Кировский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Булатовой Р.А.
при секретаре Гафиятуллине Т. Ю. с участием представителя истца Султанова А. И., действующего на основании доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ, сроком на 2 года
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петрова А.Р. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Петров А.Р. обратился в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, на квартиру N, расположенную по адресу: "адрес".
В обосновании исковых требований Петров А.Р. указал следующее:
Петров А.Р. заселился вместе со своей семьей в 2002 году в квартиру N по адресу: "адрес", где проживает по настоящее время. Другого жилья для проживания он не имеет.
Согласно постановлению Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ N, договору и акту приема-передачи N от ДД.ММ.ГГГГ общежитие, расположенное по вышеуказанному адресу, было передано из государственной собственности в муниципальную.
До передачи в муниципальную собственность в 2006 году данные жилые помещения находились в государственной собственности на основании Указа Президента Республики Башкортостан от 11.01.2003 года N УП-6, согласно которому имущество, находящееся в собственности районов и городов Республики Башкортостан признано государственной собственностью Республики Башкортостан.
Согласно выписке из реестра муниципального имущества ГО г.Уфа РБ в настоящее время вышеуказанная квартира числится в реестре муниципального имущества городского округа г.Уфа.
Таким образом, занимаемое ими жилое помещение утратило статус общежития в силу Закона, так как все три условия, предусмотренные статьей 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" соблюдены, при наличии которых, независимо от наличия или отсутствия договоров или ордеров на вселение, граждане признаются нанимателями жилых помещений по договору социального найма на день вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ.
Вопреки Федеральному закону "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация права собственности на указанные жилые помещения вообще никогда не осуществлялась.
Петровым А.Р. было направлено письменное обращение в Администрацию ГО город Уфа РБ о признании его нанимателем квартиры по договору социального найма и о заключении с ним договора бесплатной передачи в собственность, в порядке приватизации, на данную квартиру N по адресу: "адрес". Однако Ответчик не желает заключить договор бесплатной передачи в собственность и передать в порядке приватизации в собственность занимаемое вышеуказанное жилое помещение. В настоящее время, Петров А.Р., пользуясь спорным жилым помещением, как жилым помещением из муниципального жилищного фонда, приобрел право пользования указанным жилым помещением по договору социального найма, так как в силу статьи 13 Федерального Закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений. Таким образом, истец считает, что к спорному жилому помещению применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договору социального найма.
Согласно ст. 7 Закона РФ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" N 189-ФЗ от 29.12.2004 г. к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям, либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий и переданных в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма. Из чего следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
В отношении указанного жилого помещения также были приняты следующие муниципальные правовые акты:
Постановление Главы Администрации г.Уфы от ДД.ММ.ГГГГ N, которым общежитие, расположенное по адресу: "адрес" снято с баланса РУНО Кировского района г.Уфы.
Постановление Главы МО Кировский район г.Уфы от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Акта межведомственной комиссии на нежилое здание N по "адрес"", которым утвержден Акт межведомственной комиссии, согласно которому нежилое здание N по "адрес" пригодно для перевода в жилой фонд.
Постановление Главы Администрации ГО г.Уфа от ДД.ММ.ГГГГ N "Об исключении дома N по "адрес" ГО г.Уфа РБ из состава специализированного жилищного фонда", согласно которому здание N по "адрес" исключено из состава специализированного жилищного фонда и признано жилым для посемейного заселения.
В своем ответе об отказе в приватизации МУП Управление жилищного хозяйства ГО город Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ ссылается на Постановление Главы Администрации городского округа город Уфа от ДД.ММ.ГГГГ N "О внесении изменений в постановление главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан N N от ДД.ММ.ГГГГ "Об исключении дома N по "адрес" городского округа город Уфа Республики Башкортостан из состава специализированного жилищного фонда", которым внесены следующие изменения: "Исключить дом N по "адрес" городского округа город Уфа Республики Башкортостан из состава общежития и отнести к служебным жилым помещениям специализированного жилищного фонда", "заключить договора специализированного найма жилого помещения на служебные квартиры с гражданами, указанными в приложении N к настоящему постановлению".
Однако вышеназванное постановление является недействительным в силу закона, ничтожным и не подлежит применению, так как, принято в нарушение Жилищного кодекса РФ и постановления Правительства РФ от 26.01.2006 г. N 42 и фактически закрепляет статус служебного жилья за занимаемым истцом жилым помещением, лишая его уже возникшего права на приватизацию.
Согласно ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса РФ использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно п.п. 12, 14 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 г. N 42 "Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений" включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда производится на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
Решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения. Такого решения принято не было.
В соответствии с п. 3 указанных Правил отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество.
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно ст. 167 Гражданского кодекса РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и не действительна с момента ее совершения.
Граждане, которые занимают жилые помещения муниципального жилищного фонда, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь положениями ст. 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 года N1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями).
Поэтому истец Петров А.Р. просит признать за ним право собственности на жилую квартиру N по адресу: "адрес", в порядке приватизации жилого помещения, согласно Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
В судебном заседании представитель истца Петрова А.Р. - Султанов А.И., действующий по доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования поддержал в полном объеме.
Ответчик - Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан, будучи надлежащим образом извещенный о дне и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, на предварительном заседании суда представитель ответчика предоставил письменный Отзыв на исковое заявление истца, в котором просит в иске Петрова А.Р. отказать за необоснованностью. В данном письменном отзыве изложено следующее:
Жилищный кодекс РФ, введенный с 01.03.2005 г., относит служебные жилые помещения к специализированному жилищному фонду (статья 92 Жилищного кодекса РФ), специализированный жилищный фонд - это совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых на период трудовых отношений, службы по правилам Жилищного кодекса РФ жилых помещений государственного и муниципального жилищного фондов. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Согласно пункту 1.7 Положения о порядке предоставления служебных жилых помещений муниципального жилищного фонда городского округа город Уфа РБ, утвержденного постановлением президиума Совета городского округа город Уфа РБ N 10/9 от 04.12.2008г., включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещении и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решения главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Указанное Положение не отменено, не признано недействующим или несоответствующим закону.
Постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан N от ДД.ММ.ГГГГ спорная квартира включена в специализированный жилищный фонд с отнесением к виду служебных жилых помещений и предоставлена истцам на период трудовых отношений. П.А. зарегистрирован по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ
Пунктом 1 постановления главы муниципального образования Кировский район г.Уфы N от ДД.ММ.ГГГГ утвержден акт межведомственной комиссии на нежилое здание N по "адрес", пунктом 2 данного постановления предусмотрено ходатайствовать перед администрацией г.Уфы о переводе нежилого здания в жилой фонд.
Таким образом, до ДД.ММ.ГГГГ помещение, расположенное по адресу: "адрес", не являлось жилым, не было включено в состав жилищного фонда.
По ранее действующему жилищному законодательству переоборудование помещения (здания) под общежитие могло быть осуществлено только после принятия органом, осуществляющим управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в ведении которого оно находится, соответствующего решения о наделении указанных помещений статусом общежития. В данном случае решения о признании здания в качестве общежития и жилым не было. Действие норм статьи 7 Закона РФ от 29.12.2004г N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" о договоре социального найма не распространяется на нежилое здание. Постановлениями главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ со внесенными изменениями данное помещение признано жилым, отнесено к служебным жилым помещениям специализированного жилищного фонда. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к тому или иному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда производится на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. В связи со своим особым юридическим статусом специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, сдаче в наем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма специализированных жилых помещений.
Правовой режим данного жилого помещения регулируется статьями 92,99,100 Жилищного кодекса Российской Федерации и согласно действующему жилищному законодательству собственник жилого помещения вправе самостоятельно определять порядок предоставления специализированного жилищного фонда. В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Согласно статье 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Понуждение собственника (владельца) жилищного фонда к исключению служебного жилого помещения из реестра жилых помещений специализированного жилого фонда недопустимо.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 14, 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, Положением о порядке предоставления служебных жилых помещений, утвержденным постановлением Президиума Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 4 декабря 2008г. N10/9, В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, ответчик просит Кировский районный суд г.Уфы в иске Петрова А.Р. отказать за необоснованностью.
Истец Петров А.Р. на судебное заседание не явился, представив в суд письменное заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснение представителя истца, суд считает иск Петрова А.Р. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено и сторонами по делу не оспаривалось, что жилое помещение представляет собой квартиру N в жилом доме, расположенном по адресу: "адрес".
Указанное жилое помещение было предоставлено семье истца, в котором он постоянно проживает со своей матерью с 2002 года. За проживание в данной жилой квартире истец, вместе со своей матерью П.З., оплачивает коммунальные услуги и наем жилья, и соответствующим образом в ней зарегистрированы. Данные обстоятельства подтверждаются представленными суду квитанциями, чеками, газетной статьей и письмами подтверждающими об оплате за жилье и оплату за предоставленные коммунальные услуги. Вопрос о самовольном занятии жилого помещения Петрова А.Р. ответчиком не ставился.
Из материалов дела усматривается, что Постановлением главы Администрации г.Уфы от ДД.ММ.ГГГГ N общежитие, расположенное по адресу: "адрес" снято с баланса РУНО Кировского района г.Уфы.
Таким образом, истец приобрел право пользования квартирой N по адресу: "адрес", в 2002 году, т.е. в период, когда указанное жилье имело статус общежития.
Согласно постановлению Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ N, договору и акту приема-передачи N от ДД.ММ.ГГГГ общежитие, расположенное по вышеуказанному адресу, было передано из государственной собственности в муниципальную собственность.
Согласно ст. 7 Закона РФ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" N 189-ФЗ от 29.12.2004 г. к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям, либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий и переданные в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма. Из чего следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Последующее придание квартире статуса служебного жилья не имеет правового значения, так как оно ухудшает приобретенные ранее права истца - в частности право на приватизацию занимаемого жилого помещения, предусмотренное Законом Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Из материалов дела следует, что истец Петров А.Р. в настоящее время, пользуясь спорной жилой квартирой N по "адрес", как жилым помещением из муниципального жилищного фонда, приобрел право пользования указанным жилым помещением по договору социального найма и в силу статьи 13 Федерального Закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений. Таким образом к спорному жилому помещению применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договору социального найма.
При этом отсутствие договора социального найма не препятствует осуществлению истцом прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанного документа.
Следовательно, истец вправе приобрести занимаемое им жилье в собственность согласно статье 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
В соответствии со статьями 2 и 7 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года N1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящихся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленным законодательством.
Истец Петров А.Р. обратился к ответчику с соответствующим заявлением о передаче спорной квартиры в собственность в порядке приватизации жилья, в чем было ему было отказано, что суд признает необоснованным.
Истец Петров А.Р. не использовал ранее свое право на однократную бесплатную приватизацию жилья, о чем свидетельствуют справки.
Мать истца, которая зарегистрирована в данной квартире "адрес", дала свое письменное нотариальное согласие об отказе от участия в приватизации указанной квартиры.
С учетом вышеизложенного суд считает, требование истца подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать за Петровым А.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на жилую квартиру N по адресу: "адрес", в порядке приватизации жилого помещения, согласно Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течении 10 дней со дня принятия его в окончательной форме через Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.
Судья: Р.А.Булатова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.