Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Худиной М.И.,
судей Емельяновой Ю.С., Небера Ю.А.
при секретаре Жернаковой Е.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по исковому заявлению Сорокина А. И. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области о признании незаконным назначения дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения, предусмотренного Указом Президента РФ от 23.08.2000 N 1563, без учета страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса РФ, признании незаконным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области N 1723 от 22.06.2012 об отказе в перерасчете размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения с учетом данного стажа, возложении обязанности на ответчика назначить дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение с учетом страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса и произвести перерасчет дополнительного материального обеспечения с учетом страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса со дня установления дополнительного материального обеспечения
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО Северск Томской области на решение Северского городского суда Томской области от 20 июля 2012 года.
Заслушав доклад председательствующего, пояснения представителя Сорокина А.И. Новиковой М.Е., возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сорокин А.И. обратился в суд с указанным иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области (далее - ГУ УПФ РФ). В обоснование заявленных требований указал, что работал в организации ядерного оружейного комплекса ОАО "Сибирский химический комбинат" 43 года 03 месяца. С 19.01.2012 ему выплачивается дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение (далее - ДМО). При назначении ДМО был учтен только стаж его работы в видах деятельности, предусмотренных Перечнем, утвержденным Указом Президента РФ от 23.08.2000 N1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса РФ", - 09 лет 02 месяца, при этом не учтен общий страховой стаж работы в организации ядерного оружейного комплекса, что противоречит подп. б п. 3 Указа Президента РФ от 23.08.2000 N 1563, п.п. 9, 10 Положения "Об установлении, выплате, перерасчете и индексации размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса РФ и военных представительствах Министерства обороны РФ, созданных в этих организациях при выходе их на трудовую пенсию". 20.06.2012 он обратился в ГУ - УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области с заявлением о перерасчете размера ДМО с учетом общего страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса. Решением ГУ - УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области от 22.06.2012 N 1723 в перерасчете ДМО ему отказано. Просил суд признать незаконным решение ГУ - УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области от 22.06.2012 N 1723 об отказе в перерасчете размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения; обязать ГУ - УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области назначить ему ДМО с учетом страхового стажа работы - 43 года 03 месяца в организации ядерного оружейного комплекса и произвести перерасчет размера ДМО с учетом страхового стажа работы 43 года 03 месяца в организации ядерного оружейного комплекса с даты назначения - с 08.02.2012.
Дело рассмотрено в отсутствие истца Сорокина А.И., представителя ответчика ГУ - УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области, представившего письменные возражения по существу заявленных требований.
Представитель истца Новикова М.Е. в судебном заседании требования истца поддержала по указанным в иске основаниям.
Суд на основании п. 2 Указа Президента РФ от 23.08.2000 N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса РФ", ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" исковые требования Сорокина А.И. удовлетворил полностью.
В апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области просит решение суда отменить, принять новое решение, которым Сорокину А.И. в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что право на назначение ДМО имеют только те работники, которые непосредственно принимали участие в видах деятельности, предусмотренных Указом Президента. Со ссылкой на положения ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" считает, что при определении размера ДМО учет страхового стажа работы в организациях ЯОК не предусмотрен, а потому суд неверно истолковал положения закона при вынесении решения. Увеличение размера ДМО зависит от страхового стажа работы на соответствующих видах работ в организации ядерного оружейного комплекса, предусмотренных Перечнем, утвержденным Указом. Расчет ДМО был произведен Пенсионным фондом верно, оснований для его перерасчета не имеется. Кроме того, к участию в деле должно было быть привлечено Министерство финансов в лице Федерального казначейства, поскольку ДМО выплачивается из средств федерального бюджета, однако ходатайство Управления о привлечении последнего к участию в деле судом необоснованно отклонено.
