СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Кореневой И.В.,
судей Ошманкевича Р.А., Ушаковой Л.В.,
при секретаре Забоевой Н.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 13 сентября 2012 года дело по апелляционной жалобе Заболотного Г.В. на решение Интинского городского суда Республики Коми от 06 июля 2012 года, по которому
на индивидуального предпринимателя Заболотного Г.В. возложена обязанность до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить движение транспортных средств по маршруту N согласно муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ N, маршруту N согласно муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ N, маршруту N согласно муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ N, маршруту N согласно муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ N, оборудованных специальными устройствами и приспособлениями для осуществления беспрепятственного пользования инвалидами в соответствии с требованиями Федерального закона N 181 - ФЗ от 24.11.1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Взыскана с Заболотного Г.В. государственная пошлина в доход местного бюджета в размере ... руб.
Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., заключение прокурора Чершкуте Я.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор города Инты обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Заболотному Г.В. о возложении обязанности создать условия инвалидам для беспрепятственного пользования городским и пригородным автомобильным транспортом. В обоснование иска указал, что на территории МО ГО "Инта" зарегистрировано ... инвалида, в том числе детей-инвалидов- ... человек. Между администрацией МО ГО "Инта" и ИП Заболотным Г.В. заключены муниципальные контракты на перевозку пассажиров на территории МО ГО "Инта" в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ N. Согласно п. 1.1 перечисленных контрактов на ИП Заболотного Г.В. возложена обязанность осуществлять перевозки пассажиров по маршрутам N и согласованному с администрацией МО ГО "Инта" расписанию (графику) движения. В соответствии с п. 2.1.9 контрактов ИП Заболотный Г.В. обязан организовать в пределах собственных технических и финансовых возможностей обеспеченность оборудования транспортных средств, осуществляющих перевозку пассажиров по маршруту N специальными устройствами и приспособлениями для осуществления беспрепятственного пользования указанными средствами инвалидами. По мнению прокурора, неисполнение ИП Заболотным Г.В. требований Федерального Закона N 181-ФЗ, в части не создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования городским и пригородным автотранспортом, влечет нарушение их прав и законных интересов в удовлетворении своих общественных потребностей, возможности участия в жизни общества, осуществление полноценной жизни наравне с другими гражданами, то есть неопределенного круга лиц, особо нуждающихся в правовой и социальной защите, число которых невозможно точно установить и персонифицировать.
Прокурор в судебном заседании иск поддержал.
Ответчик и представители третьих лиц ОГИБДД ОМВД России по г. Инте, администрация МО ГО "Инта" извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Судом вынесено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Заболотный Г.В. просит решение отменить, как принятого с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что между администрацией МО ГО "Инта" и ИП Заболотным Г.В. заключены муниципальные контракты на перевозку пассажиров на территории МО ГО "Инта" в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ N; муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ N; муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ N; муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ N.
Согласно п. 1.1 перечисленных контрактов на ИП Заболотного Г.В. возложена обязанность осуществлять перевозки пассажиров по маршрутам N и согласованному с администрацией МО ГО "Инта" расписанию (графику) движения.
В соответствии с п. 2.1.9 контрактов ИП Заболотный Г.В. обязан организовать в пределах собственных технических и финансовых возможностей обеспеченность оборудования транспортных средств, осуществляющих перевозку пассажиров по маршруту N специальными устройствами и приспособлениями для осуществления беспрепятственного пользования указанными средствами инвалидами.
