Березовский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Понеделко Н.Б.,
при секретаре Жигулевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора "адрес" в защиту прав, свобод и законных интересов муниципального образования поселка "адрес", неопределенного круга лиц о признании недействующим со дня принятия подпункт 1.2 пункта 1 решения Березовского поселкового Совета депутатов от "дата" N "Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения на территории "адрес"",
УСТАНОВИЛ:
"адрес" обратился в суд с заявлением, в защиту прав, свобод и законных интересов муниципального образования поселка "адрес", неопределенного круга лиц, в котором, после уточнения требований, просит признать недействующим со дня принятия подпункт 1.2 пункта 1 решения Березовского поселкового Совета депутатов от "дата" N-3 "Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения на территории "адрес"" в части, устанавливающей учетную норму для участия в федеральных, краевых, районных жилищных программах в размере не более 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека в домах, пригодных для проживания.
Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой "адрес" в соответствии с ч.1 ст.21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от "дата" N проведена проверка вышеуказанного решения Березовского поселкового Совета депутатов от "дата" N (далее по тексту Решение), официально опубликованного в районной газете "Пригород" N от "дата". В ходе проверки установлено, что отдельные положения Решения противоречат положениям действующего законодательства. "дата" прокуратурой "адрес" председателю Березовского поселкового Совета депутатов принесен протест на указанное выше Решение, который решением Березовского поселкового Совета депутатов от "дата" N.7 был отклонен. Полагает, что Березовский поселковый совет депутатов, регулируя вопрос по установлению учетной нормы по федеральным, краевым и районным целевым программам, вышел за пределы своих полномочий, чем нарушил права неопределенного круга лиц в сфере жилищных правоотношений.
В судебном заседании заместитель прокурора "адрес" ФИО4 заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить по основаниям, указанным в заявлении.
Представитель Березовского поселкового Совета депутатов "адрес" ФИО5, действующая на основании доверенности N от "дата", требования прокурора не признала, просила отказать в их удовлетворении.
Представитель заинтересованного лица - "адрес", ФИО6, действующий на основании доверенности N от "дата", надлежащим образом извещенный о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, свою позицию на заявление прокурора выразил в письменных пояснениях от "дата", приобщенных к материалам дела, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд считает требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1, 2 ст.49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.
Согласно ч.3 ст.49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Согласно ч.2 ст.50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Частями 4, 5 ст. 50 ЖК РФ определено, что учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
В соответствии с ч.6 ст.50 ЖК РФ федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы.
В силу п.7 ст.5 ЖК РФ органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.4 Федерального закона от "дата" N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту Закон) правовую основу местного самоуправления составляют, в том числе, уставы муниципальных образований и иные муниципальные правовые акты.
В силу п.1 ст.43 Закона в систему муниципальных правовых актов входят: 1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); 2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; 3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Согласно ч.3 ст.43 Закона представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования.
В соответствии с п.4 ст.7 Закона муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.179 БК РФ долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирования и реализации устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.
Как установлено в судебном заседании "дата" Березовский поселковый Совет депутатов принял решения N - 3 "Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения на территории "адрес"", которое было опубликовано в газете "Пригород" N "дата".
Подпунктом 1.2 пункта 1 указанного Решения установлена норма площади жилого помещения для признания нуждающимися в улучшении жилищных условий и постановке на учет для участия в федеральных, краевых, районных, жилищных программах, в размере не более 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека в домах, пригодных для проживания.
"адрес" в соответствии с ч.1 ст.21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от "дата" N проведена проверка вышеуказанного решения. В ходе проверки установлено, что отдельные положения решения противоречат положениям действующего законодательства. "дата" прокуратурой "адрес" председателю Березовского поселкового Совета депутатов принесен протест на указанное выше Решение, который решением Березовского поселкового Совета депутатов от "дата" N.7 был отклонен.
Заместитель прокурора "адрес" ФИО4 пояснил в судебном заседании, что в полномочия Березовского поселкового совета депутатов не входит установление нормы площади жилого помещения для признания граждан, нуждающимися в улучшении жилищных условий, и постановке на учет для участия в федеральных, краевых и районным целевых программах.
Представитель Березовского поселкового Совета депутатов "адрес" ФИО5 в судебном заседании пояснила, что п.5 ст.50 ЖК РФ прямо указано, что учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. О том, что данная учетная норма устанавливается только для предоставления жилых помещений по договорам социального найма в ЖК РФ не говорится.
Оценивая представленные доказательства, анализируя вышеуказанные правовые нормы, суд приходит к следующему. В соответствии с действующим жилищным законодательством в полномочия органа местного самоуправления входит установление учетной нормы площади жилого помещения для определения малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма.
Во исполнение данных полномочий, Березовский поселковый Совет депутатов в подпункте 1.1 пункта 1 Решения установил норму площади жилого помещения для постановки на жилищный учет граждан РФ постоянно проживающих на территории "адрес".
Иные учетные нормы могут быть установлены федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма.
Установление учетной нормы в иных целях, в том числе для постановки на учет для участия в федеральных и краевых жилищных программах, ни вышеназванными федеральными (краевыми) жилищными программами, ни иными нормами федерального и краевого законодательства не предусмотрено.
Таким образом, Березовский поселковый Совет депутатов, регулируя вопрос об установлении учетной нормы жилого помещения для признания граждан, нуждающимися в улучшении жилищных условий, и постановке их на учет для участия в федеральных, краевых и районным целевых программах, вышел за пределы предоставленных ему законом полномочий, что повлекло нарушение прав и законные интересы неопределенного круга лиц на участие в жилищных программах.
Следовательно, оспариваемый подпункт 1.2 пункта 1 Решения в части, устанавливающей учетную норму для участия в федеральных, краевых, районных жилищных программах в размере не более 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека в домах, пригодных для проживания, следует признать недействующим со дня принятия.
В соответствии с положениями ст. 253 ГПК РФ, ст. 35 Закона РФ "О средствах массовой информации" сообщение о принятом судом решении (в его указанной части) после вступления настоящего решения в законную силу подлежит опубликованию в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора "адрес" удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия подпункт 1.2 пункта 1 решения Березовского поселкового Совета депутатов N - 3 от "дата" "Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения на территории "адрес"", в части установления нормы площади жилого помещения для признания нуждающимися в улучшении жилищных условий и постановке на учет для участия в федеральных, краевых, районных, жилищных программах, в размере не более 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека в домах, пригодных для проживания.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Березовский районный суд "адрес" в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий: Н.Б.Понеделко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.