Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Крамаренко О.А.
судей Теплинской Т.В., Кулешовой Е.А.,
при секретаре Ульяновой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Родионовой В.Г. на решение Черняховского городского суда Калининградской области от 02 июля 2012 года, которым исковые требования Родионовой В.Г. к администрации МО "Черняховский муниципальный район" о взыскании недоплаченной суммы ежемесячной доплаты к трудовой пенсии за стаж муниципальной службы за период с 01 апреля 2010 ода по 31 декабря 2011 года - оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Теплинской Т.В., объяснения представителя администрации МО "Черняховский муниципальный район" - Митиревой Т.С., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Родионова В.Г. обратилась в суд с иском к администрации МО "Черняховский муниципальный район", указав, что с февраля 1998 года она получала доплату к пенсии за муниципальную службу в соответствии с Положением о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии, утвержденным Постановлением администрации Черняховского муниципального образования от 10 февраля 1998 года N85. С 01 января 2008 года указанная доплата производилась в соответствии с Положением о порядке установления и выплаты к пенсии ежемесячной доплаты за муниципальную службу, утвержденным решением Черняховского окружного Совета депутатов N210 от 11 декабря 2007 года, и с учетом внесенных в него решением Черняховского окружного Совета депутатов от 29 октября 2008 года N217 изменений, размер ежемесячной доплаты не может быть ниже установленного законодательством размера базовой части трудовой пенсии по старости в месяц. Данное положение при выплате ежемесячной доплаты соблюдалось ответчиком до 01 апреля 2010 года и ей выплачивалась данная доплата в размере базовой части трудовой пенсии, установленной в сумме 2562 рубля. Несмотря на то, что базовая часть трудовой пенсии была проиндексирована Правительством РФ с 01 апреля 2010 года на 6,3% и с 01 февраля 2011 года на 8,8%, и в результате индексации базовая часть трудовой пенсии была увеличена с 01 апреля 2010 года до 2723 рублей и с 01 февраля 2011 года до 2963 рублей, соответственно, она продолжала получать доплату в размере 2562 рубля. С 01 января 2012 года выплата ежемесячной доплаты к пенсии за муниципальную службу прекращена. Полагает, что ответчиком не выполняются принятые обязательства, что нарушает ее конституционные и имущественные права, в связи с чем просила обязать ответчика произвести перерасчет ежемесячной доплаты к пенсии и взыскать с ответчика сумму недоплаченной ежемесячной доплаты к трудовой пенсии за муниципальную службу за период с 01 апреля 2010 года по 31 декабря 2011 года в размере 6021 рубль.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Родионова В.Г. просит решение отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований, продолжая настаивать на доводах искового заявления. Указывает, что до настоящего времени не внесены изменения в п. 3.3. Положения о порядке установления и выплаты к пенсии ежемесячной доплаты за муниципальную службу, утвержденного решением Черняховского окружного Совета депутатов N210 от 11 декабря 2007 года, с учетом изменений, которым установлено, что размер ежемесячной доплаты не может быть ниже установленного законодательством размера базовой части трудовой пенсии по старости в месяц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.
Как установлено судом, решением Черняховского окружного Совета Депутатов Калининградской области от 11 декабря 2007 г. N210 было утверждено Положение о порядке установления и выплаты к пенсии ежемесячной доплаты за муниципальную службу (далее - Положение), согласно которому размер предельной величины для расчета доплаты к пенсии лица, обратившегося за установлением доплаты к пенсии за муниципальную службу, исчисляется кратно базовой ставке для расчета доплаты к пенсии.
В связи с обращением истицы за установлением доплаты к пенсии, постановлением главы муниципального образования "Черняховский городской округ" от 25 июня 2008 года N772, с 01 января 2008 года Родионовой В.Г., имеющей стаж муниципальной службы 13 лет 6 месяцев, была установлена ежемесячная доплата к пенсии с применением коэффициента кратности 4 к действительной базовой ставке (400 рублей), что составляло 1600 рублей.
Впоследствии, решением Черняховского окружного Совета Депутатов Калининградской области от 29 октября 2008 года N217 были внесены изменения в решение от 11 декабря 2007 г. N210, часть 3 Положения дополнена п.3.3. следующего содержания: "размер ежемесячной доплаты к пенсии за муниципальную службу не может быть ниже установленного законодательством РФ размера базовой части трудовой пенсии по старости в месяц. Указанные изменения вступили в силу с 01.01.2008 года.
