Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Радикевич М.А.,
судей Кребеля М.В., Емельяновой Ю.С.,
при секретаре Травковой Е.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске дело по иску Калюты В. И. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО Северск Томской области о признании незаконным назначения дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения без учета страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса РФ, признании незаконным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области от 22.05.2012 N 1394 об отказе в перерасчете размера дополнительного материального обеспечения, возложении обязанности на ответчика назначить дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение с учетом страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса и произвести перерасчет размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения с учетом страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса со дня установления дополнительного материального обеспечения
по апелляционной жалобе ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области на решение Северского городского суда Томской области от 09 августа 2012 года.
Заслушав доклад судьи Кребеля М.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Калюта В.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области (далее - ГУ- УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области), в котором просил: признать незаконным назначение ГУ УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области ему (Калюте В.И.) дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения (далее - ДМО) без учета страхового стажа работы 40 лет 11 месяцев в организации ядерного оружейного комплекса РФ (на СХК), предусмотренного Указом Президента РФ от 23.08.2000 N 1563, признать незаконным решение ГУ УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области от 22.05.2012 N 1394 об отказе в перерасчете ДМО с учетом данного стажа; обязать ГУ - УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области назначить ему (Калюте В.И.) ДМО с учетом страхового стажа работы 40 лет 11 месяцев в организации ядерного оружейного комплекса РФ (на СХК), предусмотренного Указом Президента РФ от 23.08.2000 N 1563, и произвести перерасчет размера ДМО с учетом данного стажа со дня установления ДМО - с 20.04.2012; взыскать с ответчика в возврат государственной пошлины 200 руб.
В обоснование иска указано, что он работал на СХК с 19.01.1970 по 24.06.1988, с 15.12.1988 по 03.06.2011, из них: с 19.01.1970 по 24.01.1970 - /__/ КИПиА мастерской КИПиА на Химико-металлургическом заводе (ХМЗ, ранее объект N25), с 25.01.1970 по 24.06.1988 /__/ по КИПиА ОГП ХМХ, с 15.12.1988 по 30.06.2011 - /__/ КИПиА Приборного производства (ПП, ранее цех N 20). Его общий стаж работы на СХК - в организации ядерного оружейного комплекса РФ, составляет 40 лет 11 месяцев, из них 13 лет в видах деятельности, предусмотренных Перечнем, утвержденным Указом Президента РФ от 23.08.2000 N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса РФ" (в производстве делящихся материалов, радиоактивных веществ для ядерных зарядов, обращение с ними). 30.06.2011 он уволен с СХК, с 20.04.2012 ответчик назначил ему ДМО, предусмотренное Указом Президента РФ от 23.08.2000 N 1563. Однако при исчислении размера ДМО ответчик учел только стаж его работы в видах деятельности, предусмотренных перечнем - 13 лет и не учел страховой стаж работы в организации ядерного комплекса - 40 лет 11 месяцев. 18.05.2012 он обратился в ГУ - УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области с заявлением о перерасчете ДМО с учетом общего страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса РФ на основании ранее представленных документов, однако решением ГУ - УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области от 22.05.2012 N 1394 в этом ему было отказано, со ссылкой на то, что его страховой стаж на соответствующих видах работ, предусмотренных перечнем, продолжительностью 13 лет учтен при исчислении размера ДМО по его заявлению от 20.04.2012 и оснований для перерасчета ДМО по его заявлению от 18.05.2012 не имеется.
Дело рассмотрено в отсутствие надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания истца Калюты В.И. и представителя ответчика ГУ-УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области.
Представителем ответчика ГУ-УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области Громовик О.А. представлено письменное заявление, в котором просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Обжалуемым решением на основании п. 2 абз. 1 и 3 Указа Президента N 1563 от 23.08.2000 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса РФ", Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", подп. 1, 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", подп. "б" ч. 3 Указа Президента РФ от 23.08.2000 N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса РФ", п. 5, 9, 10 Положения "Об установлении, выплате, перерасчете и индексации размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса РФ и военных представительствах Министерства обороны РФ, созданных в этих организациях при выходе их на трудовую пенсию", утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.09.2005 N 549, ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исковые требования Калюты В.И. удовлетворены. Признано незаконным назначение ГУ-УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области Калюте В.И. ДМО без учета страхового стажа работы 40 лет 11 месяцев в организации ядерного оружейного комплекса (на СХК), предусмотренного Указом Президента РФ от 23.08.2000 N 1563. Признано незаконным решение ГУ-УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области от 27.06.2012 N 1766 об отказе Калюте В.И. в перерасчете ДМО с учетом данного стажа. Суд обязал ГУ-УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области назначить Калюте В.И. ДМО с учетом страхового стажа работы 40 лет 11 месяцев в организации ядерного оружейного комплекса (на СХК), предусмотренного Указом Президента РФ от 23.08.2000 N 1563, и произвести перерасчет размера ДМО с учетом данного стажа со дня установления ДМО - с 20.04.2012. С ГУ-УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области в пользу Калюты В.И. взыскано в возврат государственной пошлины 200 руб.
