Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Охапкиной Г.А.,
судей Слепухина Л.М., Соколовой М.В.,
при секретаре Рогулиной Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Внуковой Т. Р. на решение Вологодского городского суда от 07 сентября 2012 года, которым Внуковой Т. Р. в удовлетворении исковых требований к Департаменту городского хозяйства администрации города Вологды, муниципальному образованию "Город Вологда" в лице администрации города Вологды о возмещении материального ущерба - отказано в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Слепухина Л.М., объяснения Внуковой Т.Р. и ее представителя Внукова Н.И., представителя Департамента городского хозяйства администрации города Вологды Марковой М.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Внукова Т.Р. обратилась в суд с иском к администрации города Вологды о возмещении материального ущерба.
В обоснование иска указала, что в июне 2012 года принадлежащая ей автомашина ..., находившаяся на стоянке около дома "адрес", должностными лицами Департамента городского хозяйства администрации г.Вологды была незаконно перемещена на спецстоянку транспортных средств. В результате автомашина была повреждена, частично разукомплектована. Автомашину истец оценивает в ... рублей. В автомашине также находилось имущество: запасное колесо - ... руб.; канистра пластмассовая емкостью ... литров - ... руб.; домкрат - ... руб.; набор ключей - ... руб.; ящик пластмассовый под хранение ключей - ... руб.; ведро пластмассовое - ... руб.; антенна - ... руб.; насос - ... руб.; рабочая форма - ... руб.; промывка для двигателя - ... руб.; масло " ...", ... литра - ... руб.; фильтр масляный - ... руб.; набор свечей - ... руб.; болты, гайки, саморезы, хомуты - ... руб., всего на сумму ... руб.
Полагает, что принадлежащая ей автомашина не является бесхозяйным имуществом, поскольку находилась на стоянке у дома.
В судебном заседании 20 августа 2012 года администрация города Вологды исключена из числа ответчиков по делу, к участию в деле в качестве ответчика привлечен Департамент городского хозяйства администрации города Вологды.
В судебном заседании 05 сентября 2012 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено муниципальное образование "Город Вологда" в лице администрации города Вологды.
С учетом уточненных требований Внукова Т.Р. просила возместить ей за счет казны муниципального образования "Город Вологда" имущественный вред, причиненный в результате незаконных действий должностного лица Департамента городского хозяйства администрации города Вологды, в размере ... руб., государственную пошлину в порядке возврата в сумме ... руб. Пояснила, что документов, подтверждающих причиненный материальный ущерб, не имеется. В качестве правового обоснования исковых требований указала норму статьи 1069 ГК Российской Федерации.
Представитель ответчика - Департамента городского хозяйства администрации города Вологды по доверенности Маркова М.Г. в судебном заседании исковые требования не признала. Указала на законность действий сотрудников Департамента городского хозяйства.
Представитель ответчика муниципального образования "Город Вологда" в лице администрации города Вологды по доверенности Носкова С.Е. в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что муниципальное образование "Город Вологда" не является надлежащим ответчиком по делу.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Внукова Т.Р., указывая прежние доводы и на нарушение судом норм материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит об отмене решения суда.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, заслушав объяснения истца и его представителя, поддержавших жалобу, представителя ответчика, полагавшего решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
В соответствии со ст.ст.52-53 Конституции Российской Федерации права потерпевших от преступлений или злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В соответствии со статьей 1064 ГК Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Решением Вологодской городской Думы от 02 апреля 2007 года N 387 утвержден Порядок выявления и признания бесхозяйными брошенных транспортных средств и их изъятия с территории муниципального образования "Город Вологда".
В соответствии с пунктом 2 указанного Порядка под брошенным транспортным средством понимается транспортное средство, брошенное собственником или оставленное собственником с целью отказа от права собственности на него.
В силу пункта 4 Порядка уполномоченный орган (в рассматриваемом случае - Департамент городского хозяйства администрации города Вологды) осуществляет сбор информации о наличии брошенных транспортных средств на территории муниципального образования "Город Вологда" (на основании сообщений органов государственной инспекции безопасности дорожного движения, организаций, обеспечивающих уборку и благоустройство городских территорий, а также иных организаций и граждан о транспортных средствах, имеющих видимые признаки неиспользуемых, находящихся в разукомплектованном состоянии (отсутствуют колеса, двери, силовые агрегаты, спущены шины, выбиты стекла, открыты двери и т.п.) и (или) являющихся очагом свалки мусора). На основании поступившей информации о наличии брошенных транспортных средств уполномоченный орган: направляет запросы в органы государственной инспекции безопасности дорожного движения в целях получения информации о собственнике брошенного транспортного средства и месте его жительства, организует осмотр транспортного средства комиссией на основе полученной информации о брошенном транспортном средстве, уведомляет собственника о необходимости перемещения транспортного средства в места, предназначенные для ремонта и (или) хранения транспортных средств, либо проведения его утилизации, организует эвакуацию транспортного средства в соответствии с пунктом 9 настоящего Порядка, организует хранение брошенных транспортных средств, эвакуированных в соответствии с пунктом 9 настоящего Порядка, организует оценку брошенного транспортного средства в соответствии с пунктом 11 настоящего Порядка, осуществляет действия, необходимые для принятия в муниципальную собственность брошенных транспортных средств (в том числе по признанию транспортного средства бесхозяйным).
