Решение Кигинского районного суда Республики Башкортостан от 22 мая 2012 г.
(Извлечение)
Кигинский районный суд Республики Башкортостан в составе:
Председательствующего судьи Корлыханова А.В.
С участием прокурора Минигалиева Р.З.,
Представителя администрации МР Кигинский район Фахритдиновой С.М.
Представителя органа опеки и попечительства Миннибаевой Э.Э.,
Заинтересованного лица Вадутовой Г.В.,
При секретаре Абдуллиной Г.И.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковым заявлениям прокурора Кигинского района в интересах Вадутовой (Аскаровой) Г.В. к администрации муниципального района Кигинский район РБ о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд с иском к администрации МР Кигинский район РБ в интересах Вадутовой (Аскаровой) Г.В., в котором просит обязать предоставить Аскаровой жилое помещение по договору социального найма вне очереди в черте "данные изъяты" отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям площадью не менее "данные изъяты" кв.м., но не более "данные изъяты" кв.м. по тем основаниям, что Аскарова относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до "данные изъяты" лет. В нарушение действующего законодательства ей в течение трех месяцев после окончания учреждения профессионального образования "данные изъяты" не предоставлена вне очереди квартира, хотя она поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, чем грубо нарушены ее жилищные права, как имеющей право на дополнительные меры по социальной поддержке.
В судебном заседании прокурор поддерживает исковое заявление по этим основаниям. Просит обязать ответчиков предоставить жилье Вадутовой согласно действующего законодательства.
Вадутова Г.В. в судебном заседании требования прокурора поддержала, показала суду, что в настоящее время проживает по адресу: с "адрес" Данный дом находиться в аварийном состоянии и не пригоден для проживания. Нуждается в предоставлении жилого помещения.
Представитель администрации МР Кигинский район Фахритдинова С.М. в судебном заседании суду показала, что с исковыми требованиями прокурора о предоставлении жилья по договору социального найма вне очереди Вадутовой, ДД.ММ.ГГГГ рождения не согласна, в судебном заседании и письменных возражениях по предъявленному иску указывает, что требования Закона РБ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Постановления Правительства РБ от 20.07.2007г. N 20 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Постановлений Правительства РБ от 09.11.2009г. N 415, от 21.01.2011г. N 7), ими выполнены, Вадутова на учет поставлена, заявка на неё в министерство образования направлена. При выделении денежных средств жилое помещение будет приобретено и предоставлено Вадутовой по договору социального найма, без выделении денежных средств администрация не может приобрести жилое помещение. По уже вступившим в законную силу решениям Кигинского районного суда РБ необходимо обеспечить жильем несколько детей сирот. В объеме финансирования который выделен из Республиканского бюджета все решения суда выполнить не представляется возможным. Тем самым полномочия по Федеральным законодательством, предусмотренные дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должным образом Правительством РБ не переданы.
Представитель органа опеки попечительства Миннибаева Э.Э. суду показала, что Вадутова в соответствии с требованиями Закона РБ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Постановления Правительства РБ от 20.07.2007г. N 20 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" поставлена на учет, она относится к категории детей у которых, когда они находились в возрасте до "данные изъяты" лет, умерли оба или единственный родитель, а также остались без попечения единственного или обоих родителей. В настоящее время проживает по адресу: "адрес". Данный дом находиться в аварийном состоянии и не пригоден для проживания. Нуждается в предоставлении жилого помещения. Считает требования прокурора обоснованными, и подлежащими удовлетворению, но финансирование приобретения жилья для нее, даже в случае удовлетворения иска находится под вопросов, ввиду недостаточности средств выделяемых на эти цели.
Выслушав стороны, проверив материалы дела, исследовав и оценив доказательства, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что родителями Вадутовой (Аскаровой) являлись: мать - А.Л.А., согласно свидетельства о смерти скончалась ДД.ММ.ГГГГ, отец - А.В.Ф. на основании решения Кигинского районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав. Так же не оспаривается, что Вадутова, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ окончила Государственное общеобразовательное учреждение начального профессионального образования N в с. "адрес" жилья пригодного для проживания не имеет, имеет статус ребенка, оставшейся без попечения родителей до возраста "данные изъяты" лет, что подтверждается представленными суду в качестве доказательств документами.
Постановлением главы администрации МР Кигинский район РБ Вадутова (Аскарова) ( N от ДД.ММ.ГГГГ) поставлена на учет как нуждающаяся в жилом помещении.
Согласно свидетельства о браке от ДД.ММ.ГГГГ Аскарова Г.В. ДД.ММ.ГГГГ заключила брак с В.А.Д., и ей присвоена фамилия - В.А.Д..
