Судебная коллегия по гражданским делам
Псковского областного суда
в составе:
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩЕГО: Ельчаниновой Г.А.
СУДЕЙ: Ениславской О.Л. и Анашкиной М.М.
при секретаре Корбатовой М.А.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Кирьяковой М.И. на решение Великолукского городского суда от *** 2012г., которым постановлено:
"В иске Кирьяковой М.И. к Главному Государственному управлению социальной защиты населения Псковской области, Территориальному управлению Главного Государственного управления социальной защиты населения Псковской области об обязании включения в сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в порядке предоставления субсидии на приобретение жилого помещения отказать."
Выслушав доклад судьи Ениславской О.Л., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кирьякова М.И. обратилась в суд с иском к Главному Государственному управлению социальной защиты населения Псковской области и Территориальному управлению г.Великие Луки Главного Государственного управления социальной защиты населения Псковской области о возложении обязанности по включению в сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, изъявивших желание улучшить свои жилищные условия путем получения субсидии на приобретение или строительство жилого помещения.
В обоснование требования истица указывала, что является инвалидом *** группы и нуждающейся в улучшении жилищных условий, что обусловливает её право на обеспечение жильем за счет бюджетных средств в порядке, установленном ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ". С учетом этого она обратилась в Администрацию г.Великие Луки с заявлением о разъяснении ей порядка получения субсидии на приобретение жилья. Однако, по результатам рассмотрения данного обращения Территориальным управлением г.Великие Луки ГГУ социальной защиты населения Псковской области в выдаче субсидии фактически было отказано со ссылкой на то, что установление ей инвалидности только в феврале 2006г. исключает возможность отнесения её к категории граждан, имеющих право на указанную меру социальной поддержки.
Полагая этот отказ неправомерным, поскольку законодатель не ставит решение вопроса об обеспечении жильем инвалидов в зависимость от времени установления им инвалидности, истица просила осуществить судебную защиту её жилищных прав и интересов.
Представитель ответчиков - Главного Государственного управления социальной защиты населения Псковской области, Территориального управления г.Великие Луки Главного Государственного управления социальной защиты населения Псковской области иск не признал. Полагал, что в силу закона право на обеспечение жильем посредством получения субсидии на приобретения жилого помещения на основании ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" у истицы отсутствует.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Кирьякова М.И. просит о его отмене, ссылаясь на допущенные нарушения норм материального права, выразившиеся в их неправильном применении.
В возражениях на апелляционную жалобу ТУ г.Великие Луки Главного Государственного управления социальной защиты населения Псковской области просит оставить решение без изменения, как законное и обоснованное.
Стороны, будучи надлежащим образом извещены о дне и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела с учетом доводов жалобы и возражений на неё, судебная коллегия не находит оснований для вмешательства в состоявшееся судебное постановление.
Установлено, что с 1978г. Кирьякова М.И. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. В настоящее время её семья в составе 5 человек занимает на условиях договора социального найма *** квартиру по адресу: г.Великие Луки, ул.Г., д. ***, кв. ***.
***2006г. истице была установлена 2 группа инвалидности по общему заболеванию.
Исходя из наличия данных статусов (инвалида и нуждающегося в жилом помещении), Кирьякова полагала, что вправе претендовать на обеспечение жильем посредством субсидии на приобретение жилого помещения на основании ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ".
Соглашаясь с выводом суда о необоснованности указанной позиции и основанных на ней исковых требований, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 29.12.2004 N 199-ФЗ) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Согласно последней норме Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Таким образом, системный анализ указанных положений Закона свидетельствует, что они распространяют свое действие на граждан при одновременном наличии у них двух условий - инвалидности и нуждаемости, которые должны иметь место по состоянию на 01.01.2005г.
Правильность такого толкования подтверждается и позицией Конституционного суда РФ, которые в своем определении N 679-о-о от 06.10.2008г. указал, что правовое регулирование, предпринятое федеральным законодателем в рамках реформирования системы социальной защиты населения, направлено, как следует из содержания статей 17 и 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ, на выполнение государствомранее взятых им обязательств по обеспечению жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005 года, путем предоставления субъектам Российской Федерации на эти цели субвенции из федерального бюджета.
Как вышеуказано, инвалидность Кирьяковой установлена только в феврале 2006г., а соответственно на учете в качестве нуждающихся она состояла по состоянию на 01.01.2005г.на общих основаниях, а не специальных, хотя такие были в отношении инвалидов предусмотрены ст.36 ЖК РСФСР.
Это в совокупности подтверждает отсутствие у государства перед нею ранее взятых обязательств.
В этих условиях суд обоснованно признал, что оснований для распространения на истицу положений ст.28.2 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не имеется и, как следствие, обоснованно отказал в удовлетворении её требований о включении в сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, изъявивших желание улучшить свои жилищные условия путем получения субсидии на приобретение или строительство жилого помещения.
Ссылка апеллятора на Закон Псковской области от 07.07.2006г. N 563-ОЗ "О предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Псковской области", несостоятельна, поскольку этот Закон был принятименно во исполнение Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Довод о том, что в результате принятия такого решения существенно нарушены жилищные права истицы не может быть принят во внимание.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, не подпадающие под ст. 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Иные доводы апеллятора по сути повторяют позицию, занимаемую истцом и его представителем в суде первой инстанции, которая правильно получила критичную оценку.
Выводы постановлены при правильном определении значимых для разрешения спора обстоятельств и правильном применении норм материального права.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену постановленного решения, также допущено не было.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Великолукского городского суда от *** 2012г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Кирьяковой М.И. - без удовлетворения.
Председательствующий Г.А. Ельчанинова
Судьи О.Л. Ениславская М.М. Анашкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.