из этого показателя была рассчитана кадастровая стоимость земельного участка, исходя из его площади, которая составила 84.090.650 рублей.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения государственного земельного кадастра являются государственным информационным ресурсом.
В силу части 2 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, дата утверждения результатов определения такой стоимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пункт 2).
При этом, статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющая налоговую базу по земельному налогу как кадастровую стоимость земельного участка, содержит отсылку к порядку определения кадастровой стоимости в соответствии с земельным законодательством.
В соответствии с п. 5 ст. 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно п.2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель, которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
Согласно п. 5 и 9 Правил, кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр. Государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а так же иных методов массовой оценки недвижимости.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 года N 121-РМ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области. В результате принятия указанного распоряжения изменилась кадастровая стоимость земельных участков в Московской области, а соответственно, и налогооблагаемая база. При этом, средний удельный показатель кадастровой стоимости для дачных объединений по Шатурскому муниципальному району указанным Распоряжением не установлен.
Поскольку земельный участок Рысиной А.М. не был включен в инвентаризационную опись земель, подлежащих государственной кадастровой оценке, и вид разрешенного использования был изменен в 2012 году, то его кадастровая стоимость должна была определяться в соответствии с п. 2.3.1. Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ N 222 от 12.08.2006 года.
Согласно п. 2.3.1. Методических указаний в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельных участков, расположенных в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений, его кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения группы или вида объединений, соответствующих измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка.
Таким образом, указанными нормативными актами установлена возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, вид разрешенного использования которого был изменен, путем умножения среднего только для муниципального района, а не субъекта в целом, удельного показателя кадастровой стоимости земель вида объединения соответствующего измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка.
Видом объединения, соответствующим измененному виду разрешенного использования земельного участка Рысиной А.М. (дачное строительство), является дачное объединение.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 21.11.2005 года N 166-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических, дачных объединений Московской области" были утверждены результаты государственной кадастровой оценки государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических, дачных объединений Московской области, согласно которым среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земель по Шатурскому муниципальному району составляет 35 рублей 81 копейка за 1 квадратный метр.
Пунктом 2 Распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 года N 121 - РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических, дачных объединений Московской области" установлено, что Распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 21.11.2005 года N 166-РМ применяется в части, не противоречащей настоящему распоряжению.
Принимая во внимание, что Распоряжением N 121 - РМ средний удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков дачных объединений для Шатурского муниципального района установлен не был, вид разрешенного использования земельного участка Рысиной А.М. был изменен в 2012 году, суд приходит к выводу, что подлежит применению средний удельный показатель кадастровой стоимости для дачных объединений по Шатурскому муниципальному району, установленный Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 21.11.2005 года N 166-РМ, а именно: 35 рублей 81 копейка за 1 квадратный метр.
Исходя из этого показателя кадастровая стоимость земельного участка Рысиной А.М. площадью 35000 кв.м. составит: 35,81 руб х 35000 кв.м. = 1253350 рублей.
Внесение в государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка с нарушением требований законодательства Российской Федерации, нарушает права и законные интересы Рысиной А.М., связанные с уплатой установленного законодательством земельного налога, поскольку порядок исчисления этого налога, установленный налоговым законодательством, прямо связан с соблюдением требований земельного законодательства при определении кадастровой стоимости земельного участка и внесении этих данных в государственный кадастр недвижимости.
Установление судом удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Заявленные Рысиной А.М. исковые требования, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка. Следовательно, такая обязанность должна быть возложена именно на орган кадастрового учета, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке.
При таких обстоятельствах, суд считает, что требования Рысиной А.М. о возложении обязанности на орган кадастрового учета об исключении из ГКН сведений об экономических характеристиках удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2402 рубля 59 копеек за 1 квадратный метр и рассчитанной по этому показателю кадастровой стоимости земельного участка в размере 84090650 рублей, а так же требования о внесении сведений об удельном показателе кадастровой стоимости её земельного участка в размере 35,81 рублей и кадастровой стоимости в размере 1253350 рублей, - суд считает обоснованными, законными и подлежащими удовлетворению.
С правомерностью требований Рысиной А.М. об оспаривании действий регистрационного органа по формированию в ГКН недостоверных сведений об удельном показателе кадастровой стоимости её земельного участка суд согласиться не может.
Согласно ст. 3 Закона о государственном кадастре недвижимости кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости. Полномочия органа кадастрового учета, вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "ФКП Росреестра" по Московской области является подведомственным Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии учреждением, осуществляющим полномочия органа кадастрового учета
В соответствии с Приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета") ФГУ "Кадастровая палата" согласно Плану-графику с 15 сентября 2010 года наделено полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Совместным приказом Министерства экономического развития РФ и Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии N П/531 от 26.12.2011 года с 01 марта 2012 года полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик наделено ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Поскольку сведения об экономической характеристике земельного участка Рысиной А.М. сформированы в ГКН по состоянию на 13.04.2012 года, то есть после 01.03.2012 года, то в удовлетворении требований к Управлению Росреестра следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Рысиной АМ удовлетворить частично;
Обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения об экономических характеристиках удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2402,59 рублей за 1 кв.м. и рассчитанной по этому показателю кадастровой стоимости в размере 84090650 рублей земельного участка с кадастровым номером N категории земель: земли сельскохозяйственного назначения; с разрешенным использованием: для дачного строительства; площадью 35000 кв.м. местоположение: Московская область, Шатурский райн, юго-западнее д. Пожога.
Обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области внести в государственный кадастр недвижимости сведения об экономических характеристиках удельного показателя кадастровой стоимости в размере 35,81 рублей за 1 кв.м. и рассчитанной по этому показателю кадастровой стоимости в размере 1.253.350 рублей земельного участка с кадастровым номером N категории земель: земли сельскохозяйственного назначения; с разрешенным использованием: для дачного строительства; площадью 35000 кв.м. местоположение Московская область, Шатурский райн, юго-западнее д. Пожога.
В удовлетворении требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области - отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Шатурский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательном виде.
Судья Ю.С.Давыдова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.