Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Охапкиной Г.А.,
судей Жидковой О.В., Слепухина Л.М.,
при секретаре Тарабукиной Е.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Комитета по управлению муниципальным имуществом Сокольского муниципального района Вологодской области на решение Сокольского районного суда от 22 августа 2012 года, которым на Комитет по управлению муниципальным имуществом Сокольского муниципального района Вологодской области возложена обязанность в срок до 01 ноября 2012 года зарегистрировать право на объекты недвижимости - земельные участки, расположенные под артезианскими скважинами N... "адрес" N... "адрес" N... "адрес" и насосными станциями над ними, расположенными "адрес", в установленном законом порядке в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области и получить свидетельства о государственной регистрации права.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Охапкиной Г.А., объяснения представителя Комитета по управлению муниципальным имуществом Сокольского муниципального района Вологодской области Швецовой Е.Н., заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сокольский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом Сокольского муниципального района Вологодской области о возложении обязанности по регистрации права собственности на объекты недвижимости в установленном законом порядке.
В обоснование требований указал, что 16 марта 2012 года Сокольской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды, законодательства о недрах, земельного и санитарно-эпидемиологического законодательства в сельском поселении "адрес", в ходе которой установлено, что на территории сельского поселения "адрес" расположены источники питьевого водоснабжения - пять артезианских скважин: "адрес" N..., "адрес" N..., в "адрес" N..., "адрес" N..., "адрес" N... и насосные станции над ними. Указанные объекты зарегистрированы в реестре муниципальной собственности, право собственности зарегистрировано за Сокольским муниципальным районом. На основании договора от 01 января 2006 года данные объекты были переданы в безвозмездное пользование сельскому поселению Чучковское, которое впоследствии передало их для обслуживания и эксплуатации ООО "Чучковское". Общество осуществляет снабжение питьевой водой, качество которой не соответствует санитарным правилам, в отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения, проекта зон санитарной охраны для подземных источников водоснабжения, без лицензии на право пользования недрами. Бездействие Комитета по управлению муниципальным имуществом Сокольского муниципального района в вопросах оформления правоустанавливающих документов на земельный участок под скважинами привело к тому, что эксплуатирующая их организация в нарушение закона осуществляет деятельность по недропользованию, водопользованию, водоснабжению без разрешительных документов.
Просил обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом Сокольского муниципального района зарегистрировать право на объекты недвижимости: земельные участки, расположенные под артезианскими скважинами N... "адрес" N... "адрес" N... "адрес" и насосными станциями над ними, расположенными в сельском поселении "адрес", в установленном законом порядке в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, получить свидетельство о государственной регистрации права на недвижимость в срок до 01 сентября 2012 года.
Определением суда от 26 июня 2012 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Департамент имущественных отношений Вологодской области (л.д. 54).
Определением суда от 09 августа 2012 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Департамент земельных отношений Вологодской области (л.д. 74).
В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении. Дополнительно суду пояснил, что проверки прокуратурой проводились неоднократно, однако меры по оформлению прав на земельные участки под артезианскими скважинами ответчиком не предпринимались.
Представитель ответчика Комитета по управлению муниципальным имуществом Сокольского муниципального района Вологодской области по доверенности Швецова Е.Н. иск не признала, в возражении указала, что организация водоснабжения и водоотведения в границах поселения относится к вопросам местного значения поселений. Артезианские скважины с 01 января 2006 года переданы в безвозмездное пользование сельскому поселению Чучковское, которое в свою очередь передало их для обслуживания и эксплуатации ООО "Чучковское". В целях подготовки проекта закона области о передаче в собственность поселения артезианских скважин на них были оформлены технические паспорта и получены свидетельства о государственной регистрации права, Комитетом по управлению муниципальным имуществом Сокольского муниципального района утверждены предложения о перечне передаваемого поселению имущества, который согласован администрацией поселения. В апреле 2012 года вся документация направлена в Департамент имущественных отношений области, где проект закона прошел согласование и включен в сентябрьскую сессию Законодательного Собрания области. Полагала, что удовлетворение требований приведет к невозможности исполнения решения суда, поскольку после принятия закона артезианские скважины и насосные станции над ними будут являться собственностью поселения и Комитет по управлению муниципальным имуществом Сокольского муниципального района не сможет оформить право собственности на земельные участки под ними.
Представитель третьего лица администрации сельского поселения Чучковское Клиндухова Е.А. с исковыми требованиями согласилась, суду пояснила, что артезианские скважины находятся в собственности муниципального района. В настоящее время администрацией поселения за счет собственных средств проведены работы по межеванию земельных участков. ООО "Чучковское" так же за свой счет начало проведение работ по огораживанию санитарно-защитных зон артезианских скважин.
Представитель ООО "Чучковское" в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель третьего лица Территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в Сокольском, Усть-Кубинском, Вожегодском, Сямженском, Харовском, Верховажском районах в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором исковые требования поддержал.
Представители третьих лиц Департамента имущественных отношений Вологодской области и Департамента земельных отношений Вологодской области в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Комитет по управлению муниципальным имуществом Сокольского муниципального района Вологодской области ставит вопрос об отмене решения суда по мотиву неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушения и неправильного применения норм процессуального права.
