Электростальский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Рыжовой Г. А.,
при секретаре Коршуновой А. О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шпагиной Анны Борисовны к Администрации городского округа Электросталь Московской области о признании незаконным отказа в предоставлении жилого помещения и обязании предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Истец Шпагина А. Б. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа Электросталь, в котором просит признать отказ ответчика в предоставлении ей вне очереди жилого помещения незаконным и обязать ответчика предоставить ей вне очереди жилое помещение по договору социального найма взамен жилого помещения, которое признано в установленном порядке непригодным для проживания.
Истец указала, что является собственником комнаты в коммунальной квартире, расположенной по адресу: Московская область, г. Электросталь, "адрес", на основании договора купли-продажи от 14.11.2008 г., свидетельство о государственной регистрации права выдано 04.12.2008 г. По указанному адресу жила с ноября 2008 г. по 29.06.2009 г.
29.06.2009 г. в 00-33 мин. в доме произошел пожар. Согласно справке следственного отдела при Электростальском ОВД в период времени с 23-50 мин. 28.06.2009 г. по 00-15 час. 29.06.2009 г. неустановленное лицо совершило поджог чердачного помещения дома, в результате пожара чердачное помещение частично обрушено, повреждены огнем и пролито водой при тушении пожара 60 квартир, в т. ч. ее-истицы комната.
Постановлением Главы администрации г. Электросталь жилые помещения, расположенные 1-4 секциях многоквартирного дома "номер" по "адрес" в г. Электросталь, признаны непригодными для проживания в связи с несоответствием указанных помещений требованиям, предъявляемым к жилому помещению, из-за произошедшего пожара.
После пожара она с несовершеннолетним ребенком проживает временно у знакомых.
В конце апреля 2012 г. она обратилась к Администрации г.о. Электросталь с заявлением о представлении ей вне очереди жилого помещения по договору социального найма взамен жилого помещения, которое признано в установленном порядке непригодным для проживания. 13.06.2012 г. получила ответ, которым ей отказано в предоставлении жилого помещения в связи с тем, что на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, она не состоит.
С отказом не согласна, считает его незаконным. Сослалась на ст. 57 ЖК РФ - жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: 1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, и ремонту или реконструкции не подлежат. Кроме того, указала, что, согласно Определению Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 N 376-О-П "По жалобе гражданина ФИО1 на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации": Пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, как лишившимся своих жилых помещений в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
В судебном заседании истец Шпагина А. Б. и ее представитель адвокат ЭФ МОКА Теймуршахов Н. Ф., действующий на основании ордера от 03.07.2012 г., требования и обоснование иска поддержали, просили иск удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации городского округа Электросталь Московской области Чурилова О. Н., действующая на основании доверенности от 22.12.2011 г., требований истца не признала, просила в иске отказать в полном объеме по основаниям представленного суду письменного отзыва, который в полном объеме поддержала.
Выслушав истца Шпагину А. Б., ее представителя Теймуршахова Н. Ф., представителя ответчика Чурилову О. Н., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Таким образом, реализуя указанную выше конституционную обязанность, федеральное законодательство предусмотрело для случаев признания в установленном порядке жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ), но при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч. 2).
Такое законодательное регулирование, как отметил Конституционный Суд РФ в своем Определении от 5 марта 2009 года N 376-О-П "По жалобе гражданина ФИО1 на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации", согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции РФ, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в определении от 05 марта 2009 года N 376-О-П, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.
Поскольку действующим законодательством на государство возложена обязанность по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных или иных жилищных фондов в соответствии с установленным законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, а законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит или ранее принадлежало жилое помещение, то нуждающимся может быть признан как наниматель, так и собственник помещения.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 25 февраля 2005 года N 18 утверждены Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма.
Органам местного самоуправления при предоставлении малоимущим гражданам жилых помещений по договору социального найма рекомендуется учитывать, что малоимущим гражданам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях на условиях социального найма, жилые помещения предоставляются в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет (п. 28). Граждане, имеющие право на внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма, включаются в отдельные списки (п. 17). На основании Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (п. 29). К лицам, имеющим право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, отнесены также граждане, подлежащие выселению из аварийных домов, подлежащих сносу или реконструкции.
Шпагина А. Б., "дата" г. рождения, является собственником жилого помещения - комнаты "номер", общей площадью 22,8 кв.м., в трехкомнатной коммунальной квартире, расположенной на 5 этаже, по адресу: Московская область, г. Электросталь, "адрес"; право собственности возникло на основании договора купли-продажи от 14.11.2008 г. и зарегистрировано 04.12.2008 г. Указанные обстоятельства подтверждены представленными истцом свидетельством о государственной регистрации права, договором купли-продажи, а также представленными Электростальским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 27.07.2012 "номер" и надлежащим образом заверенными копиями документов, послуживших основанием для государственной регистрации права собственности (л. д. 10,11, 29, 30-41).
Согласно справке от 09.07.2009 г. "номер" отдела Государственного пожарного надзора по г. Электросталь ГУ МЧС по Московской области, 29.06.2009 г. в 00 час. 33 мин. произошел пожар в жилом доме по адресу: Московская область, г. Электросталь, "адрес" (л. д. 8).
Постановлением Администрации городского округа Электросталь Московской области от 21.10.2009 "номер", принятым на основании протокола "номер" от 23 сентября 2009 года Межведомственной комиссии по оформлению разрешений на проведение переустройства и перепланировки жилых помещений, признанию жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания и переводу жилых помещений в нежилые при Администрации городского округа Электросталь Московской области, в соответствии с Жилищным кодексам РФ, Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47, - жилые помещения, расположенные в 1-4 секциях (подъездах) многоквартирного дома "номер" по "адрес" в г. Электросталь, признаны непригодными для проживания в связи с несоответствием указанных помещений требованиям, предъявляемым к жилому помещению, из-за произошедшего 29 июня 2009 г. пожара в доме (л. д. 9, 47).
