Решение Центрального районного суда г. Тольятти от 22 октября 2012 г.
(Извлечение)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 октября 2012 года Центральный районный суд г.о.Тольятти в составе председательствующего судьи Марковой Н.В.,
при секретаре Тормозовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Исмагиловой Н.А. к Мэрии г.о.Тольятти о включении периодов работы в стаж муниципальной службы,
УСТАНОВИЛ:
Исмагилова Н.А., обратившись в суд с названным иском, указала, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в "данные изъяты" "адрес" в должности "данные изъяты". С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Исмагилова Н.А. работала "данные изъяты" "адрес", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - "данные изъяты", с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время - "данные изъяты". Решением комиссии по исчислению стажа муниципальной службы стаж Исмагиловой Н.А. рассчитан в размере 8 лет 8 месяцев по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, при этом как муниципальная служба ответчиком засчитан период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время, как период работы в иных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и иных организациях, опыт и знание работы в которых являются обязательными для выполнения обязанностей по замещаемой должности муниципальной службы, засчитано время работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности "данные изъяты" "адрес". Считает, что включению в стаж муниципальной службы подлежит период работы Исмагиловой Н.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Впоследствии исковые требования были изменены, истица просила возложить на ответчика обязанность по включению в муниципальный стаж Исмагиловой Н.А. периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, как работу в иных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и иных организациях, опыт и знание работы в которых являются обязательными для выполнения обязанностей по замещаемой должности муниципальной службы, а период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - как работу на должности муниципальной службы.
Исмагилова Н.А. в судебном заседании поддержала исковые требования, пояснив, что в спорные периоды времени она состояла в трудовых отношениях с Мэрией "адрес". Место ее работы и должностные обязанности оставались неизменными, следовательно, работодатель необоснованно отказал во включении названных периодов работы в стаж муниципальной службы истицы. Считает, что неправомерные действия ответчика нарушают право Исмагиловой Н.А. на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии муниципального служащего.
Представитель ответчика - Мэрии г.о.Тольятти К., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала, указав на то, что должность муниципальной службы в органе местного самоуправления образуется в соответствии с Уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, в соответствии с Реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, и характеризуется определенным кругом прав и обязанностей, а также ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой. Полагает, что работа, выполняемая истицей в спорные периоды времени, не может быть отнесена к работе в должности муниципальной службы, поскольку на истицу не распространялись ограничения и запреты, установленные законом в отношении муниципальных служащих, кроме того, должность истицы не была включена в штатное расписание "данные изъяты". Считает, что право истицы на получение доплаты к пенсии ответчиками не нарушено, поскольку такое право у Исмагиловой Н.А. в настоящее время отсутствует.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования Исмагиловой Н.А. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Ст. "адрес" "О муниципальной службе в "адрес"" предусматривает, что органы местного самоуправления имеют право устанавливать ежемесячные доплаты к трудовой пенсии муниципальным служащим в "адрес" в порядке и на условиях, предусмотренных указанным Законом и уставами муниципальных образований.
Ст. 13 названного Закона определены категории лиц, имеющих право на доплату. Так, доплата устанавливается муниципальным служащим, замещавшим на ДД.ММ.ГГГГ и позднее должности муниципальной службы в "адрес", при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет и при условии увольнения с муниципальной службы в "адрес".
Согласно ст. 15 Закона размер доплаты увеличивается не более чем на 3 процента среднемесячного денежного содержания муниципального служащего в "адрес" за каждый полный год стажа муниципальной службы в "адрес" свыше 15 лет. При этом сумма трудовой пенсии и доплаты к ней не может превышать 75 процентов среднемесячного денежного содержания (оплаты труда) муниципального служащего в "адрес".