В апелляционной жалобе ГУ-УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Калюты В.И.
Отмечает, что истец относится к категории граждан, перечисленных в подп. "б" п. 2 Положения, поскольку в судебном заседании достоверно установлено, что истец никаких вышеперечисленных наград и званий по п. "а" п. 2 Положения не имеет.
Считает, что применение страхового стажа работы в организациях ядерного оружейного комплекса, при определении размера ДМО, не предусмотрено. Следовательно, и на размер ДМО он влиять никак не может.
Указывает, что до 1998 года в состав СХК в качестве подразделений входило более 50 детских садов, управление рабочего снабжения и т.п., которые располагались не на территории СХК, а в черте города, и работа на которых не засчитывалась во "вредный стаж".
В возражениях на апелляционную жалобу истец Калюта В.И. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Обсудив доводы жалобы, возражений на нее, проверив материалы дела по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя исковое заявление Калюты В.И., суд первой инстанции исходил из того, что поскольку истец имеет право на назначение трудовой пенсии по старости на основании п. 1 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", его общий страховой стаж в организации ядерного оружейного комплекса (далее - ЯОК) СХК составляет более 20 лет, необходимых для назначения пенсии по п. 1 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", следовательно, он имеет право и на увеличение суммарного размера ДМО вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости с учетом страхового стажа работы 40 лет 11 месяцев в организации ядерного оружейного комплекса.
Судебная коллегия считает возможным согласиться с приведенным выводом суда первой инстанции на основании следующего.
Указом Президента РФ от 23.08.2000 N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса РФ" (далее- Указ) установлено дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение при выходе на пенсию в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" либо на досрочно оформленную пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и при условии прекращения трудовой деятельности в организациях, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, гражданам, непосредственно участвовавшим в видах деятельности, предусмотренных перечнем, в том числе гражданам, которым трудовая пенсия по старости назначена в соответствии с подпунктом 1 или 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при осуществлении ими указанных в перечне видов деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, а также гражданам, за которыми сохраняется право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на указанных условиях (п. 2).
Ч. 6 п. 2 Указа предусмотрено, что действие настоящего пункта (при соблюдении перечисленных в нем условий) также распространяется на граждан, вышедших на пенсию до вступления в силу настоящего Указа.
В силу подп. "б" п. 3 Указа суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости (трудовой пенсией по инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при назначении дополнительного обеспечения должен в зависимости от страхового стажа работы в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, страхового стажа на соответствующих работах, выполнение которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наличия государственных наград Российской Федерации и (или) СССР (РСФСР) составлять от 55 до 75 процентов среднемесячного заработка за полные 12 месяцев непрерывной работы в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, предшествовавших одному из следующих событий: дню выхода на пенсию; дню выработки стажа на соответствующих работах, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 1 или 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; дню прекращения осуществления видов деятельности, указанных в перечне; дню прекращения работы в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях. Суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости (трудовой пенсией по инвалидности) не должен превышать 75 процентов среднемесячного заработка гражданина, а также 10-кратного размера социальной пенсии, установленного подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" на день назначения дополнительного обеспечения.
Согласно п.п. 3, 9-10 Положения об установлении выплат, перерасчете и индексации размера дополнительного обеспечения гражданам, осуществляющим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса РФ и военных представительствах Министерства обороны РФ, созданных в этих организациях, при выходе их на трудовую пенсию, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.09.2005 N 549 "О мероприятиях по совершенствованию системы мер социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса РФ" (далее - Положение) дополнительное обеспечение при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 2 настоящего Положения, устанавливается также гражданам, осуществлявшим предусмотренные перечнем виды деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах, вышедшим на пенсию до вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 N 1563, которым пенсия назначалась в связи с особыми условиями труда на основании пунктов "а" и "б" части первой статьи 12 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" или на основании действовавших до вступления в силу указанного Закона нормативных правовых актов, регулирующих аналогичный порядок выхода на пенсию в связи с особыми условиями труда. Минимальный суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости (инвалидности) составляет 55 процентов среднемесячного заработка гражданина за полные 12 месяцев непрерывной работы в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах, предшествовавших одному из следующих событий: а) дню выхода на пенсию; б) дню выработки страхового стажа на соответствующих работах, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 или 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; в) дню прекращения осуществления видов деятельности, указанных в перечне; г) дню прекращения работы в организации ядерного оружейного комплекса или в военном представительстве.
