Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 25 октября 2012 г.
(Извлечение)
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Сусловой Н.А.
судей Голикова А.А. и Жуковской С.В.,
при секретаре Ваховской И.В.,
рассмотрела в судебном заседании 25 октября 2012 года дело по апелляционной жалобе Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 11 июля 2012 года, по которому
признано за К. право на получение государственной жилищной субсидии в ... и обязано Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми выдать К. государственную жилищную субсидию на состав семьи 4 человека в том числе Х., Б, Я. на получение государственной жилищной субсидии (государственного жилищного сертификата) за счет средств федерального бюджета для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера с датой подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи Жуковской С.В., объяснения представителя истца Ярмолюка В.П. и представителя ответчика Зиновьевой О.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
К. обратился в суд с иском к Министерству архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми о признании за ним права на получение государственной жилищной субсидии в ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", с датой постановки на учет с ДД.ММ.ГГГГ, обязании выдать ему и членам его семьи государственную жилищную субсидию в ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования, представитель ответчика с иском не согласился.
Суд в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел дело в отсутствие истца К., представителя третьего лица администрации МО ГО "Воркута" и постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми просит об отмене решения суда как постановленного без учета требований закона.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда не подлежащим отмене.
Судом установлено, что истец К. родился ДД.ММ.ГГГГ в г. .... В ДД.ММ.ГГГГ году истцу установлена ... группа инвалидности с детства. С ДД.ММ.ГГГГ истцу установлена ... группа инвалидности с детства бессрочно.
ДД.ММ.ГГГГ мать истца Х. была поставлена на учет в жилищном отделе г. Воркуты для переселения с использованием средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" с составом семьи 4 человека.
Распоряжением Главы МО ГО "Воркута" от ... утвержден протокол комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО "Воркута" от ..., которым рекомендовано перевести очередь на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами г. Воркуты с Х, на сына К. - инвалида с детства. К. включен в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по категории " ..., родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" с датой постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ, с составом семьи 4 человека.
Согласно уведомлению администрации МО ГО "Воркута" от ДД.ММ.ГГГГ, К. включен в сводный список граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" на ДД.ММ.ГГГГ год по Республике Коми.
Письмом Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми от 27 марта 2012 года истцу отказано в выдаче сертификата выпуска ДД.ММ.ГГГГ года в связи с отсутствием на дату постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ необходимого стажа работы (пребывания) в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностях, а также в связи с тем, что в перечень категорий граждан, установленных Федеральным законом от 17.08.1996 года N 116-ФЗ, действовавшим на дату постановки на учет К. инвалиды с детства включены не были.
Удовлетворяя заявленные К. требования, суд первой инстанции исходил из того, что на момент постановки Х в очередь на получение жилищной субсидии действовали Федеральный закон от 17.08.1996 года N 116-ФЗ "О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями", Положение о порядке предоставления безвозмездных жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденное Указом Главы Республики Коми от 17.12.1996 г. N 329, решение Совета города Воркуты от 10.06.1997 г. "Об утверждении Положения о предоставлении жилой площади за пределами г.Воркуты, приобретенной администрацией города за счет жилищных субсидий, выделенных Российской Федерацией в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1996 года N 116-ФЗ, Указом Главы РК от 17.12.1996 года N 329 и других бюджетных источников финансирования работникам предприятий, учреждений и организаций города", которыми инвалиды с детства были отнесены к льготной категории граждан без установления каких-либо ограничений по стажу для признания их права на первоочередное предоставление жилищной субсидии.
Также суд пришел к выводу о временном характере выезда истца за пределы РКС в период с ДД.ММ.ГГГГ в связи с прохождением лечения в г. Москве.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Предоставление субсидий (сертификатов) гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. N 153.
В соответствии со ст. 1 названного Федерального закона, жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющим других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающимся в улучшении жилищных условий и не получавшим субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Статья 5 Федерального закона от 25.10.2002 г. N 125-ФЗ предусматривает, что при определении норматива предоставления жилищных субсидий инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности), за стаж работы принимается время их проживания в указанных районах и местностях со дня рождения.
На момент постановки Х. в очередность на получение жилищной субсидии действовали Федеральный закон от 17.08.1996 N 116-ФЗ "О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году" и Постановление Правительства РФ от 03.08.1996 г. N 937 "О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья", который предусматривал право на получение жилищной субсидии лиц, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не менее 10 лет.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на дату постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ К.. проживал в районах Крайнего Севера более 10 лет, что дает ему право на получение жилищной субсидии.
Доводы апелляционной жалобы об исчислении времени пребывания К. в районах Крайнего Севера с коэффициентом 0,5 являются несостоятельными, поскольку предусмотренный ст. 5 Федерального закона от 17.08.1996 N 116-ФЗ коэффициент работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях применяется для исчисления размера выделяемой гражданину субсидии, а не для исчисления общего стажа работы и пребывания граждан в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Иные доводы, приведенные в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании норм материального права, аналогичны доводам, изложенным при рассмотрении дела в суде первой инстанции, которым дана надлежащая оценка в решении суда.
Не усматривая оснований к отмене решения суда, судебная коллегия, вместе с тем, полагает необходимым уточнить его резолютивную часть в части состава семьи К. на получение жилищной субсидии.
Признавая право К. на получение государственной жилищной субсидии с составом семьи 4 человека, суд не привел в решении обстоятельств, в связи с которыми пришел к выводу о необходимости признания Б.. и Я. членами семьи истца для включения в состав семьи на получение жилищной субсидии.
Учитывая, что вступившим в законную силу определением Воркутинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу N ... прекращено производство по делу по иску Б. действующей от своего имени и в интересах несовершеннолетней Я., к Администрации МО ГО "Воркута", Министерству архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми и К. о признании членами семьи К.. на получение государственного жилищного сертификата, в связи с отказом истца от иска, Б. и Я. подлежат исключению из состава семьи К. на получение жилищной субсидии. При этом представителем истца в суде апелляционной инстанции указано на состав семьи К.. - 2 человека, в том числе мать Х., право которой ответчиком не оспаривается.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 11 июля 2012 года оставить без изменения, уточнив резолютивную часть решения в части выдачи К. государственной жилищной субсидии на состав семьи 2 человека, в том числе Х..
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.