СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Белова Н.Е.,
судей Нагорновой О.Н и Сироткиной Е.М.,
при секретаре Вахниной Е.А.,
рассмотрела в судебном заседании 22 октября 2012 года дело по апелляционной жалобе Коновалова С.В. на решение Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 10 августа 2012 года, по которому
в удовлетворении исковых требований Коновалова С.В. к Государственному учреждению-Управление пенсионного фонда РФ по Республике Коми в Сыктывдинском районе о признании права на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в соответствии со ст.34 Закона РФ N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" отказано.
Заслушав доклад судьи Нагорновой О.Н., пояснения Коновалова С.В. и представителя ГУ УПФ РФ по Республике Коми в Сыктывдинском районе "Фамилия обезличена", судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Коновалов С.В. обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ по Республике Коми в Сыктывдинском районе о признании права на компенсацию понесенных им расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в соответствии Законом РФ N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" как неработающему пенсионеру.
Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение.
В апелляционной жалобе Коновалов С.В., ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального права, просит судебную коллегию решение суда отменить и удовлетворить его требования. Указывает, что с "Дата обезличена" года он является одновременно получателем двух пенсий: за выслугу лет и трудовой пенсии по старости, а поэтому имеет право на получение компенсации расходов на уплату стоимости проезда к месту отдыха на территории РФ и обратно.
В возражениях на жалобу ГУ УПФ РФ по Республике Коми в Сыктывдинском районе просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Коновалова С.В. - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции Коновалов С.В. на удовлетворении жалобы настаивал по изложенным в ней доводам.
Представитель ГУ УПФ РФ по Республике Коми в Сыктывдинском районе с жалобой не согласилась, полагая решение суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения сторон, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения не находит, учитывая следующее.
Пенсионное обеспечение военнослужащих регулируется специальным законом от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", которым определяются условия назначения пенсий, порядок их исчисления и размеры, отличающиеся (в силу специфики военной службы как особого вида федеральной государственной службы) от аналогичных параметров трудовых пенсий.
В силу части 4 статьи 7 указанного выше Федерального Закона лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел РФ, при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренных статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных указанным Законом, и трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в РФ".
Согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и страховой части трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Положениями статьи 5 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлены составные части трудовой пенсии: страховая, накопительная.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона N 173-ФЗ размер трудовой пенсии по старости состоит из фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и суммы расчетного пенсионного капитала застрахованного лица.
Согласно статье 12 Федерального закона N 173-ФЗ при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. Отсюда по смыслу закона следует, что к категории лиц, получающих трудовую пенсию по старости, не могут быть отнесены военнослужащие, получающие пенсию по выслуге лет, поскольку военная служба является особым видом федеральной государственной службы Российской Федерации, и на них распространяются специальные нормы, которыми регулируются пенсионные правоотношения.
В соответствии со статьей 1 Закона РФ N 4520-1 от 19 февраля 1993 года "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" действие указанного Закона распространяется на лиц, работающих по найму постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях. В случаях, предусмотренных Законом, гарантии и компенсации предоставляются неработающим пенсионерам, военнослужащим, уволенным по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил РФ, лицам, обучающимся в высших учебных заведениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования, а также членам семей, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности вместе с кормильцем.
Согласно статье 34 этого же Закона компенсация расходов на уплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.
Таким образом, в области пенсионных правоотношений законодатель связывает предоставление льготы в виде компенсации расходов на уплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно получателям трудовых пенсий по старости и по инвалидности.
Право военнослужащих, уволенных с военной службы, на возмещение транспортных расходов регулируется Федеральным законом N 76-ФЗ от 27 мая 1998 года "О статусе военнослужащих". В соответствии с пунктом 5 статьи 20 офицеры, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом на стационарное лечение в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно (один раз в год). Такое же право на проезд имеют и члены семей указанных офицеров при следовании в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также прапорщики и мичманы, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более.
Как следует из материалов дела, Коновалов С.В., обратившись в ГУ УПФР в Сыктывдинском районе о предоставлении ему компенсации расходов на уплату стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно, "Дата обезличена" года получил отказ. Причиной отказа послужило то, что истец является получателем страховой части трудовой пенсии как военный пенсионер.
Установив фактические обстоятельства по делу, из которых следует, что Коновалов С.В. является получателем пенсии по выслуге лет, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных исковых требований. При этом суд первой инстанции правильно указал, что поскольку истцу пенсия назначена не по старости и не по инвалидности, а по выслуге лет, он не относится к категории пенсионеров, которым компенсируются расходы на уплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по правилам статьи 34 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". Получение Коноваловым С.В. страховой части трудовой пенсии по старости не предоставляет ему права на получение требуемой компенсации, а поэтому отказ ГУ УПФР в Сыктывдинском районе от "Дата обезличена" года в такой компенсации, не может быть признан незаконным.
Данный вывод суда в решении мотивирован, основан на полном и всестороннем исследовании и оценке представленных доказательств в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, соответствует обстоятельствам дела, требованиям закона и оснований не согласиться с ним у судебной коллегии не имеется.
Решение суда принято с соблюдением норм процессуального и материального права. Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и не опровергают законность судебного решения.
Руководствуясь п.1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 10 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Коновалова С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.