В соответствии со ст.ст. 16 и 21 Закона в стаж муниципальной службы, дающий право на установление доплаты, включаются периоды работы на должностях муниципальной службы (муниципальных должностях муниципальной службы); муниципальных должностях; государственных должностях Российской Федерации и государственных должностях субъектов Российской Федерации; должностях государственной гражданской службы, воинских должностях и должностях правоохранительной службы (государственных должностях государственной службы); других должностях, предусмотренных Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "Об исчислении стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации"; иных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и иных организациях, опыт и знание работы в которых являются обязательными для выполнения обязанностей по замещаемой должности муниципальной службы, при условии, что периоды работы в указанных должностях в совокупности не превышают 5 лет.
Судом установлено, что согласно трудовой книжке ДД.ММ.ГГГГ Исмагилова Н.А. была принята в "данные изъяты" "адрес" на должность "данные изъяты", в соответствии с распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ - Мэрии "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ Исмагилова Н.А. переведена на должность "данные изъяты", ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию.
ДД.ММ.ГГГГ Исмагилова Н.А. принята на должность "данные изъяты".
ДД.ММ.ГГГГ присвоен классный чин " "данные изъяты"", ДД.ММ.ГГГГ присвоен классный чин " "данные изъяты"", ДД.ММ.ГГГГ присвоен классный чин " "данные изъяты"".
Согласно расчету суммарного стажа муниципальной службы муниципального служащего "данные изъяты" N от ДД.ММ.ГГГГ суммарный стаж муниципальной службы Исмагиловой Н.А. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 08 лет 08 месяцев 09 дней:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 5 лет работы в должности "данные изъяты" (на основании абзаца 7 ст. 21 Закона "О муниципальной службе в "адрес"");
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 3 года 08 месяцев и 09 дней работы в должности "данные изъяты" (на основании абзаца 2 ст. 21 Закона "О муниципальной службе в "адрес"").
Истица, не согласившись с расчетом стажа муниципальной службы, указывает на то, что период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ следует расценивать, как муниципальную службу, а период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - как период работы, опыт которой в последующем был необходим Исмагиловой Н.А. для замещения должностей муниципальной службы. Между тем с названными доводами согласиться нельзя, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права.
Необходимо отметить, что ст. 21 Закона от ДД.ММ.ГГГГ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", действовавшего на момент принятия Исмагиловой Н.А. на работу, определяет муниципального служащего, как лицо, осуществляющее службу на должностях в органах местного самоуправления.
При этом ч. 2 указанной статьи предусмотрено, что правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой, определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
В спорный период деятельности истицы в ДД.ММ.ГГГГ году решением "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ N "Об Уставе г.Тольятти" дано понятие муниципальной службы как профессиональной деятельности на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий (ст. 61), ст. 62 предусмотрена классификация должностей муниципальных служащих, ст. 63 - порядок назначения сотрудников, относящихся к техническому персоналу.
При таких обстоятельствах не могут быть признаны правильными доводы истицы о том, что любая работа в органе местного самоуправления должна быть расценена, как прохождение муниципальной службы.
ДД.ММ.ГГГГ был принят "адрес" "О местном самоуправлении в "адрес"", ст. 38 которого предусматривала определенный перечень ограничений, связанных со службой в органах местного самоуправления.
Кроме того, принятый ДД.ММ.ГГГГ "адрес" "О муниципальной службе в "адрес"" определил, что к муниципальной службе относится исполнение должностных обязанностей лицами, занимающими муниципальные должности, включенные в единый реестр муниципальных должностей "адрес". Названным законом введено понятие категорий муниципальных должностей ("А", "Б", "В") и группы должностей, предусмотрена обязанность муниципального служащего представлять сведения о полученных им доходах и имуществе, а также обязанность проходить аттестацию.
Ст. 8 принятого ДД.ММ.ГГГГ "адрес" "О муниципальной службе в "адрес"", сохранившего приведенные выше требования к муниципальному служащему, дополнительно предусмотрено, что лица, не замещающие муниципальные должности муниципальной службы и исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, не являются муниципальными служащими.
