Судья Венгеровского районного суда НСО Климова М.А., при секретаре Шипчиной О.Н., с участием прокурора Кыштовской районной прокуратуры Ярика А.А., ответчика администрации Большереченского сельсовета в лице его главы Федулов Н.В., рассмотрев гражданское дело по иску прокурора Кыштовского района в интересах неопределённого круга лиц к администрации Большереченского сельсовета Кыштовского района НСО о признании незаконным бездействия администрации Большереченского сельсовета и обязании совершить действия по очистке территорий от отходов производства и потребления,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кыштовского района обратился в суд с исками в интересах неопределённого круга лиц к администрации Большереченского сельсовета, указывая, что в ходе выездной проверки комиссии по соблюдению требований экологического законодательства с участием главы администрации МО Большереченского сельсовета 23.07.10 г.установлено, что на участке местности, расположенном приблизительно в 200 метрах в северном направлении от дома по ..., с. Большеречье, на общей площади около 0,2 га, имеется свалка отходов потребления и бытового мусора. Согласно акту обследования участка местности от 23.07.2010 г. данный земельный участок не огорожен, указатель "свалка мусора запрещена" отсутствует.
Специалистом Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по НСО в Чановском районе Бабинцевым О.В. в указанных местах также проведена проверка и установлено нарушение требований СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населённых мест".
На территории МО Большереченского сельского совета нет организованного сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, не определены площадки для сбора и вывоза мусора. Свалка на протяжении многих лет не убирается. Не выявляются лица, свалившие мусор.
Бездействие в данном вопросе со стороны местных властей является незаконным.
Согласно п.2 ст.44 ФЗ "Об охране окружающей природной среды" при планировании и застройки сельских поселений должны приниматься меры по санитарной очистке, обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления.
Согласно ст.22 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору и хранению в условиях, соответствующих требованиям санитарных правил.
В соответствии с ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения поселения отнесены вопросы организации сбора и вывоза бытовых отходов (ст.14 п.18).
Аналогичные нормы содержит Закон "Об охране окружающей природной среды" и ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Согласно ст.13 ЗК РФ собственники и землепользователи обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в т.ч. биогенного загрязнения и захламления земель.
Согласно ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления отнесены полномочия по разработке и реализации местных программ использования и охраны земель.
Согласно ст. 83 ЗК РФ землями поселения признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития сельских поселений. Указанная свалка находится в черте населённого пункта.
Согласно ст.42 Конституции РФ каждому гарантировано право на благоприятную экологическую среду.
Бездействие администрации, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов потребления существенным образом нарушает права неопределённого круга лиц, проживающих как на территории муниципального образования, на благоприятную окружающую обстановку.
Процесс разложения отходов привлекает грызунов, по свалке ходят бродячие животные, что может привести к распространению инфекционных заболеваний.
Просит признать не соответствующим п.18 ст.14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", ст.8,13 ФЗ "Об отходах производства и потребления" и незаконным бездействие администрации Большереченского сельсовета, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов потребления, обязать администрацию Большереченского сельсовета организовать ликвидацию несанкционированной свалки путём очистки указанной территории.
В судебном заседании прокурора Кыштовского района Ярик А.А. иск поддержал и обосновал аналогичным образом.
Представитель ответчика Федулов Н.В. иск признал.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению.
Так, согласно акту обследования участка местности от 23.07.10 г. л.д.7) на территории МО Большереченский сельсовет, на участке местности расположенном приблизительно в 200 метрах в северном направлении от дома по ... с. Большеречье, на общей площади около 0,2 га, имеется свалка отходов потребления и бытового мусора. Данный земельный участок не огорожен, указатель "Свалка мусора запрещена" отсутствует.
Указанная территория на основании решения Кыштовского районного Совета народных депутатов Новосибирской области от 20.09.1991 г. N 53 передана в ведение Большереченскому сельсовету для огородничества, пастьбы скота граждан л.д.13-15).
Согласно информации, предоставленной начальником Территориального Управления федеральной регистрационной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новосибирской области в Чановском районе Бабинцевым О.В., обнаруженная несанкционированная свалка на территории Большереченского сельсовета, создаёт угрозу жизни и здоровью человека, а так же угрозу возникновения и распространения заболеваний л.д.16-18).
Указанные обстоятельства так же подтверждаются фототаблицей л.д.9-12).
Подпунктом 2 п.16 ст. 4 Закона Новосибирской области N 200-ОЗ от 2.06.04 г. "О статусе и границах муниципальных образований Новосибирской области" Большереченский сельсовет наделён статусом сельского поселения, утверждены картографические описания его границ в соответствии с границами, утверждёнными Законом Новосибирской области "Об утверждении границ муниципальных образований Новосибирской области" от 27.12.02 г. N 90-ОЗ, согласно приложению 4.
Указанные свалки твёрдых бытовых отходов и мусора находятся на территории муниципального образования Большереченский сельсовет.
До настоящего времени свалка не ликвидирована, что подтверждается вышеуказанным актом.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции РФ и ст.11 ФЗ от 10.01.02 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Исходя из ч.2 ст.44 ФЗ "Об охране окружающей среды" при планировании и застройке городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, приниматься меры по санитарной очистке, обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территории и иные меры по обеспечению охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Согласно ст.22 ФЗ от 30.03.99 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п.18 ч.1 ст.14 ФЗ от 6.10.03 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся к вопросам местного значения поселения.
Пунктом 1 ст.8 ФЗ от 24.06.98 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.
Бездействие администрации Большереченского сельсовета, выразившееся в непринятии мер по организации сбора и вывоза твёрдых бытовых отходов, мусора с территории поселения, противоречит Конституции РФ, требованиям названных Законов, нарушает права неопределённого круга лиц, постоянно проживающих и временно пребывающих на территории Большереченского сельсовета на благоприятную окружающую среду, экологическую безопасность.
Учитывая изложенное, иск подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие администрации Большереченского сельсовета Новосибирской области, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов потребления, расположенной приблизительно в 200 метрах в северном направлении от дома по ..., с. Большеречье, Кыштовского района, Новосибирской области на общей площади около 0,2 га.
Обязать администрацию Большереченского сельсовета организовать до 15 октября 2010 года сбор и вывоз с указанной территории твёрдых бытовых отходов, мусора в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Решение может быть обжаловано в коллегию судей по гражданским делам Новосибирского областного суда в течение 10 дней со дня вынесения решения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.