Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Баркаловой Т.И.
судей Аняновой О.П., Богданова А.П.
при секретаре Черновой А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 23 октября 2012 года
апелляционную жалобу Департамента финансов и бюджетной политики Белгородской области
на решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 03 августа 2012 г.
по делу по иску Геращенко М.С. к Департаменту финансов и бюджетной политики Белгородской области, администрации муниципального района "Ровеньский район" Белгородской области о взыскании задолженности по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, переданного под опеку (попечительство).
Заслушав доклад судьи Аняновой О.П., объяснения представителя Департамента финансов и бюджетной политики Белгородской области Акуловой М.Л., поддержавшей доводы, изложенные в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
на основании решения Ладомировского сельского совета администрации Ровеньского района от 20.08.1993 г. N 32 над несовершеннолетней Геращенко М.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, назначена опека. Выплата опекунского пособия назначена с 1993 года.
Дело инициировано иском Геращенко М.С., обратившейся с требованиями о взыскании с Департамента финансов и бюджетной политики Белгородской области в ее пользу общую задолженность за 1999-2002 гг.. сумм на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием, а также расходы на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг в сумме "данные изъяты" руб., а также индексацию задолженности в размере "данные изъяты" руб., ссылаясь на выплату денежных средств в Белгородской области с нарушением нормативных актов Правительства РФ (попечителям, опекунам) без учета фактических цен, сложившихся в регионе.
В судебное заседание истица не явилась.
Представитель Департамента финансов и бюджетной политики Белгородской области возражала против удовлетворения требований, кроме того, указала на неверность представленного расчета задолженности, к требованиям об индексации просила применить положения ст. 333 ГК РФ, поскольку отсутствует их вина в не обращении истца своевременно с иском в суд.
Представитель администрации муниципального района "Ровеньский район" Белгородской области, привлеченный к участию в деле в качестве соответчика возражал против удовлетворения требований, указав на завышение просимых к взысканию сумм, предоставил свой расчет задолженности и к требованиям о взыскании убытков, ходатайствовал о применении положений ст. 333 ГК РФ.
Решением суда исковые требования удовлетворены частично: в пользу Геращенко М.С. с Департамента финансов и бюджетной политики Белгородской области взыскана задолженность по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, переданного под опеку (попечительство) с учетом инфляции "данные изъяты".
В апелляционной жалобе Департамент финансов и бюджетной политики Белгородской области просит отменить решение суда в части удовлетворенных исковых требований ввиду неправильного применения норм материального права, указывая также, что является ненадлежащим ответчиком по делу и просит решение суда отменить и принять новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований, предъявленных к Департаменту финансов и бюджетной политики Белгородской области.
Проверив материалы дела и обсудив доводы, изложенные в жалобе, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Исследовав представленные доказательства по делу, дав им надлежащую оценку, руководствуясь Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Постановлением Правительства РФ от 20.06.1992 г. N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Положением о порядке выплаты средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденным приказом Министерства образования РФ от 16.02.1993 г. N 50, суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для взыскания задолженности с учетом инфляции по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, переданного по опеку (попечительство), также был правильно определен размер этой задолженности.
В судебном заседании исследовался вопрос о возможности самостоятельного предъявления истицей требований о выплате денежных средств на ее содержание, суд пришел к правильному выводу о наличии у Геращенко М.С. такого права. В решении подробно приведены мотивы, по которым суд пришел к вышеуказанному выводу. Не согласиться с ними у судебной коллегии оснований не имеется.
Утверждение об отсутствии оснований для произведения индексации денежных выплат подлежит отклонению.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Индексация является механизмом защиты денежных средств, подлежащих уплате от инфляционных процессов, существующих в обществе, и направлена на восстановление нарушенного права в полном объеме.
Между тем, заслуживает внимания довод о предъявлении исковых требований к ненадлежащему ответчику.
Спорные правоотношения сторон в указанный истицей период времени регулировались следующими нормативными правовыми актами.
Во исполнение Постановления Правительства РФ "О неотложных мерах по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 20.06.1992 г. N 409 Министерством образования РФ по согласованию с Министерством здравоохранения РФ, Министерством социальной защиты населения РФ, Министерством финансов РФ разработано Положение о порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством).
Пунктом 1 Положения о порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденного Приказом Министерства образования РФ от 16.02.1993 г. N 50, было определено, что местные органы управления образованием выплачивают опекунам (попечителям) денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря подопечным, исходя из установленных натуральных норм, по фактическим ценам данного региона.
Приказом Минобразования РФ от 19.08.1999 г. N 199 было утверждено Положение о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством).
Пунктом 1 вышеуказанного Положения было также определено, что органы опеки и попечительства выплачивают опекунам (попечителям) денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря, исходя из установленных натуральных норм, по фактическим ценам данного региона.
По вопросу, касающемуся порядка определения размера денежных выплат на детей, находящихся в детских домах семейного типа, под опекой, попечительством, были даны разъяснения Минобразования РФ письмом от 19.04.1993 г. N 328/15-ф "О денежных выплатах на детей, находящихся в детских домах семейного типа, под опекой, попечительством". В нем указывалось на то, что при определении размера денежных средств местные органы управления образованием должны исходить из натуральных норм, установленных Постановлением Правительства РФ от 20.06.992 г. N 409, и фактических цен данного региона.
До 01.01.2008 г. органами опеки и попечительства являлись органы местного самоуправления (ст. 34 ГК РФ, ст. 121 СК РФ).
Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения полномочий" от 29.12.2006 г. N 258-ФЗ были внесены изменения, в том числе в ст. 34 ГК РФ, согласно которой органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ (с 01.01.2008 г.), в ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ - организация и осуществление деятельности по опеке и попечительству относится к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (с 01.01.2008 г.).
Кроме того, действовавшее на момент возникновения спорных правоотношений Положение о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденное Приказом Минобразования РФ от 19.08.1999 г. N 199, также установило, что органы опеки и попечительства выплачивают опекунам (попечителям) денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря.
В связи, с чем Департамент финансов и бюджетной политики нельзя признать надлежащим ответчиком по делу.
При таких обстоятельствах задолженность по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, переданного под опеку (попечительство), подлежит взысканию с администрации муниципального района "Ровеньский район", в удовлетворении требований к Департаменту финансов и бюджетной политики Белгородской области следует отказать.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права.
При таких обстоятельствах, решение Октябрьского районного суда города Белгорода подлежит отмене с принятием нового решения.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 03 августа 2012 г. по делу по иску Геращенко М.С. к Департаменту финансов и бюджетной политики Белгородской области, администрации муниципального района "Ровеньский район" Белгородской области о взыскании задолженности по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, переданного под опеку (попечительство), в части взыскания в пользу Геращенко М.С. с Департамента финансов и бюджетной политики Белгородской области задолженности по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, переданного под опеку (попечительство) с учетом инфляции "данные изъяты" отменить.
Вынести указанной части новое решение:
Взыскать с администрации муниципального района "Ровеньский район" Белгородской области в пользу Геращенко М.С. задолженность по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, переданного под опеку (попечительство), с учетом инфляции в сумме "данные изъяты".
В удовлетворении требований к Департаменту финансов и бюджетной политики Белгородской области отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента финансов и бюджетной политики Белгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.