Определение Болотнинского районного суда Новосибирской области от 22 ноября 2010 г.
(Извлечение)
Судья Болотнинского районного суда Новосибирской области Мильчевский А.В.,
с участием старшего помощника прокурора Болотнинского района Попковой Е.А.,
при секретаре: Кубасовой Е.И.,
рассмотрев исковое заявление прокурора Болотнинского района Новосибирской области о признании отдельных положений Правил благоустройства на территории города Болотное утвержденных Решением N24 от 15 июля 2010 года 4-ой сессией Совета Депутатов г. Болотное противоречащими закону,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Болотнинского района обратился в суд с данным заявлением, ссылаясь в обосновании своих требований на то, что нормативно правовой акт, изданный Советом депутатов г.Болотное Болотнинского района Новосибирской области -решение N24 4-ой сессии от 15.07.2010 года "О внесении изменений в Правила благоустройства на территории города Болотное Болотнинского района Новосибирской области", фактически утвердил новую редакцию Правил, которые были опубликованы в официальном периодическом печатном издании - городской вестник выпуск N4 от 30.07.2010.
Данные Правила являются в отдельных своих положениях незаконными и не подлежат применению по следующим основаниям.
Так, согласно п. 1.2 правил прилегающие территории - участок территории с газонами, архитектурными объектами малых форм и другими сооружениями, непосредственно примыкающий к границе земельного участка. Согласно п. 1.2 таковой может считаться территория до оси проезжей части улицы, тротуар и 10 метров за ним, 10-метровую зону вокруг участков, 15 метров от стройки, в радиусе
не менее 10 метров вокруг объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Кроме того, определение по обязанности содержать территорию с нечетко установленными границами (не менее 10 метров), уже составляет юридико-лингвистическую неопределенность согласно п. 4 "в"методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденнойпостановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96, ряд обязанностей сложены с муниципального образования и незаконно возложены на других лиц
Согласно п. 2.1 юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица обязаны поддерживать порядок на территории города и обеспечивать систематическую уборку (ручную, механизированную) закрепленных за ними прилегающих территорий, п.9.1. - обеспечивать содержание и сохранность зеленых насаждений на прилегающих территориях. Ясного понятия "закрепленных" территорий утвержденные Правила и действующее законодательство не содержит, что также является юридико-лингвистической неопределенностью. Порядок закрепления прилегающих территорий данным НПА не урегулирован, только указано, что в случае пересечения прилегающей территории, закрепленной за юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем и физическим лицом в целях санитарного содержания, с дорогой общего пользования размер закрепленной территории определяется до пересечения с дорожным бордюром, при его отсутствии - до пересечения с дорогой общего пользования.
Таким образом, закрепление прилегающей территории осуществляется по факту нахождения объекта в границах прилегающей территории, не влечет за собой издания какого-либо нормативно-правового акта, юридических прав на земельные участки, но порождает ряд обязанностей согласно утвержденным Правилам. Данная неполнота административной процедуры также порождает коррупциогенный фактор согласно п. "ж" ч. 3 указанной методики.
Кроме требований об уборке прилегающих территорий (п.2.2 и 2.8 и других), обязанности убирать снег ( п. 3.3), на предпринимателей и юридических лиц возлагается обязанность уборки неорганизованных свалок, если не удалось найти виновника возникновения данной свалки на закрепленной территории. Также согласно п. 8.2 Физические и юридические лица обязаны на прилегающих территориях содержать покрытие тротуара и водоотводные желобы к нему.
Согласно п. 2.10 на территории города Болотное запрещается складировать уголь, тару, дрова, крупногабаритный мусор, шлак, сливать отходы и удобрения, накапливать и размещать бытовые отходы и мусор. Территория г.Болотное как муниципальное образование представляет собой совокупность жилой частной многоквартирной застройки, общественных зданий и мест общего пользования, объектов производственной и дорожной отрасли. Запрет на складирование либо размещение объектов гражданских прав, не запрещенных к обороту, на территории всего города невыполним и не основан на законе, что является наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права (п. "а" ч. 4 указанной методики).
Согласно п. 2.10 на территории города запрещено строить мелкие дворовые постройки, обустройство выгребных ям без разрешений и согласований, согласно п. 8.5 строительство и установка малых архитектурных форм и элементов благоустройства вплоть до забора возможна только с разрешения администрации города, при этом, на устройство этих объектов не предусмотрена выдача разрешений. Разрешение на строительство в пределах собственного земельного участка необходимо только на постройку объектов капитального строительства (ст. 51 ГрК). Таким образом, и данные пункты являются коррупциогенными факторами по п. "а" ч. 4 указанной методики.
Согласно п. п.7.1, 5.4, 6.1, 8.10 на всех зданиях и жилых домах должны быть и содержаться в исправном состоянии таблички с номерами дома и наименованием улицы.
