Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Охапкиной Г.А.,
судей Жидковой О.В., Слепухина Л.М.,
при секретаре Тарабукиной Е.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Комитета по управлению муниципальным имуществом Сокольского муниципального района Вологодской области на решение Сокольского районного суда Вологодской области от 22.08.2012, которым Комитет по управлению муниципальным имуществом Сокольского муниципального района Вологодской области обязан в срок до "ДАТА" зарегистрировать право на объект недвижимости - земельный участок под артезианской скважиной N... и насосной станцией над ней, расположенный в д. Чекшино сельского поселения Двиницкое Сокольского района Вологодской области, в установленном законом порядке в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области и получить свидетельства о государственной регистрации права.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Жидковой О.В., объяснения представителя Комитета по управлению муниципальным имуществом Сокольского муниципального района Швецовой Е.Н., прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сокольский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Комитету по управлению муниципальным имуществом Сокольского муниципального района (далее - КУМИ Сокольского муниципального района) о возложении обязанности по регистрации права собственности на объекты недвижимости в установленном законом порядке.
В обоснование требований указал, что в ходе проверки исполнения законодательства, регулирующего отношения по охране окружающей среды, о недрах, земельного и санитарно-эпидемиологического законодательства в сельском поселении Двиницкое Сокольского района Вологодской области, проведенной "ДАТА" Сокольской межрайонной прокуратурой Вологодской области с привлечением специалистов территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Вологодской области в Сокольском районе, ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Вологодской области", Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Сокольского муниципального района, установлено, что расположенный на территории указанного сельского поселения источник питьевого водоснабжения - артезианская скважина N... с насосной станцией над ней, право собственности на который зарегистрировано за Сокольским муниципальным районом, переданный на праве безвозмездного пользования 01.06.2006 сельскому поселению Двиницкое, эксплуатируется и обслуживается обществом с ограниченной ответственностью " ..." на основании заключенного договора от 01.10.2010 с нарушением установленных норм и правил, при отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения, проекта зон санитарной охраны для подземных источников водоснабжения, лицензии на право пользования недрами, качество питьевой воды не соответствует санитарным правилам. По сведениям Управления Росреестра по Вологодской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о зарегистрированных правах на земельный участок, расположенный под артезианской скважиной, отсутствуют.
Полагая, что бездействие КУМИ Сокольского муниципального района в вопросах оформления правоустанавливающих документов на земельный участок под скважиной привело к осуществлению эксплуатирующей её организацией деятельности по недропользованию, водопользованию, водоснабжению без разрешительных документов, то есть с нарушением закона, просил суд обязать КУМИ Сокольского муниципального района зарегистрировать право на объект недвижимости: земельный участок под артезианской скважиной N... и насосной станцией над ней, расположенный в д. Чекшино Сокольского муниципального района Вологодской области, в установленном законом порядке в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, получить свидетельство о государственной регистрации права на недвижимость в срок до 01.09.2012.
Определением суда от 26.06.2012 по ходатайству представителя третьего лица Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в Сокольском, Усть-Кубинском, Вожегодском, Сямженском, Харовском, Верховажском районах (далее Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора в Сокольском районе Вологодской области) к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечен Департамент имущественных отношений Вологодской области.
Определением суда от 09.08.2012 по ходатайству прокурора к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечен Департамент земельных отношений Вологодской области.
В судебном заседании помощник Сокольского межрайонного прокурора Попова Е.Б. исковые требования поддержала, суду пояснила, что меры к оформлению прав на артезианские скважины и на земельные участки под ними ответчиком не предпринимались с 2009 года.
Представитель ответчика Комитета по управлению муниципальным имуществом Сокольского муниципального района Швецова Е.Н. в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что организация водоснабжения и водоотведения в границах сельского поселения относится к вопросам местного значения. Указанное в иске имущество с 01.01.2006 передано сельскому поселению Двиницкое в безвозмездное пользование до решения вопроса о возникновении у поселения права собственности на это имущество, фактически скважина эксплуатируется ООО " ...". В целях подготовки проекта закона о передаче в собственность поселения артезианской скважины, на нее были оформлены технический паспорт и получено свидетельство о государственной регистрации права, утверждены предложения о перечне передаваемого поселению имущества, в том числе артезианской скважины N... с насосной станцией над ней. В апреле 2012 года вся документация в отношении имущества направлена в Департамент имущественных отношений Вологодской области, где проект закона прошел процедуру согласования и включен в сентябрьскую сессию Законодательного Собрания Вологодской области.
