Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Охапкиной Г.А.,
судей Слепухина Л.М., Вахониной А.М.,
при секретаре Рогулиной Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области по доверенности Давыдченковой Ю. С. на решение Междуреченского районного суда от 28 сентября 2012 года, которым удовлетворен иск прокурора Междуреченского района Вологодской области в интересах Виноградова Р. В..
На Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области возложена обязанность предоставить Виноградову Р. В., "ДАТА" года рождения, вне очереди благоустроенное жилое помещение на территории Междуреченского муниципального района Вологодской области по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по норме предоставления жилой площади на семью из одного человека в соответствии с действующим жилищным законодательством.
Администрация Междуреченского муниципального района Вологодской области от ответственности по иску прокурора Междуреченского района Вологодской области в интересах Виноградова Р. В. освобождена.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Слепухина Л.М., объяснения представителя Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области Давыдченковой Ю.С., объяснение прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Междуреченского района Вологодской области, действуя в интересах Виноградова Р.В., обратился в суд с иском к администрации Междуреченского муниципального района Вологодской области, Департаменту развития муниципальных образований Вологодской области о предоставлении жилого помещения.
В обоснование иска указал, что проверкой прокуратуры района по жалобе Виноградова Р.В., являющегося лицом из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, были установлены нарушения жилищных прав Виноградова Р.В., который состоит в списке лиц на получение жилья, жилья не имеет, окончил обучение в школе.
Просил обязать ответчиков предоставить Виноградову Р.В. вне очереди жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В судебном заседании помощник прокурора Междуреченского района Соколова М.В. отказалась от требований к администрации Междуреченского муниципального района, поддержала требование о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения Виноградову Р.В. на Департамент развития муниципальных образований Вологодской области, с 01.08.2012 переименованный в Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области. Пояснила, что Виноградов Р.В. проживает у бабушки ФИО7
Обучение его в настоящее время по очной форме в ... и нахождение на период обучения на полном государственном обеспечении не является основанием для отказа в удовлетворении требований, поскольку право Виноградова Р.В. на внеочередное получение жилого помещения возникло после окончания им средней общеобразовательной школы.
Виноградов Р.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддержал.
Представитель ответчика - администрации Междуреченского муниципального района Вологодской области по доверенности Паличев А.К. в судебном заседании исковые требования не признал, мотивируя тем, что обеспечение граждан жилыми помещениями по договору социального найма не относится к вопросам местного значения муниципальных районов.
Представитель ответчика - Департамента развития муниципальных образований Вологодской области (с 01.08.2012 - Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области) в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В отзыве указал, что в случае обучения Виноградова Р.В. в каком-либо образовательном учреждении или нахождения его на службе в Вооруженных Силах Российской Федерации просил в иске отказать.
Представитель отдела образования Междуреченского муниципального района в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, иск прокурора поддержал.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области по доверенности Давыдченкова Ю.С., ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе прокурору в удовлетворении иска. Указала, что ввиду нахождения в настоящее время Виноградова Р.В. на полном государственном обеспечении он не является нуждающимся в предоставлении жилья.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Междуреченского района Соколова М.В., участвующий в деле, приводя свою прежнюю правовую позицию по делу, просит решение оставить без изменения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, заслушав объяснения представителя ответчика, поддержавшего жалобу, объяснение прокурора, полагавшего решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, не находит оснований для удовлетворения жалобы, отмены или изменения решения.
Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на жилище, возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище. При этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее Кодекс) по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам; иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
В силу части 1 статьи 57 данного Кодекса жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Пунктом 2 части 2 статьи 57 Кодекса предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Разрешая спор, суд установил, что Виноградов Р.В., "ДАТА" года рождения, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после нахождения в детском доме проживал с бабушкой ФИО7. 22 июня 2012 года закончил обучение в муниципальном бюджетном образовательном учреждении " ... средняя общеобразовательная школа". Жилья в собственности или по договору социального найма Виноградов Р.В. не имеет, жилое помещение за ним не закреплялось. В настоящее время Виноградов Р.В. проживает в г. ..., обучается в ..., находится на полном государственном обеспечении.
Распоряжением главы ... от 12 августа 2009 года N... "О жилищных вопросах" Виноградов Р.В. поставлен на учет для предоставления жилого помещения вне очереди. Он также состоит на учете в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа указанных категорий детей в Междуреченском муниципальном районе в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Доводы ответчика о том, что истец в настоящее время обучается в ... нельзя признать обоснованными, поскольку данный факт правого значения применительно к рассматриваемому спору не имеет по следующим основаниям.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159 - ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
По смыслу приведенных выше правовых норм, основанием возникновения права на внеочередное получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, является наличие хотя бы одного из следующих юридических фактов: окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях; прекращение опеки (попечительства); окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
При этом возникновение права на получение жилья в частности связано с окончанием пребывания названных лиц в любом образовательном учреждении, а не во всех вышеперечисленных учреждениях такого рода, независимо от факта их прохождения обучения в другом образовательном учреждении, и с обращением этих лиц с заявлениями о предоставлении вне очереди жилых помещений в соответствующие органы.
Прохождение истцом в настоящее время обучения в ... не лишает его права на жилье, поскольку он достиг совершеннолетия, под опекой и попечительством не находится, иного жилого помещения в собственности или по договору социального найма не имеет, приобрел право на получение жилого помещения вне очереди по договору социального найма.
Кроме того, положения части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не содержат указания на конкретный срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, имеющим право на его внеочередное предоставление, в связи с чем реализация такого права должна иметь место незамедлительно после его возникновения.
Следовательно, право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма Виноградова Р.В., состоящего на учете нуждающихся в жилом помещении, возникло с момента окончания им в 2012 году государственного образовательного учреждения.
Удовлетворяя исковые требования, суд правомерно и обоснованно руководствовался приведенными выше нормами материального права и правильно исходил из того, что в соответствии с частью 1 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Положением о Департаменте строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области, утвержденным постановлением Правительства Вологодской области от 23 декабря 2008 года N 2498, обеспечение реализации полномочий органов исполнительной государственной власти в сфере жилищных отношений, а также осуществление полномочий по управлению и распоряжению жилищным фондом области возложено на Департамент.
При таких обстоятельствах суд правомерно и обоснованно обязал Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства области предоставить Виноградову Р.В. жилое помещение.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, которые были предметом исследования судом первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, новых доводов она не содержит, поэтому по изложенным выше основаниям жалоба удовлетворению не подлежит.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, выводы суда соответствуют изложенным в решении обстоятельствам, доказательства требований истец суду представил, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права не установлено, решение суда следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Междуреченского районного суда от 28 сентября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области по доверенности Давыдченковой Ю. С. - без удовлетворения.
Председательствующий: Г.А. Охапкина
Судьи: Л.М. Слепухин
А.М. Вахонина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.