В судебном заседании истица указала на отсутствие договора о страховании жилого помещения, принадлежащего ей на праве собственности.
28.04.2012 г. Шпагина А. Б. обратилась в Администрацию городского округа Электросталь с заявлением о внеочередном предоставлении ей по договору социального найма жилья взамен признанного в установленном законом порядке непригодным для проживания, на что получила ответ от 25.05.2012 г. "номер", в котором ей разъяснено, что в соответствии жилищным законодательством жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, признанным малоимущими в установленном законом порядке, и нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ; она-Шпагина А. Б. в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в Администрации городского округа Электросталь Московской области в настоящее время не состоит; предоставление ей другого жилого помещения в связи с переселением будет осуществляться в соответствии с законодательством; по вопросу расселения собственников жилых помещений в доме "номер" по "адрес" направлена соответствующая информация (л. д. 7).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", - Жилищным кодексом РФ не установлены правовые последствия признания в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирного дома, в котором проживают не только собственники жилых помещений, но и наниматели жилых помещений по договору социального найма. Учитывая это, при рассмотрении споров, связанных с обеспечением жилищных прав собственников жилых помещений в таком многоквартирном доме, суд вправе исходя из норм ч. 1 ст. 7 ЖК РФ о применении жилищного законодательства по аналогии применить к названным отношениям положения ч. 10 ст. 32 ЖК РФ об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.
В силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае применяются нормы частей 1-3, 5-9 ст. 32 ЖК РФ. При этом положения ч. 4 ст. 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
Из анализа приведенных положений закона следует, что решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Бездействие органа местного самоуправления по принятию соответствующих решений, необходимых для соблюдения процедур, перечисленных в ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, может являться основанием для его обжалования гражданами в установленном законом порядке.
Кроме того, предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон. При отсутствии согласия органа местного самоуправления на предоставление гражданину другого жилого помещения взамен изымаемого суд не может обязать орган местного самоуправления предоставить гражданину такое жилое помещение, поскольку из содержания ст. 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения (п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации").
Исходя из правового смысла положений, содержащихся в ст. 32 ЖК РФ, собственник жилого помещения вправе требовать предоставления другого жилого помещения в порядке, предусмотренном ст. ст. 57, 85-89 ЖК РФ, только при отсутствии у него иного пригодного для постоянного проживания жилого помещения.
Из сообщения отдела УФМС России по Московской области в г. о. Электросталь от 17.08.2012 г. усматривается, что истица Шпагина А. Б., "дата" г. рождения, зарегистрированной по месту жительства, по месту пребывания или снятой с регистрационного учета по учетам отдела не значится (л. д. 44, 45).
Согласно данным паспорта истицы, а также сведениям, содержащимся в справке ОРГ1 г. Ногинск-5 от 20.09.2012 г. и в выписке из домовой книги от 20.09.2012 г., истица Шпагина А. Б., "дата" г. рождения, с 25.03.2004 года и по настоящее время постоянно зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении по адресу: Московская область, Ногинский район, г. Ногинск-5, "адрес"; совместно истицей в указанном жилом помещении с 15.11.2003 г. зарегистрирован ее сын ФИО2, "дата" г. рождения. Граждане ФИО3, "дата" г. рождения, и ФИО4, "дата" г. рождения, ранее имевшие регистрацию в этом жилом помещении с 21.03.1963 г. и с 27.12.1990 г., соответственно, выбыли из такового 31.10.1994 г. и 20.11.2005 г., соответственно.
Таким образом, судом установлено, что истица Шпагина А. Б. и ее несовершеннолетний сын на законном основании имеют право по пользованию иным жилым помещением, расположенным в ином населенном пункте - в городе Ногинск-5, где, как указано истицей в судебном заседании 10.09.2012 г., истица трудоустроена в МДОУ "наиемнование" "должность" (л. д. 58, 59, 48-49).
При этом в судебном заседании 01.10.2012 г. истица не оспаривала, что она в установленном законом порядке не признавалась утратившей право по пользованию жилым помещением по месту регистрации, которое представляет собой однокомнатную квартиру, общей площадью примерно 30 кв.м.; равно как не оспаривала, что нигде на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не состоит, малоимущей в установленном законом порядке не признавалась.
С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что истице ответчиком правомерно и в пределах полномочий дан ответ от 25.05.2012 г. "номер"; истица вследствие произошедшего в многоквартирном доме пожара лишилась принадлежащей ей на праве собственности комнаты, которая, однако, не являлась единственным жилищем истицы, а при наличии у истицы иного жилого помещения в г. Ногинск-5 на праве пользования, кроме находящегося в собственности непригодного вследствие произошедшего пожара для проживания жилого помещения в г. Электростали, собственник Шпагина А. Б. может реализовать свои права в соответствии со ст. 32 ЖК РФ без предоставления ей во внеочередном порядке жилого помещения.
При таких обстоятельствах Шпагиной А. Б. в удовлетворении иска надлежит отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Шпагиной Анне Борисовне в удовлетворении требований о признании незаконным отказа Администрации городского округа Электросталь Московской области в предоставлении жилого помещения и обязании предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Электростальский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: Рыжова Г. А.
В окончательной форме решение судом принято 08 октября 2012 года.
Судья: Рыжова Г. А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.