СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего судьи Кореневой И.В.,
судей Ошманкевича Р.А., Ушаковой Л.В.,
при секретаре Красавцевой Т.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 22 октября 2012 года дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования городского округа "Ухта" на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 24 августа 2012 года, по которому
на администрацию муниципального образования городского округа "Ухта" возложена обязанность предоставить Кетову В.В. вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам, в г. ... и подчиненных территориях на условиях договора социального найма на состав семьи 1 человек, размером не менее ... кв.м. общей площади.
Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., заключение прокурора Шевелевой М.Г., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
прокурор г. Ухты в интересах Кетова В.В. обратился в суд с иском к администрации МО ГО "Ухта" о возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма не менее ... кв.м. на состав семьи 1 человек, как лицу из числа детей-сирот.
В судебном заседании прокурор и Кетов В.В. поддержали заявленные исковые требования.
Представитель ответчика исковые заявления не признал.
Судом вынесено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация МО ГО "Ухта" не согласна с решением суда, просит его отменить как принятое с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует и сторонами не оспорено, что Кетов В.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, имеет статус сироты. Вступившим в законную силу решением Прилузского районного суда Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ мать истца - К., лишена родительских прав в отношении него. Сведения об отце внесены в актовую запись о рождении со слов матери. Жилые помещения, закрепленные за Кетовым В.В., либо принадлежащие ему на праве собственности, отсутствуют.
На основании постановления главы администрации МО " ..." от ДД.ММ.ГГГГ Кетов В.В. направлен в школу-интернат N г. ..., которая в дальнейшем была реорганизована в ГОУ " ...". Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, истец находился на полном государственном обеспечении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. По окончанию школы-интерната, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, Кетов В.В. проходит обучение в СПО " ..." при ФГБОУ ВПО " ...", который окончит в ДД.ММ.ГГГГ.
Из свидетельства о регистрации по месту пребывания, выданного ОУФМС России по РК в г.Ухте ДД.ММ.ГГГГ следует, что истец зарегистрирован по месту пребывания по адресу: ..., общежитие, на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением руководителя администрации МО ГО "Ухта" от ДД.ММ.ГГГГ Кетов В.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемым по договорам социального найма, на внеочередное предоставление жилья.
При рассмотрении дела суд правильно руководствовался положениями статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Законом Республики Коми от 22 ноября 2010 года N 139-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма".
Из необходимости внеочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма непосредственно детям-сиротам исходит и Жилищный кодекс Российской Федерации (статья 57).
Сведений об обеспечении государством истца жилым помещением в порядке реализации льготы в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" суду не представлено.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Кетов В.В., как лицо, отнесенное к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на внеочередное предоставление благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, иного жилья на праве собственности либо на праве пользования не имеет, в установленном порядке поставлен на учет, как нуждающийся в жилом помещении по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Доводы жалобы о том, что судом необоснованно отклонено ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве соответчиков Министерства Финансов РК и Агентства Республики Коми по социальному развитию, не могут быть приняты во внимание как противоречащие положениям Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года N 139-РЗ, наделяющим государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Законом, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, именно органы местного самоуправления муниципальных образований.
Кроме того, отношения между органами местного самоуправления и органами государственной власти по вопросам финансирования расходов по предоставлению жилых помещений не имеют правового значения при определении ответчика, так как защита прав граждан указанной категории не может быть поставлена в зависимость от своевременного и полного распределения средств на цели обеспечения жильем данных лиц.
Приведенные в обоснование апелляционной жалобы доводы о том, что размер субвенций, предоставляемых органу местного самоуправления, не позволяет в полном объеме обеспечить детей-сирот жилыми помещениями не является основанием для освобождения администрации МО ГО "Ухта" от возложенной на него обязанности.
Законом Республики Коми от 22.11.2010 года N 139-РЗ указанные полномочия переданы органам местного самоуправления и одновременно предусмотрено, что финансирование расходов по реализации органами местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет средств субвенций из Республиканского фонда компенсаций, предусматриваемого в республиканском бюджете Республики Коми на соответствующий финансовый год. Объем субвенций, предусматриваемых бюджетам муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий, определяется исходя из различных расходов, рассчитанных по соответствующим Методикам (статья 12 Закона).
В связи с этим, право истца на получение жилья из муниципального жилищного фонда не может быть поставлено в зависимость от получения органом местного самоуправления субвенций на данные цели из республиканского бюджета.
Отсутствие у органа местного самоуправления достаточных денежных средств для исполнения решения суда не является основанием для освобождения администрации МО ГО "Ухта" от возложенной на нее обязанности.
Обстоятельства, имеющие значение для дела судом исследованы и установлены в полном объеме. Нормы материального права применены верно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено. При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 24 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО ГО "Ухта" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.