Закон "О муниципальной службе в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ в ст. 2 также предусмотрел, что муниципальной службой является профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Названный Закон в статьях 6 и 7 определил, что должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.
Ст. 10 Закона установлено, что муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, оплачиваемое за счет средств местного бюджета. При этом лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, избирательных комиссий муниципальных образований, не замещают должности муниципальной службы и не являются муниципальными служащими.
Системный анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что муниципальная служба - это комплексный социальный, правовой и организационный институт, имеющий публичную направленность, деятельность в котором отличается от обычной трудовой деятельности особым правовым статусом муниципального служащего. Более того, законодательством установлены повышенные требования к лицам, поступающим на муниципальную службу, определены ограничения, связанные с прохождением такой службы, предусмотрена обязательная аттестация служащих.
Между тем из объяснений Исмагиловой Н.А. следует, что в спорные периоды работы ограничения, связанные с прохождением муниципальной службы, на нее не распространялись, требования, предусмотренные законом для муниципального служащего, к ней не предъявлялись.
При сравнительном анализе должностных обязанностей Исмагиловой Н.А., действовавших в спорные периоды работы истицы, суд установил, что лишь в должностной инструкции, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ, имеется указание на отнесение должности "данные изъяты" к группе должностей муниципальной службы категории "младшая", а также на права и обязанности Исмагиловой Н.А., предусмотренные законодательством о муниципальной службе (пункты 1.1, 2.6 и 3.4).
Кроме того, классный чин муниципальной службы был впервые присвоен Исмагиловой Н.А. лишь в ДД.ММ.ГГГГ году. Должностные инструкции истицы, действовавшие до ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствуют о выполнении Исмагиловой Н.А. обязанностей по "данные изъяты" вне рамок муниципальной службы.
Представленными в дело штатными расписаниями подтверждается, что в спорные периоды времени в Мэрии г.о.Тольятти отсутствовали штатные должности, занимаемые Исмагиловой Н.А. Указанное обстоятельство, по мнению суда, само по себе свидетельствует об ошибочности доводов истицы, поскольку муниципальная служба предусматривает занятие не любой, а определенной законом должности.
Таким образом, период работы Исмагиловой Н.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 3 года 08 месяцев и 09 дней в должности "данные изъяты" правильно расценен ответчиком, как период работы на должностях муниципальной службы (муниципальных должностях муниципальной службы), поскольку названный период работы истицы характеризуется особым правовым статусом Исмагиловой Н.А. (статусом муниципального служащего).
Период работы Исмагиловой Н.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 5 лет работы в должности "данные изъяты" также обоснованно включен в стаж муниципальной службы истицы, как работа, опыт которой был необходим для прохождения муниципальной службы. При этом ответчиком названный период работы обоснованно включен в стаж муниципальной службы Исмагиловой Н.А. в размере не более 5 лет, поскольку иное не предусмотрено законом.
Более того, проанализировав представленные доказательства во взаимосвязи с нормами Закона "О муниципальной службе в "адрес"", суд приходит к выводу об отсутствии каких-либо нарушений прав истицы действиями или бездействием ответчика.
Так, согласно ст. 13 Закона "О муниципальной службе в "адрес"" ежемесячная доплата к трудовой пенсии устанавливается муниципальным служащим при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет при условии увольнения с муниципальной службы в "адрес".
Как установлено судом, Исмагилова Н.А. на момент разрешения спора состоит в трудовых отношениях с "данные изъяты". Следовательно, поскольку трудовые отношения не прекращены, у истицы не возникло право на получение такой надбавки, поскольку закон связывает такое право исключительно с прекращением муниципальной службы.
Согласно ст. 2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений, а в силу ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что защите подлежит лишь нарушенное право субъекта гражданско-правовых отношений, между тем в данном деле истицей не было доказано нарушение ответчиками каких-либо прав Исмагиловой Н.А., поэтому в удовлетворении исковых требований следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении исковых требований Исмагиловой Н.А..
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г.о.Тольятти в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.