Апелляционное определение СК по гражданским делам Новгородского областного суда от 31 октября 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего - Бобряшовой Л.П.,
судей - Ребровой И.В., Смирновой Л.Н.,
при секретаре - Николаеве Д.Д.,
с участием Игнатенко И.М., его представителя Изотова М.В., представителя Администрации Великого Новгорода Добрыниной А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 31 октября 2012 года по докладу судьи Смирновой Л.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Великого Новгорода на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 25 июля 2012 года, которым иск Игнатенко И.М. удовлетворен частично и постановлено:
исключить из постановления Администрации Великого Новгорода от "..." года N "..." указание на основания снятия Игнатенко И. М. с учета граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий - подпункт "е" пункта 26 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 сентября 1998 года N1054;
обязать Администрацию Великого Новгорода принять Игнатенко И.М. на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с датой постановки "..." года,
возместить за счет местного бюджета Игнатенко И.М. расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 руб.,
УСТАНОВИЛА:
Постановлением Администрации Великого Новгорода от "..." года N "..." Игнатенко И.М. снят с учета граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий на основании Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", статьи 56 Жилищного кодекса РФ, пункта 26 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054, с учетом решения общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации Великого Новгорода от "..." года, протокол N 7, по подпункту "е" пункта 26 Правил учета военнослужащих, пункту 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ в связи выявлением в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет.
Игнатенко И.М., указывая на то, что данное постановление незаконно, поскольку недостоверные либо несоответствующие действительности сведения им при постановке на учет нуждающихся в жилом помещении не предоставлялись, его постановка в "льготную очередь" произошла в связи с технической ошибкой, допущенной должностными лицами при формировании списков лиц, нуждающихся в жилом помещении из числа военнослужащих, обратился в суд с иском, в котором просил отменить постановление от "..." года N "..." в части снятия с учета уволенных с военной службы граждан и приравненных к ним лиц, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, обязать включить его и членов его семьи в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с датой постановки в очередь "..." года. Также указал, что исключение с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, нарушает его право на жилище, поскольку в общую очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий он не был включен, что делает невозможным получение им льгот по обеспечению жильем ветеранов боевых действий, к категории которых он относится.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Игнатенко М.И., Игнатенко И.И., Игнатенко М.И.
Судом по делу принято вышеуказанное решение, с которым не согласна Администрация Великого Новгорода, в апелляционной жалобе указывает на неправильное применение судом норм материального права и определение обстоятельств, имеющих значение для дела. Ссылается на то, что истец не оспаривает факт того, что не имеет право состоять на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и относящихся к отдельной категории, в том числе граждан, уволенных с военной службы, а потому восстановление его на учете не приведет к восстановлению его права, а является оспариванием самой формулировки, послужившей основанием для снятия его с учета. Учитывая, что истцом не представлено доказательств того, что он желал быть принятым на общий учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, он ошибочно поставлен в льготную очередь, нахождение в льготной очереди он не оспаривал, о данном обстоятельстве ему было известно с момента принятия на такой учет, то у суда отсутствовали основания для удовлетворения иска в части исключения из постановления Администрации Великого Новгорода от "..." года N "..." указания на основание снятия истца с учета граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, и возложения на Администрацию Великого Новгорода обязанности принять истца на учет граждан, нуждающихся у улучшении жилищных условий с датой постановки "..." года.
В возражениях на апелляционную жалобу Игнатенко И.М. указывает на законность и обоснованность решения суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения представителя Администрации Великого Новгорода - Добрыниной А.Н., поддержавшей жалобу, Игнатенко И.М., его представителя Изотова М.В., возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия оснований к отмене решения суда не находит.
Согласно ст.30 ЖК РСФСР, действующего до 01 марта 2005 года, было предусмотрено, что учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Наравне с ними принимаются на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию. Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также определения очередности предоставления гражданам жилых помещений устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
В статье 31 ЖК РСФСР было закреплено, что принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 29 ЖК РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Пунктом 7.1 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Новгородской области, утвержденные постановлением 2-й сессии 21-го созыва Новгородского областного Совета народных депутатов и областного Совета профсоюзов от 21 июля 1990 года, было предусмотрено, что нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются, имеющие обеспечение жилой площадью на каждого члена семьи менее санитарной нормы, 9 кв. метров, независимо от степени благоустроенности.
Согласно п. 15 названных Правил было предусмотрено, что поступившее заявление гражданина о постановке на учет или улучшении жилищных условий тщательно проверяется в органе местного самоуправления общественной комиссией по жилищным вопросам, а на предприятиях, в учреждениях, организациях - жилищно-бытовой комиссией профсоюзного комитета с составлением акта проверки жилищных условий по установленной форме. После этого соответствующая комиссия рассматривает заявление и материалы проверки жилищных условий и вносит предложение о принятии гражданина на учет или отказе в постановке на учет соответственно органу местного самоуправления или администрации и профсоюзному комитету предприятия, учреждения, организации.
В соответствии с п. 15 Постановления Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 года N 335 "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в РСФСР" учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведется по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включаются граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений.
Исходя из приведенных положений, при наличии оснований признать гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий он подлежал включению компетентным органом в единый список нуждающихся, а при наличии права на внеочередное получение жилого помещения - в отдельный список.