В возражениях на апелляционную жалобу Сорокин А.И. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие истца Сорокина А.И., представителя ГУ - УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив материалы дела по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Сорокин А.И. работал на Сибирском химическом комбинате с 18.03.1968 по 30.06.2011, из них: с 18.03.1968 по 01.10.1973 - /__/; с 01.10.1973 по 01.11.1985 /__/ участка эксплуатации ОГМ; с 01.11.1985 по 06.11.1986 - /__/; с 06.11.1986 по 01.09.1992 - /__/ участка узлового ремонта приборов и датчиков (участок УРПиД) цеха КИПиА по /__/; 01.09.1992 - Сорокину А.И. присвоен /__/; с 13.12.2001 по 01.08.2010 - /__/ на участке по ремонту, замене датчиков и электроприводов цеха КИПиА по ремонту и обслуживанию средств измерений и автоматики основных цехов РХЗ, с 01.08.2010 по 01.10.2010 - /__/ на участке по ремонту технологических приборов измерения давления, расхода, температуры, электронных систем физической защиты и автоматической пожарной сигнализации участка по ремонту технологических приборов, электронных систем физической защиты, систем аварийной сигнализации, дозиметрического контроля, автоматической пожарной сигнализации цеха КИПиА по ремонту и обслуживанию средств измерения и автоматических основных цехов радиохимического завода; с 01.10.2010 по 30.06.2011 - /__/ на участке радиохимического завода N 2 (капитальный ремонт технологических приборов измерения давления, расхода, температуры, техническое обслуживание и текущий ремонт электронных систем физической защиты и автоматической пожарной сигнализации участка капитального ремонт и технического обслуживания технологических приборов радиохимического завода приборного производства). 30.06.2011 уволен в связи с переводом работника по его просьбе на работу к другому работодателю на основании п.5 ч.1 ст. 77 Трудового кодекса РФ.
Пенсионным удостоверением N 054135, выданным 21.04.1999, подтверждено, что трудовая пенсия по старости Сорокину А.И. назначена на основании подп.1 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с 11.03.1999.
Согласно распоряжению ГУ-УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области от 20.02.2012 Сорокину А.И. установлена доплата как работнику ядерного комплекса в сумме /__/ руб. с 19.01.2012.
В соответствии со справкой N25/138, выданной ОАО "Сибирский химический комбинат" 08.02.2012, Сорокин А.И. имеет страховой стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 1 п.1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (Список N1), 09 лет 02 месяца на производстве делящихся материалов, радиоактивных веществ для ядерных зарядов, обращения с ними. Страховой стаж работы в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, - 43 года 03 месяца (л.д. 13). Указанное подтверждено и протоколом заседания постоянно действующей комиссии ОАО "СХК" N 350 от 08.02.2012.
Согласно выписке из пенсионного дела Сорокина А.И. суммарный размер ДМО со страховой частью трудовой пенсии составляет 55% - /__/ руб., расчетный ДМО - /__/ руб. (л.д. 15).
Решением ГУ-УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области от 22.06.2012 Сорокину А.И. отказано в перерасчете дополнительного материального обеспечения с учетом общего страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса РФ 43 года 03 месяца.
Удовлетворяя требования истца о назначении и перерасчете ДМО с учетом страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса, суд первой инстанции исходил из того, что общий страховой стаж работы в организации ядерного оружейного комплекса влияет на суммарный размер ДМО со страховой частью трудовой пенсии, является основанием для его увеличения при наличии определенных условий.
Судебная коллегия считает возможным согласиться с приведенным выводом суда первой инстанции на основании следующего.
Указом Президента РФ от 23.08.2000 N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса РФ" установлено дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение при выходе на пенсию в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" либо на досрочно оформленную пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и при условии прекращения трудовой деятельности в организациях, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, гражданам, непосредственно участвовавшим в видах деятельности, предусмотренных перечнем (п.2).
Дополнительное обеспечение при соблюдении указанных выше условий устанавливается также гражданам, вышедшим на досрочно оформленную пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (п. 3 Положения об установлении выплат, перерасчете и индексации размера дополнительного обеспечения гражданам, осуществляющим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса РФ и военных представительствах Министерства обороны РФ, созданных в этих организациях, при выходе их на трудовую пенсию, утв. постановлением Правительства РФ от 01.09.2005 N 549 "О мероприятиях по совершенствованию системы мер социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса РФ").
В силу пп. "б" п. 3 Указа Президента РФ от 23.08.2000 N 1563 суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости (трудовой пенсией по инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при назначении дополнительного обеспечения должен в зависимости от страхового стажа работы в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, страхового стажа на соответствующих работах, выполнение которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наличия государственных наград Российской Федерации и (или) СССР (РСФСР) составлять от 55 до 75 процентов среднемесячного заработка за полные 12 месяцев непрерывной работы в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, предшествовавших одному из следующих событий: дню выхода на пенсию; дню выработки стажа на соответствующих работах, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 1 или 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; дню прекращения осуществления видов деятельности, указанных в перечне; дню прекращения работы в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях. При этом суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости (инвалидности) при назначении дополнительного обеспечения не должен превышать 10-кратный размер базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренный пунктом 1 статьи 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на день назначения дополнительного обеспечения.