Разрешая спор, суд первой инстанции установил, что Департаментом городского хозяйства администрации г.Вологды проведена работа по установлению владельца брошенного транспортного средства марки ..., государственный номер отсутствует, у дома "адрес".
11 мая 2012 года комиссией Департамента городского хозяйства администрации города Вологды произведён осмотр и фотографирование указанного транспортного средства. В ходе осмотра установлено, что транспортное средство имеет признаки неиспользуемого, технически неисправного, брошенного (спущены шины, открыты двери, отсутствует пробка бензобака, многочисленные повреждение кузова (коррозия), разукомплектовано). По результатам осмотра составлено уведомление о необходимости перемещения автомашины в места, предназначенные для хранения и (или) ремонта, либо утилизации, один экземпляр которого был прикреплён на переднее стекло брошенного транспортного средства.
В газете " ..." от 16 мая 2012 года N... и на официальном сайте администрации города Вологды в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещена информация о выявлении брошенного транспортного средства и обращение к его собственнику о необходимости переместить транспортное средство в места, предназначенные для ремонта и (или) хранения транспортных средств, в срок до 26 мая 2012 года.
12 мая 2012 года с целью получения информации о собственнике брошенного транспортного средства Департаментом направлен запрос в органы ГИБДД. Согласно ответу ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по Вологодской области предоставить сведения по данному транспортному средству в связи с отсутствием государственных номеров не представилось возможным.
Согласно пункту 6 Порядка после осмотра комиссией транспортного средства на лобовое стекло, а при отсутствии такового - на иное видное место транспортного средства специалистом уполномоченного органа, входящего в состав комиссии, прикрепляется второй экземпляр уведомления, в котором указывается обязанность собственника произвести в течение пятнадцати суток со дня составления уведомления перемещение транспортного средства в места, предназначенные для ремонта и (или) хранения транспортных средств, либо произвести его утилизацию.
При проведении повторной проверки 05 июня 2012 года комиссией было установлено, что на указанный автомобиль прикреплен государственный номер N..., других видимых изменений, подтверждающих использование данного транспортного средства, не обнаружено. Также комиссией составлено уведомление о необходимости перемещения транспортного средства в места, предназначенные для хранения и (или) ремонта транспортных средств, либо его утилизации, один экземпляр которого был прикреплён на заднее стекло автомобиля.
В газете " ..." от 14 июня 2012 года N... и на официальном сайте администрации города Вологды в информационнотелекоммуникационной сети "Интернет" размещена информация о выявлении брошенного транспортного средства и обращение к его собственнику о необходимости переместить брошенное транспортное средство в места, предназначенные для ремонта и (или) хранения транспортных средств, в срок до 20 июня 2012 года.
В соответствии с пунктом 8 Порядка при получении информации о собственнике от органов государственной инспекции безопасности дорожного движения уполномоченный орган направляет собственнику по месту жительства заказным письмом с уведомлением о вручении третьего экземпляра уведомления.
31 мая 2012 года Департаментом повторно направлен запрос в органы государственной инспекции безопасности дорожного движения. Согласно ответу указанное транспортное средство зарегистрировано на имя Внуковой Т.Р.
По месту регистрации Внуковой Т.Р. Департаментом направлено уведомление о необходимости перемещения брошенного транспортного средства в места, предназначенные для хранения и (или) ремонта транспортных средств (исх. N... от 06.06.2012 года), установлен срок 15 суток для перемещения брошенного транспортного средства в места, предназначенные для ремонта и (или) хранения транспортных средств.
В связи с тем, что собственник транспортного средства не принял меры по его перемещению, 29 июня 2012 года Департаментом городского хозяйства администрации г. Вологды в соответствии с указанным выше Порядком была организована эвакуация брошенного транспортного средства на площадку для хранения брошенных транспортных средств, расположенную по адресу: "адрес". Эвакуация осуществлялась с применением спецтехники (эвакуатора), исключающей причинение транспортному средству дополнительных (к имеющимся) повреждений при транспортировке.
Транспортное средство передано на площадку для хранения транспортных средств согласно акту приема-передачи 29 июня 2012 года, в котором указано, что у автомобиля имелись механические повреждения: многочисленные повреждения кузова (коррозия) и лакокрасочного покрытия, спущены шины, разбит указатель поворота правой передней ары, деформирован передний фартук, трещины, сколы на фарах и лобовом стекле, транспортное средство разукомплектовано. В салоне просматривается повреждение электропроводки.
Отказывая Внуковой Т.Р. в удовлетворении требований, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, правомерно и обоснованно руководствовался приведенными выше нормами материального права, и пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для возмещения истцу материального ущерба, поскольку транспортное средство не утрачено и может быть получено собственником. Доказательства повреждения автомашины по вине должностных лиц ответчика, а также утраты вещей, находившихся в автомобиле, суду также не представлены.
При таких обстоятельствах правильным является вывод суда о том, что факт причинения Внуковой Т.Р. материального ущерба не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
В связи с этим, правовых оснований для возложения ответственности по возмещению имущественного вреда на ответчика не имеется.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, выводы суда соответствуют изложенным в решении обстоятельствам, доказательства требований истец суду не представил, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права не установлено, решение суда следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вологодского городского суда от 07 сентября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Внуковой Т. Р. - без удовлетворения.
Председательствующий: Г.А. Охапкина
Судьи: Л.М. Слепухин
М.В. Соколова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.