Как установлено судом, Игнатенко И.М., "..." года рождения, уволенный с действительной военной службы в запас по выслуге установленного срока действительной военной службы (календарная выслуга в ВС - "..." лет "..." месяцев) на основании приказа командира войсковой части "..." от "..." года N "...", "..." года обратился в жилищную комиссию комиссариата с заявлением о постановке на очередь по обеспечению жилой площадью в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 07 сентября 1989 года N 734, представив удостоверение, выданное начальником штаба войсковой части "..." "..." года N "...", в котором было указано, что Игнатенко И.М. уволен с действительной военной службы "..." года по пункту "а" статьи 46 (по выслуге установленного срока службы) и имеет право на льготы, предусмотренные постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 марта 1989 года N 237-74, от 20 января 1960 года N 74 и постановления Совета Министров СССР от 17 февраля 1981 года N 193, и справку о составе семьи, согласно которой его семья, проживающая по адресу: "...", состоит из 4-х человек, в том числе супруги Игнатенко М.И., сыновей Игнатенко И.И., "..." года рождения, и Игнатенко М.И., "..." года рождения.
Согласно техническому паспорту на жилое помещение, составленному Новгородским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" квартира по адресу: "...", является однокомнатной, общей площадью 30,20 кв. м, из них жилой - 10, 60 кв. м.
При таких обстоятельствах и с учетом вышеприведенных положений закона Игнатенко И.М. на день обращения с заявлением о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий имел обеспеченность жилым помещением менее 9 кв. м на одного человека, а потому подлежал принятию на учет на получение жилья и включению в единый список нуждающихся.
Из сообщения военного комиссариата Великого Новгорода и Новгородского района от "..." года следует, что Игнатенко И.М. был поставлен в очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий военным комиссариатом г. Новгород на основании Постановления ЦК КПСС и Совета Министров от 21 марта 1989 года N237-74.
Как следует из справок, выданных Управлением по жилищным вопросам Администрации Великого Новгорода "..." года N "...", "..." года N "...", Игнатенко И.М. состоял на учете нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы (службы) и приравненных к ним, с "..." года.
Также судом из представленных материалов дела установлено, что истцом неоднократно подавались заявления в Управление по жилищным вопросам Администрации Великого Новгорода о включении в список граждан - получателей государственных жилищных сертификатов в 2006, 2007 и 2011 годах, при этом в 2006 году он был включен в резервный список граждан-получателей государственных жилищных сертификатов в 2006 год, письмом от "..." года N "..." истцу было сообщено, что он не вошел в списки граждан-получателей государственных жилищных сертификатов в 2007 году по причине недостаточности выделенных денежных средств из федерального бюджета, а письмом от "..." года N "..." истцу было сообщено об отказе во включении в список граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы на основании подпункта "а" п. 22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 с указанием на то, что участвовать в Подпрограмме могут граждане, уволенные с военной службы и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 года, уволенные по следующим основаниям: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья, либо в связи с организационно-штатными мероприятиями.
В "..." году истец обращался в Управление о предоставлении жилого помещения в собственность, по договору социального найма, либо единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
При изложенных обстоятельствах, судом достоверно установлено, что до принятия оспариваемого постановления Администрация Великого Новгорода относила Игнатенко И.М. к лицам, имеющим право на льготное обеспечение жильем из числа военнослужащих в соответствии с положениями ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Между тем положения названного Федерального закона, а также Постановления Совета Министров СССР от 07 сентября 1989 года N734 "О мерах по улучшению обеспечения жилой площадью лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхурочной службы, уволенных в запас или отставку", предусматривающие льготное обеспечение жильем военнослужащих, уволенных в запас или отставку по стоянию здоровья, возрасту или сокращению штатов, на Игнатенко И.М. не распространялись, поскольку он был уволен в запас по иным основаниям.
Как следует из материалов учетного дела, сформированного Управлением по жилищным вопросам Администрации Великого Новгорода в отношении Игнатенко И.М., в нем имелись документы, указывающие на то, что истец не относится к категории граждан, имеющих право на льготное обеспечение жильем, в том числе за счет средств федерального бюджета.
Однако, несмотря на это, ответчик в течение более чем 18 лет признавал за Игнатенко И.М. право на обеспечение жильем по списку, сформированному из числа граждан уволенных с военной службы по основаниям: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья, либо в связи с организационно-штатными мероприятиями, и приравненных к ним лиц, которым предоставляются льготы по улучшению жилищных условий, Вместе с тем, как установлено судом и это не оспаривается сторонами, ответчик не внес семью Игнатенко И.М. в единый список граждан, нуждающихся в жилом помещении, и подлежащих обеспечению жильем на общих основаниях.
Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года, сохраняют право стоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма, и снимаются с учета по основаниям, предусмотренным п. п. 1. 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма, жилые помещения таким гражданам предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей статьи.
В учетом приведенных положений и принимая во внимание, что Игнатенко И.М. при обращении за постановкой на учет нуждающихся в жилом помещении сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, не предоставлял, в льготную очередь ответчиком он был включен ошибочно, жилищные условия его семьи не изменились по сравнению с теми, которые существовали на момент обращения за постановкой на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, и основания для предоставления жилого помещения не отпали, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что он подлежит восстановлению на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента его первоначального обращения в компетентный орган, то есть с "..." года.
Судебная коллегия полагает, что при рассмотрении дела суд правильно определил и истолковал подлежащие применению нормы материального права, установил имеющие значение для дела обстоятельства, дал надлежащую оценку представленным по делу доказательствам, при этом не допустил нарушений норм процессуального права.
Изложенные в жалобе доводы повторяют доводы, приводимые ответчиком в суде первой инстанции, сводятся к переоценке установленных обстоятельств, что не может повлечь отмену решения, основанного на выводах, с которыми согласилась судебная коллегия.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Новгородского районного суда Новгородской области от 25 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Великого Новгорода - без удовлетворения.
Председательствующий: Л.П. Бобряшова
Судьи: И.В. Реброва
Л.Н. Смирнова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.