Согласно п. 9-10 Положения об установлении выплат, перерасчете и индексации размера дополнительного обеспечения гражданам, осуществляющим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса РФ и военных представительствах Министерства обороны РФ, созданных в этих организациях, при выходе их на трудовую пенсию, утв. постановлением Правительства РФ от 01.09.2005 N 549 "О мероприятиях по совершенствованию системы мер социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса РФ" (далее - Положение) минимальный суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости (инвалидности) составляет 55 процентов среднемесячного заработка гражданина за полные 12 месяцев непрерывной работы в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах, предшествовавших одному из следующих событий: а) дню выхода на пенсию; б) дню выработки страхового стажа на соответствующих работах, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 или 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; в) дню прекращения осуществления видов деятельности, указанных в перечне; г) дню прекращения работы в организации ядерного оружейного комплекса или в военном представительстве.
При этом суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости (инвалидности) увеличивается: на 1 процент среднемесячного заработка за каждый полный год страхового стажа сверх 20 лет страхового стажа при работе в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах - для граждан, указанных в подпункте "а" пункта 2 настоящего Положения; на 1 процент среднемесячного заработка за каждый полный год страхового стажа сверх страхового стажа на соответствующих работах, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацем первым подпункта 1 или абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", - для граждан, указанных в подпункте "б" пункта 2 настоящего Положения.
Кроме того, суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости (инвалидности) увеличивается на 1 процент среднемесячного заработка гражданина при осуществлении им предусмотренных перечнем видов деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) военных представительствах за каждый полный год страхового стажа: сверх 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин при назначении трудовой пенсии на общих основаниях; сверх страхового стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии в соответствии с подпунктами 1 или 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно подп.1 п.1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
Страховой стаж - учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (ст. 2 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ").
Таким образом, по смыслу абз. 4 п.10 Положения увеличение суммарного размера ДМО со страховой частью трудовой пенсии для граждан, осуществлявших предусмотренные перечнем виды деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) военных представительствах, напрямую зависит от общего страхового стажа, данный размер изменяется (увеличивается) при наличии общего страхового стажа более необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии в соответствии с подпунктами 1 или 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", то есть 20 лет для мужчин, 15 лет - для женщин.
Изложенное смысловое содержание также подтверждается преамбулой к Указу Президента РФ от 23.08.2000 N1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации", согласно которой целью установления дополнительного пожизненного обеспечения является адресная социальная поддержка специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации.
Установив, что истцу назначена трудовая пенсия по старости на основании подп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", его общий страховой стаж в организации ядерного оружейного комплекса СХК составляет более 20 лет, необходимых для назначения пенсии по п.1 ч.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а именно 43 года 03 месяца, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Сорокин А.И. имеет право на увеличение суммарного размера ДМО вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости с учетом страхового стажа работы 43 года 03 месяца в организации ядерного оружейного комплекса.
Отказ в перерасчете суммарного размера ДМО вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости обоснован ответчиком тем, что при применении абзаца 4 п. 10 Положения следует принимать во внимание только страховой стаж работ, предусмотренных Перечнем видов деятельности в организации ядерного оружейного комплекса.
Судебная коллегия считает возможным согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что приведенная позиция ответчика противоречит смысловому значению абз.4 п.10 Положения, основана на неверном толковании материального закона, а потому отвергает доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Довод жалобы о том, что к участию в деле не привлечено Министерство финансов РФ, в то время как финансирование расходов на выплату ДМО происходит из средств федерального бюджета, не основан на законе.
В соответствии с п. 5 Положения об установлении, выплате, перерасчете и индексации размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, и военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, при выходе их на трудовую пенсию, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.09.2005 N 549 (ред. от 13.05.2010) "О мероприятиях по совершенствованию системы мер социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации", дополнительное обеспечение устанавливается по решению органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.
В правоотношениях по выделению денежных средств на указанные нужды гражданин, заявивший о праве на получение или перерасчете ДМО, не участвует, а потому оснований для привлечения к участию в деле Министерства финансов РФ не имеется.
С учетом изложенного решение суда является законным, обоснованным, отмене или изменению по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 327, 327.1, п. 1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Северского городского суда Томской области от 20 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО Северск Томской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.