Согласно копий свидетельств о государственной регистрации права В.А.Д. Г.В. и члены ее семьи имеют в собственности жилой дом, расположенный по адресу: "адрес"
В соответствии с распоряжением главы администрации МР Кигинский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ N, жилой дом по адресу "адрес", признан не пригодным для проживания.
Из представленных представителем ответчика документов (заявки на выделение лимита капитальных вложений на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленных жилых помещений на "данные изъяты" год, Соглашения о предоставлении субвенций в "данные изъяты" году?) следует, что на "данные изъяты" год выделены субвенции на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей?. В полном объеме данные средства в "данные изъяты" году администрацией МР Кигинский район до настоящего времени не освоены.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище. Жилищное законодательство в силу п. "к" ч.1 ст. 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилья обозначен федеральным законодательством.
Преамбула Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.
Таким образом, данный Закон направлен на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории социально незащищенных граждан, что предопределяет и соответствующие объемы необходимого финансирования.
Абзац второй пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Исходя из буквального толкования приведенной нормы закона следует, что указанная категория детей, нуждающаяся в дополнительной социальной поддержке государства, имеет право на получение вне очереди жилого помещения вне очереди после окончания пребывания в одном из указанных в толкуемой статье учреждений. Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включение гражданина в какую-либо очередь.
Жилищным кодексом РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28.12.2005 N 260-3 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке, за исключением полномочий по обеспечению жилой площадью, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).
В соответствии с Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20.07.2007 г. N 200 (в ред. Постановлений Правительства РБ от 09.11.2009 N 415, от 21.01.2011 N 7, от 02.12.2011 N 441) "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", действовавшем на момент вынесения решения суда, в целях государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии со статьей 8 Закона Республики Башкортостан "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Правительство Республики Башкортостан постановляет предоставлять детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям, находящимся под опекой (попечительством), лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений (далее - дети-сироты), жилые помещения по договорам социального найма в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством, площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Законом Республики Башкортостан N 260-3 от 28.12.2005 (в ред. Законов РБ от 06.11.2007 N 483-3, от 31.10.2011 N 451-з) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" к государственным полномочиям Республики Башкортостан, передаваемым органам местного самоуправления отнесены государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).
Судом установлено, что Вадутова Г.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам, оставшимся без попечения родителей. ДД.ММ.ГГГГ Вадутова Г.В. окончила Государственное общеобразовательное учреждение начального профессионального образования N в с. "адрес"
Хотя Вадутова Г.В. и члены ее семьи имеют в собственности жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", но Распоряжением главы администрации МР Кигинский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ N, данный жилой дом признан не пригодным для проживания.
Проанализировав фактические обстоятельства по делу с позиции вышеуказанных норм права, суд исходит из того, что Вадутова Г.В., как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящая на учете нуждающихся в жилом помещении, имеет право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма и администрация муниципального района Кигинский район Республики Башкортостан обязано предоставить ей жилое помещение по договору социального найма вне очереди, вне зависимости от объемов финансирования и других лиц, нуждающихся в жилом помещении.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" прокурор вправе обратиться в суд за защитой прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Суд соглашается с доводами прокурора, указанными в исковом заявлении в отношении Вадутовой. В то же время суд не может согласиться с требованиями в части определения площади предоставляемого жилого помещения (не менее "данные изъяты" поскольку вступившим в законную силу (определение Верховного суда Российской Федерации от 19 октября 2011 года N49-Г 11-65) решением Верховного суда Республики Башкортостан от 5 августа 2011 года признан недействующим п. 1 Постановления Правительства РБ N200 от 20.07.2007 г. "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" именно в части определения нормы площади предоставляемого детям сиротам жилого помещения. В том числе, признано недействующим установление нормы (не менее "данные изъяты" площади предоставляемого детям сиротам жилого помещения.
Удовлетворяя требования прокурора о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, суд считает необходимым обязать администрацию МР Кигинский район РБ предоставить по договору социального найма благоустроенное жилое помещение по установленным санитарным и техническим требованиям не ниже установленных социальных норм.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Кигинского района в интересах Вадутовой (Аскаровой) Г.В. к администрации муниципального района Кигинский район РБ о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального района Кигинский район Республики Башкортостан предоставить Вадутовой (Аскаровой) Г.В. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение вне очереди в черте "адрес", отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям не ниже установленных социальных норм.
Решение может быть обжаловано и принесено представление в Верховный Суд РБ в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Кигинский районный суд РБ.
Председательствующий судья: /подпись/ Корлыханов А.В.
Мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Копия верна судья: А.В. Корлыханов.
Секретарь: Г.И. Абдуллина.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.