Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Охапкиной Г.А.,
судей Жидковой О.В., Слепухина Л.М.,
с участием прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И.,
при секретаре Тарабукиной Е.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Ильюшонок Сергея Владимировича на решение Сокольского районного суда "адрес" от "ДАТА", которым заявление Межмуниципального отдела МВД России "Сокольский" об установлении административного надзора в отношении Ильюшонок С.В., "ДАТА" года рождения, уроженца д. "адрес", удовлетворено.
В отношении Ильюшонок С. В. установлен административный надзор на срок 1 (один) год с момента вступления данного решения в законную силу.
В отношении Ильюшонок С. В. установлены следующие административные ограничения:
- возложена обязанность два раза в месяц являться в ОВД для прохождения регистрации;
запрещено пребывание вне места жительства с 22.00 до 06.00 часов;
запрещен выезд за пределы Вологодской области без разрешения ОВД;
запрещено посещение мест проведения массовых и иных мероприятий и участие в указанных мероприятиях.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Жидковой О.В., объяснения заинтересованного лица Ильюшонок С.В. и его представителя по ордеру адвоката Королева В.В., заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И. об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
приговором Сокольского районного суда Вологодской области от 19.11.2007 Ильюшонок С.В. был осужден по пункту "а" части 3 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации и ему назначено наказание в виде 3 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Согласно приговору суда указанное преступление совершено Ильюшонок С.В. при рецидиве преступления, так как ранее он был осужден за аналогичное преступление, судимость за которое не снята и не погашена.
Постановлением Шекснинского районного суда от 28.07.2009 Ильюшонок С.В. освобожден из мест лишения свободы условно-досрочно на срок 1 год 2 месяца 25 дней. Условно-досрочное освобождение закончилось 23.10.2010.
Начальник межмуниципального отдела МВД России "Сокольский" Корепин П.А. обратился в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении Ильюшонок С.В. сроком на 1 год.
В обоснование заявления указал, что по месту жительства Ильюшонок С.В. характеризуется неудовлетворительно, склонен к употреблению спиртных напитков, неоднократно привлекался к административной ответственности.
Кроме того просил рассмотреть вопрос об установлении Ильюшонок С.В. следующих ограничений на период административного надзора: два раза в месяц являться в ОВД для прохождения регистрации, запретить пребывание вне места жительства с 22.00 до 06.00 часов; запретить выезд за пределы населенного пункта по месту жительства или пребывания без разрешения ОВД; запретить посещение мест проведения массовых и иных мероприятий и участие в указанных мероприятиях.
В судебном заседании представитель заявителя Камкин В.А. требования поддержал, сославшись на доводы, изложенные в заявлении, уточнив, при этом, что просит запретить выезд за пределы Вологодской области, а не конкретного населенного пункта.
В судебном заседании заинтересованное лицо Ильюшонок С.В. с заявлением об установлении административного надзора согласился частично, указав, что не согласен с установлением ограничения по выезду за пределы Вологодской области и посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участие в указанных мероприятиях, полагая, что данными ограничениями нарушаются его конституционные права, в том числе на труд и на свободу передвижения.
Помощник прокурора Кротова М.Ю. считала заявленные требования обоснованными, законными и подлежащими удовлетворению в целях реализации Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе Ильюшонок С.В. ставит вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об установлении в отношении него административного надзора на срок 1 год с административным ограничением два раза в месяц являться в ОВД для прохождения регистрации.
В возражениях на жалобу помощник прокурора Сокольской межрайонной прокуратуры Кротова М.Ю. считая решение законным и обоснованным просит оставить его без изменений, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения исходя из доводов апелляционной жалобы, полагает, что решение принято судом с учётом фактических обстоятельств дела и требованиями действующего законодательства.
Согласно статье 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Закон N 64-ФЗ) административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел, продлевается судом на основании заявления органа внутренних дел, досрочно прекращается судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя, прекращается по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 261.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, частичной отмене либо о дополнении ранее установленных административных ограничений указываются основания подачи такого заявления и обстоятельства, имеющие значение для принятия решения по делу. К заявлению прилагаются имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела документы и материалы. В заявлении органа внутренних дел об установлении, о продлении административного надзора или дополнении ранее установленных административных ограничений указываются также сведения об образе жизни и о поведении лица, в отношении которого решается вопрос об установлении, о продлении административного надзора или дополнении ранее установленных административных ограничений. К заявлению прилагаются документы и материалы, свидетельствующие о совершении данным лицом административных правонарушений.
