Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Худиной М.И.,
судей Небера Ю.А., Емельяновой Ю.С.,
при секретаре Жернаковой Е.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по исковому заявлению Бакилина В.Е. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области N 2749 от 05.12.2011 об отказе в перерасчете размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения, возложении обязанности на ответчика произвести перерасчет дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения в соответствии с Указом Президента РФ от 23.08.2000 N 1563 с учетом страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса со дня установления дополнительного материального обеспечения
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО Северск Томской области на решение Северского городского суда Томской области от 27 июля 2012 года.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бакилин В.Е. обратился в суд с указанным иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области (далее - ГУ УПФ РФ). В обоснование заявленных требований указал, что работал в организации ядерного оружейного комплекса ОАО "Сибирский химический комбинат" 38 лет 02 месяца. С 30.08.2011 ему выплачивается дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение (далее - ДМО). При назначении ДМО был учтен только стаж его работы в видах деятельности, предусмотренных Перечнем, утвержденным Указом Президента РФ от 23.08.2000 N1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса РФ", - 09 лет 10 месяцев, при этом не учтен общий страховой стаж работы в организации ядерного оружейного комплекса, что противоречит подп. б п. 3 Указа Президента РФ от 23.08.2000 N 1563, п.п. 9, 10 Положения "Об установлении, выплате, перерасчете и индексации размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса РФ и военных представительствах Министерства обороны РФ, созданных в этих организациях при выходе их на трудовую пенсию". 01.12.2011 он обратился в ГУ - УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области с заявлением о перерасчете размера ДМО с учетом общего страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса. Решением ГУ - УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области от 05.12.2011 N 2749 в перерасчете ДМО ему отказано. Истец просил суд признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области N 2749 от 05.12.2011 об отказе в перерасчете размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения, возложить обязанность на ответчика произвести перерасчет дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения в соответствии с Указом Президента РФ от 23.08.2000 N 1563 с учетом страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса 38 лет 02 месяца со дня установления дополнительного материального обеспечения - с 30.08.2011.
Дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Представитель ответчика ГУ - УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области в письменном заявлении просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица ОАО "Сибирский химический комбинат" представил письменный отзыв, в котором указал, что установление и перерасчет ежемесячного пожизненного материального обеспечения входит в компетенцию органа, осуществляющего пенсионное обеспечение. Права и обязанности ОАО "СХК" при этом никак не нарушаются.
Суд на основании п. 2 Указа Президента РФ от 23.08.2000 N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса РФ", ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" исковые требования Бакилина В.Е. удовлетворил полностью.
В апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области просит решение суда отменить, принять новое решение, которым Бакилину В.Е. в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что право на назначение ДМО имеют только те работники, которые непосредственно принимали участие в видах деятельности, предусмотренных Указом Президента. Со ссылкой на положения ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" указывает, что при определении размера ДМО учет страхового стажа работы в организациях ЯОК не предусмотрен, а потому суд неверно истолковал положения закона при вынесении решения. Считает, что увеличение размера ДМО зависит от страхового стажа работы на соответствующих видах работ в организации ядерного оружейного комплекса, предусмотренных Перечнем, утвержденных Указом. На основании изложенного полагает, что расчет ДМО был произведен Пенсионным фондом верно, оснований для его перерасчета не имеется. Кроме того, к участию в деле должно было быть привлечено Министерство финансов в лице Федерального казначейства, поскольку ДМО выплачивается из средств федерального бюджета, однако ходатайство Управления о привлечении последнего к участию в деле судом необоснованно было отклонено.
В возражениях на апелляционную жалобу Бакилин В.Е. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие истца Бакилина В.Е., представителя ответчика ГУ - УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области, представителя третьего лица ОАО "СХК", извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив материалы дела по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Из трудовой книжки (л.д.14-16) истца следует, что он работал на Сибирском химическом комбинате с 16.04.1973 по 30.06.2011, из них: с 16.04.1973 по 01.09.1988 - /__/; с 01.09.1988 по 01.03.2006 - /__/; с 01.03.2006 по 01.04.2009 - /__/; с 01.04.2009 по 30.06.2011 - /__/. 30.06.2011 уволен в связи с переводом работника по его просьбе на работу к другому работодателю по п.5 ч.1 ст. 77 Трудового кодекса РФ.
