Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Маклаковой Н.С.,
судей Чернышовой Н.Э., Федосеевой О.А.,
при секретаре Чикиной Т.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Майского сельского поселения Вологодского муниципального района на решение Вологодского районного суда Вологодской области от 31 июля 2012 года, которым на администрацию Майского сельского поселения Вологодского муниципального района возложена обязанность предоставить Молевой Н. Е., Молеву В. Н., Ординой Е. Е., Молеву И. В., Молеву К. В., зарегистрированным по "адрес", вне очереди по договору социального найма в границах данного населенного пункта, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению (не менее ... кв. м.).
В удовлетворении исковых требований Молевой Н. Е., Молеву В. Н., действующих за себя и в интересах ... Ординой Е. Е., Молева И. В., Молева К. В., к администрации Вологодского муниципального района - отказано.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Чернышовой Н.Э., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
согласно лицевому счету N... в квартире по "адрес" зарегистрированы и проживают Молева Н. Е. - квартиросъемщик, ... Молев В. Н., ... Ордина Е. Е., родившаяся "ДАТА", Молев К. В., родившийся "ДАТА", Молев И. В., родившийся "ДАТА".
На основании акта межведомственной комиссии администрации Вологодского муниципального района N... от "ДАТА" жилой дом N..., расположенный по "адрес", признан аварийным и непригодным для проживания.
В соответствии с Постановлением Правительства Вологодской области N920 от 09.08.2010 "Об областной адресной программе N3 "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальных образованиях Вологодской области с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2010 год" и принятым в соответствии с ним Постановлением администрации Вологодского муниципального района N250 от 09.02.2011 "О внесении дополнений и изменений в постановление главы Вологодского муниципального района от 23.10.2008 N1488" указанный жилой дом включен в Программу "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в поселениях Вологодского муниципального района на 2009-2011 годы".
"ДАТА" администрацией Вологодского муниципального района заключен муниципальный контракт N... с ООО " ..." на строительство ... жилого дома N... по "адрес" на ... квартир для переселения граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств, поступающих от государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и субсидий на софинансирование расходов за счет средств областного бюджета в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Семье Молевых в данном жилом доме администрацией Вологодского муниципального района планируется предоставить ... квартиру N... на ... этаже общей площадью ... кв.м.
Молева Н.Е., Молев В.Н., действующие в своих интересах и в интересах ... Ординой Е.Е., Молева И.В. и Молева К.В., обратились в суд с иском к администрации Вологодского муниципального района и администрации Майского сельского поселения о предоставлении жилого помещения.
Исковые требования мотивированы тем, что их семья зарегистрирована и проживает в ... квартире, площадью ... кв.м. В соответствии с актом межведомственной комиссии администрации Вологодского муниципального района N... от "ДАТА" дом, в котором проживает их семья, признан аварийным и непригодным для проживания. Однако до настоящего времени дом не расселен.
Просили обязать надлежащего ответчика предоставить их семье вне очереди по договору социального найма в границах "адрес" благоустроенное жилое помещение, состоящее не менее чем из ... комнат и общей площадью не менее ... кв.м.
В судебном заседании истцы Молева Н.Е., Молев В.Н., действующие в своих интересах и в интересах ... Ординой Е.Е., Молева И.В., Молева К.В., и их представитель Шаманин В.И. поддержали исковые требования по доводам, изложенным в обоснование иска. Пояснили, что в рамках программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в поселениях Вологодского муниципального района на 2009-2011 годы им была предложена ... квартира общей площадью ... кв. м. С таким предложением они не согласились, так как площадь предлагаемого жилого помещения значительно меньше той площади, которую они занимают в настоящее время. Заявили об отказе от получения предлагаемого жилья по областной программе, просили предоставить жилое помещение во внеочередном порядке на общих условиях в соответствии с требованиями пункта 1 части 2 статьи 57, пункта 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Представитель ответчика администрации Вологодского муниципального района по доверенности Антонова Е.К. возразила против удовлетворения иска, пояснила, что к полномочиям администрации Майского сельского поселения относится предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. Администрация Вологодского муниципального района проводит мероприятия по переселению граждан из многоквартирных аварийных жилых домов только за счет средств финансовой поддержки государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и субсидий на софинансирование расходов за счет средств областного бюджета на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2002 N185-ФЗ, и только тех многоквартирных домов, которые включены в областную адресную программу N3, утвержденную постановлением Правительства Вологодской области от 09.08.2010 N920, и по которым определен источник финансирования и соответствующие средства предусмотрены в областном и федеральном бюджете. Дом, в котором проживают истцы, включен в указанную адресную программу. Истцам в жилом доме N... на "адрес" планируется предоставить "адрес" квартиру N... на ... этаже общей площадью ... кв.м.