По смыслу части 1 статьи 3 Закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: 1) тяжкого или особо тяжкого преступления, 2) преступления при рецидиве преступлений, 3)умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, лишь при наличии условий, предусмотренных частью 3 статьи 3 Закона N 64-ФЗ: признания в период отбывания наказания в местах лишения свободы злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания либо совершения в течение года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
Понятие рецидива и его виды установлены Уголовным кодексом Российской Федерации, в соответствии со статьей 18 которого рецидивом признается совершение преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление.
Как следует из материалов дела, Ильюшонок С.В. ранее неоднократно судим ( "ДАТА" и "ДАТА") за совершение преступлений против собственности. Последнее преступление, за которое осужден 19.11.2007 приговором Сокольского районного суда Вологодской области, совершил при рецидиве преступлений.
В силу статьи 5 указанного Федерального закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости и исчисляется, при наличии основания, предусмотренного пунктом 2 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.
Согласно статье 4 Закона N 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Установление судом административного ограничения в виде явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
На основании части 2 статьи 261.8 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе установить одно или несколько административных ограничений.
Учитывая положения статей 3, 4, 5 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", а также то, что Ильюшонок С.В., согласно части 4 статьи 15 Уголовного кодекса Российской Федерации был осужден за совершение тяжкого преступления, срок погашения судимости за которое, установленный подпунктом "в" части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации составляет шесть лет после отбытия наказания, и на момент рассмотрения дела судимость Ильюшонок С.В. не снята и не погашена в установленном законом порядке, суд обоснованно установил административный надзор ему сроком на один год, установил в качестве административных ограничений на период надзора следующие обязанности: являться на регистрацию в отдел полиции по месту жительства два раз в месяц в установленные дни; запрет пребывания вне места жительства с 22.00 до 06.00 часов; запрет выезда за пределы Вологодской области без разрешения ОВД; запрет посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участие в указанных мероприятиях.
Доводы Ильюшонок С.В. об отмене ограничения нахождения по месту жительства в период с 22 часов до 6 часов, запрета выезда за пределы Вологодской области без разрешения ОВД и посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях судебная коллегия находит несостоятельными поскольку при выборе административных ограничений судом первой инстанции приняты во внимание конкретные обстоятельства дела, тяжесть совершенного преступления и характеризующие Ильюшонок С.В. данные.
При этом суд правомерно исходил из того, что Ильюшонок С.В. является лицом, к которому могут быть применены меры административного надзора, поскольку в отношении него имеются обстоятельства, указанные как в пункте 2 части 1 статьи 3 названного Закона (рецидив преступлений), так и в пункте 2 части 3 статьи 3 указанного закона (совершение в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность - "ДАТА", "ДАТА", "ДАТА").
На основании статьи 10 этого же Закона, Ильюшонок С.В., как поднадзорное лицо, в дальнейшем вправе обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также частичной отмене установленных судом административных ограничений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Закона, административный надзор может быть прекращен судом по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) учебы.
Утверждение заявителя о том, что установлением административных ограничений нарушаются его Конституционные права, является не состоятельным, поскольку установление подобных ограничений устанавливает контроль за поведением Ильюшонок С.В. после отбытия наказания, по его месту жительства. В целях охраны общественных интересов государство вправе устанавливать такой контроль за лицами определенных категорий. Данное положение подтверждено и в определении Конституционного суда Российской Федерации от 22.03.2012 г. N...-О-О, в котором Конституционный суд отмечает, что установление административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, при наличии предусмотренных Федеральным законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" оснований и в целях защиты государственных и общественных интересов (статьи 2 и 3), в частности административные ограничения (статья 4) согласуются с нормой статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и являются соразмерными тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно вводится.
Таким образом, юридически значимые обстоятельства судом первой инстанции установлены в полном объеме, нарушений норм материального или процессуального права при рассмотрении дела не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой и им дана надлежащая правовая оценка. Выводов, сделанных судом, доводы апелляционной жалобы не опровергают.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сокольского районного суда Вологодской области от 12.09.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Ильюшонок С. В. - без удовлетворения.
Председательствующий: Г.А. Охапкина
Судьи: О.В. Жидкова
Л.М. Слепухин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.