Судья Верховного Суда Республики Карелия Коваленко С.В., при секретаре Горшковой Г.В., рассмотрев жалобу защитника Зеленова А.Л. на постановление главного государственного инспектора Костомукшского городского округа, Муезерского и Калевальского муниципальных районов по использованию и охране земель от 01 августа 2012 г. N (...), решение судьи Костомукшского городского суда Республики Карелия от 24 сентября 2012 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Самохвалова А.И.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением главного государственного инспектора Костомукшского городского округа, Муезерского и Калевальского муниципальных районов по использованию и охране земель от 01 августа 2012 г. N (...) Самохвалов А.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере (...) руб.
Решением судьи Костомукшского городского суда Республики Карелия от 24 сентября 2012 г. данное постановление оставлено без изменения, а жалоба Самохвалова А.И. - без удовлетворения.
С такими постановлением и решением не согласен Самохвалов А.И. В жалобе его защитника Зеленова А.Л. поставлен вопрос об их отмене с прекращением производства по делу за отсутствием состава административного правонарушения и со ссылками на статьи 2 и 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", статьи 209 и 260 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что Самохвалов А.И., как собственник земельного участка, использовал свое право на самостоятельное определение вспомогательного вида использования земельного участка в виде "розничной торговли в нестационарных объектах торговли" наряду с основным видом разрешенного использования - "для размещения торгового центра (...) с подъездными путями и стоянкой". Согласно пункту 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации Самохвалов А.И. не обязан получать какие-либо разрешения на вспомогательный вид использования земельного участка. Правила землепользования и застройки муниципального образования " (...) городской округ" находятся в разработке. Ссылка в решении судьи на обременение земельного участка сервитутом для беспрепятственной доступности граждан к объектам городского центра, прохода и проезда автотранспорта по сложившейся сети микрорайона, как доказательство вины, несостоятельна, так как не доказано, что Самохвалов А.И. путем размещения нестационарных объектов торговли нарушил данный сервитут, то есть создал препятствия к объектам городского центра. Разрешение администрации на осуществление розничной торговли не требуется. Одновременно заявлено ходатайство о восстановлении срока подачи жалобы в связи ее первоначальной подачей в срок.
Заслушав заключение прокурора Крылова Д.И., проверив дело, считаю постановление должностного лица и решение судьи законными и обоснованными.
Ходатайство защитника Зеленова А.Л. о восстановлении срока подачи жалобы подлежит удовлетворению с учетом положений статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вышеуказанного обоснования его пропуска и с целью обеспечения права на судебную защиту.
В соответствии с частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 1500 руб.
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства относится к одному из основных принципов земельного законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, в том числе категории населенных пунктов, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Статьей 42 названного Кодекса предусмотрена, в том числе обязанность собственников земельных участков использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В соответствии с пунктом 9 статьи 1, пунктами 2 и 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, утвержденным в составе правил землепользования и застройки.
В силу положений статьи 37 названного Кодекса разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования. Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
Согласно пунктам 2 - 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" определено, что вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но применительно к городу федерального значения Москве до 31 декабря 2014 г. и в других случаях не позднее чем до 31 декабря 2012 г., решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний.
Пунктом 14 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что в государственный кадастр недвижимости в качестве дополнительных сведений о земельном участке так же вносится разрешенное использование земельного участка. Согласно части 1 статьи 16 названного Федерального закона кадастровый учет осуществляется так же в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка.
В соответствии с пунктом 70 приказа Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости" в Реестре могут содержаться сведения обо всех основных, вспомогательных или условно разрешенных видах использования земельного участка с указанием индивидуального обозначения (вида, типа, номера, индекса и т.п.) соответствующей территориальной зоны. При этом обязательным условием является наличие выбранного вида разрешенного использования земельного участка. Сведения о видах разрешенного использования земельного участка в Реестр вносятся на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Из анализа вышеуказанных норм права следует, что хотя правообладатель самостоятельно и выбирает вид (виды) конкретного разрешенного использования земельного участка (пункт 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации), то последующее изменение вида (видов) разрешенного использования земельного участка до принятия правил землепользования и застройки осуществляется решением органа местного самоуправления с учетом публичных слушаний (пункт 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункт 3 части 1 статьи 4 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации").
При этом, как первоначальный выбор вида (видов) разрешенного использования земельного участка, так и его (их) изменение оформляются в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" путем внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.
Основанием для привлечения Самохвалова А.И. к административной ответственности послужило то обстоятельство, что он, являясь собственником земельного участка с кадастровым номером (...), отнесенного к категории земель - (...), использовал его не в соответствии с разрешенным использованием, а именно: при разрешенном использовании земельного участка - для размещения торгового центра (...) с подъездными путями и стоянкой осуществлял мелкую розничную торговлю путем размещения нестационарных переносных конструкций (торговые палатки, торговый прилавок).
Указанные обстоятельства и вина Самохвалова А.И. подтверждаются актом проверки с фототаблицей, письмом МО МВД России "Костомукшский", ответом администрации (...) городского округа о том, что разрешение на розничную торговлю Самохвалову А.И. не выдавалось, комиссионным договором, свидетельством о государственной регистрации права, выпиской государственного кадастра недвижимости, другими материалами дела.
С заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка Самохвалов А.И. в администрацию (...) городского округа не обращался, публичные слушания по данному вопросу не проводились. Сведения об изменении установленного вида разрешенного использования не внесены в государственный кадастр недвижимости, а также в правоустанавливающие документы на земельный участок. Заявителем не представлен документ уполномоченного органа государственной власти, подтверждающий изменение разрешенного использования земельного участка.
Таким образом, обоснованность привлечения Самохвалова А.И. к административной ответственности по части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сомнений не вызывает.
Дело рассмотрено и наказание назначено в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, оснований для отмены или изменения постановления должностного лица и решения судьи не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление главного государственного инспектора Костомукшского городского округа, Муезерского и Калевальского муниципальных районов по использованию и охране земель от 01 августа 2012 г. N (...), решение судьи Костомукшского городского суда Республики Карелия от 24 сентября 2012 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Самохвалова А.И. оставить без изменения, жалобу защитника Зеленова А.Л. - без удовлетворения.
Судья
С.В.Коваленко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.