Представитель ответчика администрации Майского сельского поселения по доверенности Смирнова Е.А. также возразила против удовлетворения иска, поскольку администрация поселения не принимает участия в реализации областной адресной программы N..., в связи с этим не может произвести перераспределение квартир в доме по "адрес". Для переселения истцов в другое жилое помещение у Майского сельского поселения отсутствуют денежные средства и свободные жилые помещения.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе администрация Майского сельского поселения, приводя доводы, аналогичные тем, которые приводила в суде первой инстанции представитель администрации в возражениях на иск, просит решение суда изменить, возложить обязанность на администрацию Вологодского муниципального района предоставить семье Молевых жилое помещение за счет денежных средств, выделенных Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с областной адресной программой N3, утвержденной постановлением Правительства Вологодской области 09.08.2010 N920.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает, что решение принято судом в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Разрешая спор, суд принял во внимание, что статья 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает предоставление малоимущим гражданам жилых помещений по договору социального найма из государственного или муниципального жилищного фонда.
На основании пункта 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 57 данного Кодекса вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, среди прочего, гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Пунктом 1 части 1 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
Если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма (статья 86 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 87 указанного Кодекса, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
На основании части 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 Жилищного кодекса Российской Федерации), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 132-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельских поселений относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
В соответствии со статьей 31 Устава Майского сельского поселения к полномочиям администрации сельского поселения также относится: установление учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма; ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Исходя из изложенного, предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними условиями проживания.
Как установлено судом, дом, в котором проживают истцы, межведомственной комиссией "ДАТА" признан не подлежащим капитальному ремонту, аварийным и непригодным для постоянного проживания.
Учитывая то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых, а так же то, что истцы заявили об отказе от получения предлагаемого им жилья по областной программе, просили предоставить жилое помещение во внеочередном порядке на общих условиях в соответствии с требованиями пункта 1 части 2 статьи 57, пункта 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, то суд первой инстанции правомерно обязал орган местного самоуправления предоставить истцам во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма.
Возлагая на администрацию Майского сельского поселения Вологодского муниципального района в пределах её полномочий обязанность по предоставлению Молевой Н.Е., Молеву В.Н., Ординой Е.Е., Молеву И.В., Молеву К.В. вне очереди по договору социального найма в границах "адрес" благоустроенного применительно к условиям населенного пункта жилого помещения, равнозначного по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, суд первой инстанции руководствовался приведенными нормами материального права, регулирующими правоотношения по обеспечению указанной категории граждан жилыми помещениями, и правильно исходил из того, что предоставляемое жилое помещение должно быть равнозначным ранее занимаемому жилому помещению.
В связи с этим в удовлетворении исковых требований Молевой Н.Е., Молева В.Н., действующих за себя и в интересах ... Ординой Е.Е., Молева И.В., Молева К.В., к администрации Вологодского муниципального района суд обоснованно отказал.
Таким образом, юридически значимые обстоятельства дела судом первой инстанции установлены в полном объеме, выводы об удовлетворении исковых требований правомерны. Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении гражданского дела не допущено, решение суда является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой и им дана правильная оценка. Выводов, сделанных судом первой инстанции, доводы апелляционной жалобы не опровергают.
С учетом изложенного судебная коллегия не находит оснований для вмешательства в решение суда первой инстанции.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вологодского районного суда Вологодской области от 31 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Майского сельского поселения - без удовлетворения.
Председательствующий Н.С. Маклакова
Судьи Н.Э. Чернышова
О.А. Федосеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.