Октябрьский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Шафиковой Е.С.
при секретаре Прокопьевой Е.Д.
с участием представителя истца Прокурора Октябрьского района г.Уфы - Бигловой А.И., истца - Имельбаевой А.Р., представителя ответчика Администрации ГО г.Уфа - Котельниковой О.С., действующей по доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Октябрьского района города Уфы в интересах Имельбаевой А.Р. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского района города Уфы в интересах Имельбаевой А.Р. обратился в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа и учетом последующего уточнения требований, просил обязать ответчика предоставить Имельбаевой А.Р. жилое помещение по договору социального найма вне очереди не ниже установленных социальных норм.
В обоснование требований указано, что Прокуратурой Октябрьского района г.Уфы проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
В ходе проверки установлено, что Имельбаева А.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, постановлением главы администрации Мелеузовского района РБ от ДД.ММ.ГГГГ N "Об устройстве в детский дом Имельбаеву А.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения" Имельбаева А.Р. устроена в детский дом и за ней был закреплен жилой дом в "адрес".
Постановлением главы администрации муниципального района Мелеузовский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ N "О внесении изменения в постановление от ДД.ММ.ГГГГ N" п.2 постановления главы Администрации Мелеузовского района от ДД.ММ.ГГГГ N в части закрепления жилья за Имельбаевой А.Р. признано недействующим и не подлежащим применению.
Имельбаева А.Р. воспитывалась в "данные изъяты" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и находилась на полном государственном обеспечении, ДД.ММ.ГГГГ окончила "данные изъяты".
Распоряжением главы администрации Октябрьского района городского округа г.Уфа от ДД.ММ.ГГГГ N Имельбаева А.Р. включена во внеочередной список, нуждающихся в жилых помещениях.
Таким образом, Имельбаева А.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет право на получение жилья вне очереди, однако, до настоящего времени жильем не обеспечена, в связи с этим находится в сложной жизненной ситуации.
В судебном заседании Имельбаева А.Р., в чьих интересах Прокурор Октябрьского района г.Уфы обратился в суд в порядке ст.45 ГПК РФ, и представитель прокуратуры, подержали исковые требования к надлежащему ответчику по основаниям, изложенным в исках.
Представитель ответчика - Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан исковые требования признала частично, пояснив, что право Имельбаевой А.Р. на предоставление социального жилья они не оспаривают, однако, есть лица, перед которыми имеются обязательства о предоставлении жилого помещения, которые встали на учет ранее истца.
Представитель третьего лица - Правительства Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о чем свидетельствуют уведомления в материалах дела.
В силу ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствии третьего лица.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ (редакции от 17 декабря 2009 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).
В силу абзацев 2 и 3 пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", подлежащей применению в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, выявленном в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05 февраля 2009 года N250-О-П, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).
Названные положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" конкретизируются в жилищном законодательстве.
В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 57 названного Кодекса вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Установлено, что Имельбаева А.Р. родилась ДД.ММ.ГГГГ в "адрес", в графе "мать" указана - ФИО7, в графе "отец" со слов матери - ФИО8, что следует из свидетельства о рождении серии N от ДД.ММ.ГГГГ.
Мать ребенка - ФИО7 лишена родительских прав в отношении своих несовершеннолетних детей ФИО9 и Имельбаевой А.Р. решением Куюргазинского районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 умерла, что следует из представленного свидетельства о смерти N от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании Постановления Администрации Мелеузовского района РБ N от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетние переданы на воспитание в детский дом.
Распоряжением Главы Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан N от ДД.ММ.ГГГГ утвержден протокол заседания комиссии по жилищным вопросам Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, на основании которого Имельбаева А.Р. принята на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма и включена во внеочередной список по категории "дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
В настоящее время Имельбаева А.Р. проживает с регистрацией по месту пребывания по адресу: "адрес" общежитие; жилья в собственности не имеет, о чем также свидетельствуют сообщения, предоставленные Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Башкортостан и Государственным унитарным предприятием "Центр учета, инвентаризации и оценки недвижимости Республики Башкортостан".
Также установлено, что при устройстве в детский дом за Имельбаевой А.Р. был закреплен жилой дом в "адрес".
Постановлением главы администрации муниципального района Мелеузовский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ N "О внесении изменения в постановление от ДД.ММ.ГГГГ N" п.2 постановления главы Администрации Мелеузовского района от ДД.ММ.ГГГГ N в части закрепления жилья за Имельбаевой А.Р. признано недействующим и не подлежащим применению.
Несмотря на то, что на законных основаниях Имельбаева А.Р. принята на учет в предоставлении жилья по договору социального найма, является ребенком, оставшимся без попечения родителей, до настоящего времени она не обеспечена жилым помещением.
В силу приведенных ранее норм действующего законодательства, суд считает, что обязанность обеспечения Имельбаеву А.Р. жилым помещением должна быть возложена на Администрацию Городского округа город Уфа Республики Башкортостан, поскольку порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому обязанность обеспечения Имельбаеву А.Р. жилым помещением из муниципального фонда может быть возложена на Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан при условии наделения ее в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года N260-з (в редакции от 01 апреля 2010 года) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, а именно органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке, за исключением полномочий по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).
В соответствии с частями 4 и 6 ст. 8 Закона Республики Башкортостан от 27 октября 1998 года N188-з (в редакции от 07.11.2005) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди в срок, не превышающий трех месяцев, жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Республики Башкортостан и относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан.
По смыслу действующего законодательства, обеспечение вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств и соблюдения очередности лиц, состоящих в списке на получение жилого помещения вне очереди.
Имельбаева А.Р. в силу ст.1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, окончила пребывание в учреждении профессионального образования, следовательно, имеет право на обеспечение ее вне очереди жилым помещением по договору социального найма органом местного самоуправления - а именно Администрацией городского округа Город Уфа Республики Башкортостан в пределах социальной нормы представления жилья.
По смыслу действующего законодательства, обеспечение вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств и соблюдения очередности лиц, состоящих в списке на получение жилого помещения вне очереди.
При таких обстоятельствах, суд удовлетворяет исковые требования Прокурора Октябрьского района г.Уфы в интересах Имельбаевой А.Р. о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, предъявленные к Администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан, с указанием источника финансирования осуществления государственного полномочия по предоставлению жилого помещения Имельбаевой А.Р.
Руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Прокурора Октябрьского района города Уфы в интересах Имельбаевой А.Р. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить Имельбаевой А.Р. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте города Уфа Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 14 кв. м. за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: Е.С. Шафикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.