Согласно справке и.о. начальника Управления социальной защиты населения администрации МО "Черняховский муниципальный район" за период с 01 января 2010 года по 31 декабря 2011 года Родионовой В.Г. выплачена денежная сумма в размере 61488 рублей в качестве ежемесячной доплаты к пенсии за муниципальную службу, что составляло 2562 рубля в месяц, из расчета: 1600 рублей (размер доплаты, установленный постановлением N772) + 962 рубля (доплата до установленного законодательством РФ размера базовой части трудовой пенсии по старости в месяц, предусмотренная п.3.3 Положения). Получение данной денежной суммы истец Родионова В.Г. в ходе судебного разбирательства не оспаривала.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции, проанализировав действующее законодательство, пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для индексации ежемесячной доплаты к пенсии за муниципальную службу в соответствии с коэффициентами индексации страховой части трудовой пенсии, установленными Постановлениями Правительства РФ от 18.03.2010 N167 и от 26.01.2011 года N21 с 01 апреля 2010 года в 1,063 и с 01 февраля 2011 года в 1,088 раза, соответственно.
Такие выводы суда основаны на правильном применении и толковании норм действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, по следующим основаниям.
Так, в соответствии с п.4 ст.7 Федерального закона от 15.12.2001 г. N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления.
Частью 5 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 г. N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено право органов местного самоуправления устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Таким образом, в рамках действующего правового регулирования полномочие по реализации гарантий пенсионного обеспечения граждан, замещавших должности муниципальной службы, возложено федеральным законодателем на органы местного самоуправления, которые вправе самостоятельно устанавливать такой порядок за счет собственных бюджетных средств, предусматривая различные виды социальных гарантий муниципальным служащим, в том числе и ежемесячные доплаты.
Рассматривая вопрос о правовой природе ежемесячной доплаты к трудовой пенсии муниципальным служащим, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что такого рода доплата при наличии у муниципального служащего определенного стажа муниципальной службы является дополнительным обеспечением бывших муниципальных служащих, предоставляемым им за счет средств бюджетов муниципальных образований помимо государственной пенсии, назначаемой на общих основаниях.
При этом указанное дополнительное обеспечение осуществляется при наличии финансовой возможности соответствующего муниципального образования и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
С 01 января 2010 года на территории Российской Федерации был введен новый механизм определения, перерасчета, индексации и корректировки размеров трудовых пенсий.
В соответствии с ч.2 ст.5 Федерального закона от 17.12.2001 N173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 N213-ФЗ) трудовая пенсия по старости состоит из страховой и накопительной частей, в то время как до 01 января 2010 года она состояла из базовой, страховой и накопительной частей.
С 01 января 2010 года базовая часть трудовых пенсий была преобразована в фиксированный базовый размер, который включен в состав страховой части трудовой пенсии, порядок индексации размеров которой установлен п.6 ст.17 Федерального закона от 17.12.2001 N173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 N213-ФЗ).
Таким образом, такое понятие как размер базовой части трудовой пенсии с 01 января 2010 года перестало существовать и, соответственно, п.3.3 Положения о порядке установления и выплаты к пенсии ежемесячной доплаты за муниципальную службу, утвержденного решением Черняховского окружного Совета депутатов от 11.12.2007г. N210 (в редакции решения Черняховского окружного Совета депутатов от 29.10.2008г. N217), в спорный период времени - с 01 апреля 2010 года по 31 декабря 2011 года - не мог быть применен при осуществлении выплаты ежемесячной доплаты к пенсии за муниципальную службу, следовательно, нормы Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", определяющие порядок индексации размеров страховой части трудовой пенсии (п.6 ст.17) также неприменимы к данной выплате. Более того, как указано выше, размеры таких доплат устанавливаются органами местного самоуправления с учетом финансовых возможностей муниципального образования.
При этом, судебная коллегия принимает во внимание, что само Положение о порядке установления и выплаты к пенсии ежемесячной доплаты за муниципальную службу не содержит каких-либо указаний о перерасчете (индексации) указанной доплаты.
В этой связи, требования Родионовой В.Г. о необходимости перерасчета (индексации) ежемесячной доплаты к пенсии за муниципальную службу, фактически направлены на внесение изменений в правовое регулирования порядка предоставления дополнительного пенсионного обеспечения бывших муниципальных служащих, однако решение этого вопроса является прерогативой законодательного органа МО "Черняховский муниципальный район" и не относится к полномочиям суда.
Все обстоятельства, имеющие значение для разрешения возникшего спора, судом при рассмотрении дела исследованы, им дана правильная оценка в решении суда, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену решения, судом не допущено.
Решение суда является законным и обоснованным. Оснований для отмены или изменения решения в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Черняховского городского суда Калининградской области от 02 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.