В письме от ДД.ММ.ГГГГ ИП Заболотный Г.В. указал, что оснащение специальными техническими подъемными устройствами для посадки инвалидов в транспортные средства производится специальными предприятиями и организациями; отсутствуют нормативные документы, обязывающие перевозчика приобретать транспортные средства для реализации транспортных услуг инвалидам; в связи с отсутствием поступающих жалоб в ДД.ММ.ГГГГ по вопросу соблюдения прав инвалидов на беспрепятственное пользование городским общественным транспортом, расходов на оснащение специальными техническими подъемными устройствами для посадки инвалидов в транспортные средства не предусматривалось.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 16 Федерального Закона N 131-ФЗ от 06.10.2003г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Согласно статье 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Постановлением Правительства Республики Коми N 521 от 21.11.2011 утверждена программа Республики Коми "Доступная среда" на 2011-2015 годы. Мероприятия Программы направлены на создание условий для обеспечения беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, в том числе государственным (муниципальным) учреждениям культуры, образования, здравоохранения, социальной защиты населения, спортивным сооружениям, а также на создание условий для обеспечения инвалидов равными с другими гражданами возможностями в реализации избирательных прав, для беспрепятственного получения транспортных услуг и информации, социальной адаптации, реабилитации и интеграции инвалидов в общество.
Обеспечение индивидуальной мобильности инвалидов с максимально возможной степенью их самостоятельности предусматривает, прежде всего, создание доступности транспорта и транспортной инфраструктуры, в том числе путем модернизации подвижного состава пассажирского транспорта, приспособленного для инвалидов.
Для обеспечения производства и сертификации специализированных средств пассажирского транспорта, приспособленных для обслуживания инвалидов, по инициативе Госстандарта России, поддержанной Минтрудом России, разработан и введен в действие Государственный стандарт ГОСТ Р 50844-95 "Автобусы для перевозки инвалидов. Общие технические требования". По заданию Минтруда России и в соответствии с договором от 15 декабря 1994 г. N 2.2 разработан и введен в действие Государственный стандарт ГОСТ Р 51090-97 "Средства общественного пассажирского транспорта. Общие технические требования доступности и безопасности для инвалидов".
Руководствуясь вышеприведенными нормами права, учитывая положения муниципальных контрактов, заключенных между администрацией МО ГО "Инта" и ответчиком, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку ИП Заболотный Г.В. в нарушение требований статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и ГОСТа Р 51090-97 и ГОСТа Р 50844-95 не обеспечил условия беспрепятственного пользования городским и пригородным автотранспортом для маломобильных групп населения. Несоблюдение указанных требований нарушает конституционные права и свободы инвалидов, лишая их равных возможностей с другими гражданами.
Доводы жалобы о неправильном толковании судом п. 2.1.9. муниципальных контрактов, необоснованны. Ответчик на условиях проводимого администрацией МО ГО "Инта" конкурса добровольно заключил муниципальные контракты на перевозку пассажиров, следовательно, он должен выполнять все пункты контрактов, в том числе и организовать в пределах собственных технических и финансовых возможностей обеспеченность оборудования транспортных средств, осуществляющих перевозку пассажиров по маршруту N специальными устройствами и приспособлениями для осуществления беспрепятственного пользования указанными средствами инвалидами.
Ссылки в жалобе Приказ МВД РФ от 7 декабря 2000г. N 1240, которым утвержден Порядок контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств, зарегистрированных в ГИБДД МВД РФ не влекут отмену решения суда, поскольку указанный Порядок лишь определяет процедуру контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств и не свидетельствует о невозможности внесения таких изменений.
Вопреки требованиям ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлено доказательств, бесспорно подтверждающих техническую невозможность исполнения требований прокурора, а также доказательств, свидетельствующих о том, что ответчиком в целях исполнения п. 2.1.9 муниципальных контрактов предпринимались какие-то меры.
Доводы жалобы о том, что ответчик не отнесен к лицам, которые в силу ст. 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" создают условия инвалидам для беспрепятственного пользования автомобильным транспортом, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были бы предметом рассмотрения в суде первой инстанции и опровергали бы выводы судебного решения, а потому не могут служить основанием к его отмене.
Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным сторонами доказательствам дал надлежащую оценку, заявление разрешил в соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене принятого судом решения.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Интинского городского суда от 06 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Заболотного Г.В. - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.