Пенсионным удостоверением N 094216, выданным 23.08.2005, выпиской из пенсионного дела от 09.12.2011 подтверждено, что трудовая пенсия по старости Бакилину В.Е. назначена по подп.1 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с 10.08.2005.
Согласно распоряжения ГУ-УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области N58972 от 30.09.2011, Бакилину В.Е. установлена доплата как работнику ядерного комплекса в сумме /__/ руб. с 30.08.2011.
В соответствии со справкой N39/136, выданной ОАО "Сибирский химический комбинат" 31.08.2011, Бакилин В.Е. имеет страховой стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 1 п.1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (Список N1) 09 лет 10 месяцев на работах производство делящихся материалов, радиоактивных веществ. Страховой стаж работы в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, - 38 года 02 месяца (л.д. 11).
Согласно выписке из пенсионного дела Бакилина В.Е., суммарный размер ДМО со страховой частью трудовой пенсии составляет 55% - /__/ руб., расчетный ДМО - /__/ руб.
Решением ГУ-УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области N2749 от 05.12.2011 Бакилину В.Е. отказано в перерасчете дополнительного материального обеспечения с учетом общего страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса РФ в 38 лет 02 месяца.
Удовлетворяя требования истца о назначении и перерасчете ДМО с учетом страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса, суд первой инстанции исходил из того, что общий страховой стаж работы в организации ядерного оружейного комплекса влияет на суммарный размер ДМО со страховой частью трудовой пенсии, является основанием для его увеличения при наличии определенных условий.
Судебная коллегия считает возможным согласиться с приведенным выводом суда первой инстанции на основании следующего.
Указом Президента РФ от 23.08.2000 N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса РФ" установлено дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение при выходе на пенсию в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" либо на досрочно оформленную пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и при условии прекращения трудовой деятельности в организациях, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, гражданам, непосредственно участвовавшим в видах деятельности, предусмотренных перечнем (п.2).
Дополнительное обеспечение при соблюдении указанных выше условий устанавливается также гражданам, вышедшим на досрочно оформленную пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (п. 3 Положения об установлении выплат, перерасчете и индексации размера дополнительного обеспечения гражданам, осуществляющим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса РФ и военных представительствах Министерства обороны РФ, созданных в этих организациях, при выходе их на трудовую пенсию, утв. постановлением Правительства РФ от 01.09.2005 N 549 "О мероприятиях по совершенствованию системы мер социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса РФ").
В силу пп. "б" п. 3 Указа Президента РФ от 23.08.2000 N 1563 суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости (трудовой пенсией по инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при назначении дополнительного обеспечения должен в зависимости от страхового стажа работы в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, страхового стажа на соответствующих работах, выполнение которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наличия государственных наград Российской Федерации и (или) СССР (РСФСР) составлять от 55 до 75 процентов среднемесячного заработка за полные 12 месяцев непрерывной работы в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, предшествовавших одному из следующих событий: дню выхода на пенсию; дню выработки стажа на соответствующих работах, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 1 или 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; дню прекращения осуществления видов деятельности, указанных в перечне; дню прекращения работы в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях. При этом суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости (инвалидности) при назначении дополнительного обеспечения не должен превышать 10-кратный размер базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренный пунктом 1 статьи 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на день назначения дополнительного обеспечения.