В возражениях на апелляционную жалобу Сокольская межрайонная прокуратура просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного постановления, обсудив доводы апелляционной жалобы, представленного возражения, приходит к следующему.
На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Разрешая спор, суд установил, что в ходе проведенной Сокольской межрайонной прокуратурой проверки установлено, что на территории сельского поселения "адрес" расположены источники питьевого водоснабжения - артезианские скважины N..., N..., N... и насосные станции над ними. По результатам лабораторных исследований питьевая вода из артезианской скважины N... не отвечает санитарным требованиям, вредна по химическому составу, контроль за качеством питьевой воды в местах водозабора ООО "Чучковское" не осуществляется, на артезианские скважины отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение, проект зон санитарной охраны так же отсутствует. В нарушение законодательства о недрах и Водного кодекса Российской Федерации у ООО "Чучковское" отсутствует лицензия на право пользования недрами.
Собственником артезианских скважин N... "адрес" N... "адрес" N... "адрес" и насосных станций над ними является Сокольский муниципальный район Вологодской области (л.д. 13, 14, 15, 20, 21).
На основании договора о закреплении муниципального имущества на праве безвозмездного пользования от 01 января 2006 года вышеуказанное имущество в целях реализации полномочий сельского поселения передано в безвозмездное пользование администрации сельского поселения Чучковское (л.д. 26-27), которое в свою очередь по договору безвозмездного пользования по обслуживанию муниципального жилищного фонда социального пользования N... от 10 января 2012 года передало, а ООО "Чучковское" приняло на себя обязательство по обслуживанию объектов муниципального жилищного фонда социального использования, в том числе артезианских скважин N..., N..., N... и насосных станций над ними (л.д. 32-36).
Согласно сведениям, представленным Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости земельный участок под артезианскими скважинами отсутствуют (л.д. 16, 17, 18).
В соответствии с Уставом Сокольского муниципального района Вологодской области, принятым Советом самоуправления Сокольского муниципального района от 26 июля 2005 года N..., Положением о Комитете по управлению муниципальным имуществом Сокольского муниципального района, утвержденным Решением Совета самоуправления Сокольского муниципального района от 24 ноября 2005 года N..., Комитет по управлению муниципальным имуществом Сокольского муниципального района является органом местного самоуправления Сокольского муниципального района, осуществляющим полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности Сокольского муниципального района, и иные полномочия в соответствии с настоящим Уставом и Положением о Комитете по управлению муниципальным имуществом.
Исходя из содержания статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.
В силу положений пункта 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков.
Как следует из пункта 10 статьи 3 указанного выше Федерального закона распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости возложения на Комитет по управлению муниципальным имуществом Сокольского муниципального района Вологодской области обязанности по проведению юридических действий по признанию права муниципальной собственности на указанные выше земельные участки, поскольку на момент принятия решения объекты недвижимости, расположенные на этих земельных участках, принадлежали Сокольскому муниципальному району.
Вместе с тем, при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции 26 октября 2012 года судебной коллегии стало известно о том, что 26 сентября 2012 года Законодательным Собранием области принят Закон Вологодской области N 563 "О внесении изменений в Закон области от 18 февраля 2008 года N 1756 "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между городскими и сельскими поселениями и Сокольским муниципальным районом, в состав которого они входят", в соответствии со статьей 1 которого право муниципальной собственности сельского поселения Чучковское Сокольского района Вологодской области на указанные выше артезианские скважины возникает с 25 октября 2012 года. Данный Закон официально опубликован в областной газете "Красный Север" N 195 от 16 октября 2012 года и вступил в действие с момента официального опубликования.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, а также учитывая положения пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", земельные участки, занятые артезианскими скважинами и насосными станциями над ними, расположенные на территории сельского поселения "адрес", должны быть переданы в собственность сельского поселения Чучковское Сокольского района Вологодской области. Таким образом, ответственным за проведение юридических действий по признанию права муниципальной собственности на указанные выше объекты недвижимости является соответствующее муниципальное образование.
С учетом изложенного, оснований для возложения на Комитет по управлению муниципальным имуществом Сокольского муниципального района Вологодской области обязанности по осуществлению мероприятий по государственной регистрации спорных земельных участков не имеется. В данном случае Комитет по управлению муниципальным имуществом Сокольского муниципального района Вологодской области не является надлежащим ответчиком по делу.
При таких обстоятельствах решение суда не может быть признано законным и обоснованным, поэтому оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе прокурору в удовлетворении иска.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сокольского районного суда от 22 августа 2012 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении требований Сокольского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Комитету по управлению муниципальным имуществом Сокольского муниципального района Вологодской области о возложении обязанности зарегистрировать право на объекты недвижимости - земельные участки, расположенные под артезианскими скважинами N... "адрес" N... "адрес" N... "адрес" и насосными станциями над ними, расположенными в сельском поселении "адрес" в установленном законом порядке в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, получении свидетельства о государственной регистрации права - отказать.
Председательствующий: Г.А. Охапкина
Судьи: О.В. Жидкова
Л.М. Слепухин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.