Представители третьих лиц администрации сельского поселения Двиницкое Сокольского муниципального района и ООО "Воробьево" в суд не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Представитель третьего лица Территориального отдела Управления Роспотребнадзора в Сокольском районе Вологодской области в суд не явился, о месте и времени судебного заседания Территориальный отдел извещен надлежащим образом, в представленном отзыве требования прокурора поддержал.
Представитель третьего лица Департамента имущественных отношений Вологодской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания Департамент извещен надлежащим образом, в представленном отзыве подержал позицию Комитета по управлению муниципальным имуществом Сокольского муниципального, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Представитель третьего лица Департамента земельных отношений Вологодской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания Департамент извещен надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направил, в представленном отзыве оставил разрешение вопроса на усмотрение суда, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе Комитет по управлению муниципальным имуществом Сокольского муниципального района Вологодской области ставит вопрос об отмене решения суда по мотиву неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушения и неправильного применения норм процессуального права.
В возражениях на апелляционную жалобу Сокольская межрайонная прокуратура просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного постановления, обсудив доводы апелляционной жалобы, представленного возражения, приходит к следующему.
В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения среди прочих относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что артезианская скважина N... и насосная станция над ней, расположенные в д. "адрес", числятся в реестре муниципальной собственности, право собственности на них зарегистрировано за Сокольским муниципальным районом. Сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости - земельный участок, на котором находится артезианская скважина, отсутствуют.
Указанный объект в целях реализации полномочий сельского поселения, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", передан в безвозмездное пользование сельскому поселению Двиницкое. В свою очередь сельское поселение по договору передачи на безвозмездное обслуживание муниципального жилищного фонда социального использования от "ДАТА" передало, а ООО " ..." приняло на себя обязательство по обслуживанию муниципального жилищного фонда, в том числе артезианских скважин и насосных станций над ними.
В соответствии с Уставом Сокольского муниципального района от "ДАТА", Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом района от "ДАТА" Комитет является органом местного самоуправления, осуществляющим полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности района.
Исходя из содержания статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель (в ред. Федерального закона от 10.05.2007 N 69-ФЗ). Частью второй данной статьи предусмотрено, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 05.02.2007 N 13-ФЗ, от 22.07.2008 N 141-ФЗ) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (введена Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ) в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов в частности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.
В силу положений пункта 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков.
Как следует из пункта 10 статьи 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется.
Удовлетворяя заявленные требования суд первой инстанции, исходя из того, что расположенные на спорном земельном участке объекты недвижимого имущества - артезианская скважина N... и насосная станция над ней (д.Чекшино) принадлежат Сокольскому муниципальному району, пришел к обоснованному выводу о наличии у Комитета по управлению муниципальным имуществом Сокольского муниципального района обязанности по регистрации права муниципальной собственности на указанный выше земельный участок.
Между тем, поскольку на момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции был принят Закон Вологодской области N 563 от 26.09.2012 "О внесении изменений в Закон области от 18.02.2008 N 1756 "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между городскими и сельскими поселениями и Сокольским муниципальным районом, в состав которого они входят" (опубликованный официально в областной газете "Красный Север" от 16.10.2012 и вступивший в действие с момента опубликования), согласно статье 1 которого право муниципальной собственности сельского поселения "адрес" на артезианскую скважину N... и насосную станцию над ней возникает с 25.10.2012, на Комитет по управлению муниципальным имуществом Сокольского муниципального района не может быть возложена обязанность по осуществлению мероприятий по государственной регистрации земельного участка, на котором расположены указанные объекты недвижимости, так как с 25.10.2012 Сокольский муниципальный район не является собственником этих объектов недвижимости и соответственно надлежащим ответчиком по делу.
В силу пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" с даты вступления в действие Закона Вологодской области N 563 от 26.09.2012, земельный участок, занятый артезианской скважиной N... и насосной станцией над ней, расположенный на территории сельского поселения Двиницкое Сокольского района Вологодской области, должен быть передан в собственность сельского поселения Двиницкое Сокольского муниципального района Вологодской области.
При таких обстоятельствах решение суда не может быть признано законным и обоснованным, поэтому оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе прокурору в удовлетворении иска.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сокольского районного суда от 22.08.2012 отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении требований Сокольского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Комитету по управлению муниципальным имуществом Сокольского муниципального района Вологодской области о возложении обязанности по регистрации права на объект недвижимости - земельный участок под артезианской скважиной N... и насосной станцией над ней, расположенный в д. Чекшино сельского поселения Двиницкое Сокольского района Вологодской области в установленном порядке в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии Вологодской области, получении свидетельства о государственной регистрации - отказать.
Председательствующий: Г.А. Охапкина
Судьи: О.В. Жидкова
Л.М. Слепухин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.