Согласно ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; организация установки указателей с названиями улиц и номерами домов отнесено к вопросам местного значения поселений. Эти же задачи указаны в Уставе МО. Согласно п. 2 ст. 12 ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам и нормам возлагается на исполнительный орган, в ведении которого находятся дороги. Кроме того, в п.10.2 Правил заложена норма о содержании городских дорог и тротуаров специализированными организациями по договорам с администрацией города, что является противоречием с изложенной выше нормой правил.
Согласно п. 6.1 и п. 8.2 граждане и организации обязаны иметь договор на вывоз мусора. Согласно ст. 9 ФЗ "Об отходах производства и потребления" обыкновенный мусор относится к 5 классу опасности. Собственник отходов I-IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.
В остальной части (отходы 5 класса опасности) собственник вправе распоряжаться своими отходами как пожелает с учетом действующих запретов (ст. 12 ФЗ "Об отходах производства и потребления". Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов. Таким образом, у собственника отходов есть право выбора - заключать ли с организацией договор на вывоз отходов 5 класса опасности, либо вывозить их самому.
Исходя из вышеперечисленного, нормы возлагающие обязанности, в т.ч. по содержанию прилегающих территорий, вводящие трудноприменимые или невыполнимые, с пробелами правового регулирования, являются незаконными и не подлежат применению.
17.09.2010 прокурором района в соответствии со ст. 23 ФЗ "О прокуратуре РФ" на указанные положения Правил в Совет депутатов г.Болотное принесен протест с требованием привести Правила в соответствие с требованиями закона. Очередная сессия Совета депутатов состоялась 26.10.2010, но на этой сессии протест прокурора рассмотрен не был и изменения в Правила не внесены. С учетом этого как полагает прокурор района указанные обстоятельства в силу ст. 13 ГК РФ, ч. 2 ст. 253 ГПК РФ являются основанием для признания нормативного правового акта недействующим и просит суд признать положения пунктов 1.2, 2.1, 2.2, 2.8, 3.3, 2.10, 8.5, 7.1, 5.4,6.1, 8.10, 8.2 Правил благоустройства на территории города Болотное, утв. решением N24 4-ой сессии от 15.07.2010 года "О внесении изменений в Правила благоустройства на территории города Болотное Болотнинского района Новосибирской области" недействующими со дня издания.
Перед судебным заседанием представителем заинтересованного лица - Совета Депутатов г. Болотное Давыдовым М.А. в суд было представлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие и предоставлены в суд документы, свидетельствующие об удовлетворении ранее заявленного протеста прокурора от 17 сентября 2010 года на отдельные положения Правил благоустройства на территории города Болотное, утвержденные решением 4-ой сессии от 15.07.2010 года N24 и отменой решения указанной сессии решением 8-ой сессии (5-го созыва) Совета депутатов г. Болотное.
Прокурор в судебном заседании, с учетом представленных документов ответчиком, заявил ходатайство о прекращении производства по делу в связи с отказом от иска в виду выполнения ответчиком требований прокурора Болотнинского района изложенных в исковом заявлении в полном объеме.
В силу части 2 статьи 39 ГПК РФ суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Заявителем оспаривались положения нормативного правового акта Совета депутатов города Болотное, действие которого распространяется на неопределенный круг лиц.
Отказ прокурора района от заявленных требований не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, т.к. прекращение производства по настоящему делу не лишает заинтересованных лиц права на обращение в суд. В связи с чем в соответствии со статьей 39 ГПК РФ ходатайство подлежит удовлетворению.
Процессуальный закон не содержит нормы, запрещающей лицу, обратившемуся в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта, отказаться от своего требования.
Часть 3 статьи 252 ГПК РФ, не позволяющая, прекратить производство по делу, не свидетельствует об обязательности рассмотрения заявления по существу, в случае когда такой отказ был принят судом.
В данном случае отказ прокурора от своих требований не противоречит закону и не нарушает интересов других лиц. Из представленных представителем Совета депутатов город Болотное на стадии подготовки дела документов следует, что заинтересованным лицом решение 4-ой сессии от 15.07.2010 года N24 отменено решением 8-ой сессии (5-го созыва) Совета депутатов г. Болотное, то есть заявленные прокурором требования фактически уже исполнены в полном объеме, поэтому суд принимает отказ от иска и по этим основаниям производство по делу следует прекратить.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 220, 221, 224 ГПК РФ суд,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Прекратить производство по делу по заявление прокурора Болотнинского района Новосибирской области о признании отдельных положений Правил благоустройства на территории города Болотное утвержденных Решением N24 от 15 июля 2010 года 4-ой сессией Совета Депутатов г. Болотное противоречащими закону, в связи с отказом от иска.
О принятом решении уведомить заинтересованных лиц.
Разъяснить правовые последствия прекращения производства по делу, предусмотренные ст. 221 ГПК РФ о том, что повторное обращение в суд по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Определение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Новосибирского областного суда в течение 10 дней со дня его вынесения.
Судья: А.В. Мильчевский
Определение составлено в совещательной комнате при помощи технических средств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.