Согласно п. 9-10 Положения об установлении выплат, перерасчете и индексации размера дополнительного обеспечения гражданам, осуществляющим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса РФ и военных представительствах Министерства обороны РФ, созданных в этих организациях, при выходе их на трудовую пенсию, утв. постановлением Правительства РФ от 01.09.2005 N 549 "О мероприятиях по совершенствованию системы мер социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса РФ" (далее - Положение) минимальный суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости (инвалидности) составляет 55 процентов среднемесячного заработка гражданина за полные 12 месяцев непрерывной работы в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах, предшествовавших одному из следующих событий: а) дню выхода на пенсию; б) дню выработки страхового стажа на соответствующих работах, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 или 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; в) дню прекращения осуществления видов деятельности, указанных в перечне; г) дню прекращения работы в организации ядерного оружейного комплекса или в военном представительстве.
При этом суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости (инвалидности) увеличивается: на 1 процент среднемесячного заработка за каждый полный год страхового стажа сверх 20 лет страхового стажа при работе в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах - для граждан, указанных в подпункте "а" пункта 2 настоящего Положения; на 1 процент среднемесячного заработка за каждый полный год страхового стажа сверх страхового стажа на соответствующих работах, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацем первым подпункта 1 или абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", - для граждан, указанных в подпункте "б" пункта 2 настоящего Положения.
Кроме того, суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости (инвалидности) увеличивается на 1 процент среднемесячного заработка гражданина при осуществлении им предусмотренных перечнем видов деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) военных представительствах за каждый полный год страхового стажа: сверх 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин при назначении трудовой пенсии на общих основаниях; сверх страхового стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии в соответствии с подпунктами 1 или 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно подп.1 п.1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
Страховой стаж - учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (ст. 2 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ").
Таким образом, по смыслу абз. 4 п.10 Положения увеличение суммарного размера ДМО со страховой частью трудовой пенсии для граждан, осуществлявших предусмотренные перечнем виды деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) военных представительствах, напрямую зависит от общего страхового стажа, данный размер изменяется (увеличивается) при наличии общего страхового стажа более необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии в соответствии с подпунктами 1 или 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", то есть 20 лет для мужчин, 15 лет - для женщин.
Изложенное смысловое содержание также подтверждается преамбулой к Указу Президента РФ от 23.08.2000 N1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации", согласно которой целью установления дополнительного пожизненного обеспечения является адресная социальная поддержка специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации.
Установив, что истцу назначена трудовая пенсия по старости на основании пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", его общий страховой стаж в организации ядерного оружейного комплекса СХК составляет более 20 лет, необходимых для назначения пенсии по п. 1 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а именно 38 лет 02 месяца, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Бакилин В.Е. имеет право на увеличение суммарного размера ДМО вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости с учетом страхового стажа работы 38 лет 02 месяца в организации ядерного оружейного комплекса.
Отказ в перерасчете суммарного размера ДМО вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости обоснован ответчиком тем, что при применении абзаца 4 п. 10 Положения следует принимать во внимание только страховой стаж работ, предусмотренных Перечнем видов деятельности в организации ядерного оружейного комплекса.
Судебная коллегия считает возможным согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что приведенная позиция ответчика противоречит абз. 4 п. 10 Положения, а потому отвергает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направленные на несогласие с позицией суда первой инстанции по толкованию примененных норм материального права.
Довод жалобы о том, что к участию в деле не привлечено Министерство финансов РФ, в то время как финансирование расходов на выплату ДМО происходит из средств федерального бюджета, не основан на законе.
В соответствии с п. 5 Положения об установлении, выплате, перерасчете и индексации размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, и военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, при выходе их на трудовую пенсию, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.09.2005 N 549 (ред. от 13.05.2010) "О мероприятиях по совершенствованию системы мер социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации", дополнительное обеспечение устанавливается по решению органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.
В правоотношениях по выделению денежных средств на указанные нужды гражданин, заявивший о праве на получение или перерасчете ДМО, не участвует, а потому оснований для привлечения к участию в деле Министерства финансов РФ не имеется.
С учетом изложенного решение суда является законным, обоснованным, отмене или изменению по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 327, 327.1, п. 1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Северского городского суда Томской области от 27 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО Северск Томской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.