При этом суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости (инвалидности) увеличивается: на 1 процент среднемесячного заработка за каждый полный год страхового стажа сверх 20 лет страхового стажа при работе в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах - для граждан, указанных в подпункте "а" пункта 2 настоящего Положения; на 1 процент среднемесячного заработка за каждый полный год страхового стажа сверх страхового стажа на соответствующих работах, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацем первым подпункта 1 или абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", - для граждан, указанных в подпункте "б" пункта 2 настоящего Положения.
Кроме того, суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости (инвалидности) увеличивается на 1 процент среднемесячного заработка гражданина при осуществлении им предусмотренных перечнем видов деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) военных представительствах за каждый полный год страхового стажа: сверх 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин при назначении трудовой пенсии на общих основаниях; сверх страхового стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии в соответствии с подпунктами 1 или 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с преамбулой Указа целью установления дополнительного пожизненного обеспечения является адресная социальная поддержка специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации.
Из анализа изложенных правовых норм следует, что суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости, назначенной в соответствии с подп. 1 или 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", подлежит увеличению в зависимости от продолжительности страхового стажа работы в организациях ядерного оружейного комплекса.
Из представленной в материалы дела справки N 35/139 от 25.04.2012, выданной Калюте В.И., следует, что специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по ст. 27 п. 1 подп. 1 Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на работах в производстве делящихся материалов, радиоактивных веществ для ядерных зарядов, обращение с ними у истца составил 13 лет. Страховой стаж работы в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, составил 40 лет 11 месяцев (л.д. 15).
Распоряжением заместителя начальника УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области от 17.05.2012 N 53624/12 Калюте В.И. назначено дополнительное материальное обеспечение с 20.04.2012 размере /__/ руб. /__/ коп. (л.д. 35).
Согласно выписке из пенсионного дела 065661 Калюты В.И. суммарный размер ДМО со страховой частью трудовой пенсии составляет 58 % (л.д. 17).
Не согласившись с установленным ответчиком размером ДМО, 18.05.20112 Калюта В.И. обратился с заявлением о его перерасчете.
Решением ГУ - УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области от 22.05.2012 N 1394 Калюте В.И. отказано в перерасчете размера дополнительного материального обеспечения с учетом страхового стажа работы в организациях ЯОК продолжительностью 40 лет 11 месяцев со ссылкой на то, что стаж продолжительностью 13 лет на соответствующих работах, предусмотренных перечнем, учтен при исчислении размера ДМО.
Отказ в перерасчете суммарного размера ДМО вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости обоснован ответчиком тем, что при применении абзаца 4 п. 10 Положения следует принимать во внимание только страховой стаж работ, предусмотренных Перечнем видов деятельности в организации ядерного оружейного комплекса.
Судебная коллегия считает возможным согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что приведенная позиция ответчика противоречит абз. 4 п. 10 Положения.
Как следует из удостоверения /__/, выданного 27.10.1998 (л.д. 14), Калюте В.И. назначена пенсия по старости с 13.10.1998 в соответствии со ст. 12"а" Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", содержание которой идентично положениям по подп. 1 п. 1 ст. 27 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ", закрепляющей, что пенсия в связи с особыми условиями труда устанавливается мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
Поскольку общий страховой стаж Калюты В.И. соответствует установленным требованиям для назначения пенсии по подп. 1 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что суммарный размер ДМО Калюте В.И. должен быть увеличен с учетом страхового стажа работы в организации ЯОК - 40 лет 11 месяцев.
Все доводы, изложенные апелляционной жалобе, направлены на несогласие с позицией суда первой инстанции по толкованию примененных норм материального права. Судебная коллегия данные доводы отвергает, так как считает верным толкование норм материального права, примененное судом первой инстанции при разрешении заявленных исковых требований Калюты В.И.
При таких обстоятельствах оснований не соглашаться с решением суда у судебной коллегии не имеется, оно является законным, обоснованным, отмене или изменению по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 327, 327.1, п. 1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Северского городского суда Томской области от 09 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.