Дзержинский районный суд г. Новосибирска в составе:
председательствующего судьи Панарина П.В.
при секретаре Чумак О.Н.
с участием:
заявителя Малетиной Л.В.
представителя заявителя Балакина А.В.
представителя заинтересованного лица Рахимовой Н.Ш.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Малетиной Ларисы Владимировны о признании незаконным решения министерства строительства и ЖКХ Новосибирской области, о предоставлении субсидии, о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Малетина Л.В. обратилась в суд с иском к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области о признании незаконным решения от 17 февраля 2012 года об отказе в предоставлении субсидии в размере 200 000 р., взыскании морального вреда - 10 000 р., оплаты услуг представителя - 10 000 р., указав в обоснование своего иска следующее.
05 марта 2003 года по соглашению о переуступке прав истец приобрела права требования на квартиру в строящемся доме по адресу: г. Новосибирск, ул. ..., строительный N ...
Впоследствии, с учетом того, что застройщик оказался недобросовестным, строительство объекта было заморожено.
17 декабря 2010 года на основании решения Октябрьского районного суда г. Новосибирска от 02 ноября 2010 года истцу было выдано свидетельство о праве собственности на общую долевую собственность в размере 1023/100000 долей многоквартирного жилого дома.
09 апреля 2011 года Малетина Л.В. заключила предварительный договор на завершения строительства с ООО " Н".
С 09 марта 2010 года действует постановление администрации Новосибирской области N 80 па "Об оказании государственной поддержки гражданам, пострадавшим от действий недобросовестных застройщиков в Новосибирской области" (далее - Постановление N 80-па). Согласно данному постановлению администрация Новосибирской области обязана оказывать финансовую поддержку в виде предоставления субсидии в размере до 200 000 р. гражданам, пострадавшим от незаконных действий застройщиков, для завершения строительства объекта.
23 января 2012 года истец обратилась в администрацию Новосибирской области с заявлением о предоставить субсидию на оплату дополнительных расходов, необходимых для завершения строительства многоквартирного дома, в размере 200 000 р.
06 марта 2012 года истец получила уведомление из министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области от 17 февраля 2012 года, в котором указано, что Малетиной Л.В. отказано в предоставлении субсидии, в связи с отсутствием нуждаемости в улучшении жилищных условий в соответствии с жилищным законодательством, так как истец является нанимателем жилого помещения по договору социального найма общей площадью 43,1 кв.м, проживает составом семьи 3 человека, то есть общая площадь на 1-го человека превышает учетную норму по г. Новосибирску (12 кв.м).
Малетина Л.В. считает, что данное решение нарушает ее конституционные права и создает препятствия в получении субсидии для завершения строительства дома. Из-за незаконных действий органов государственной власти, истец получила душевную травму, переживания и нравственные страдания.
В судебном заседании заявитель и ее представитель поддержали заявленные требования.
Представитель заинтересованного лица требования не признала, пояснила, что Малетина Л.В. не является нуждающейся в соответствии с жилищным законодательством в улучшении жилищных условий в силу отсутствия факта обеспечения общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Выслушав объяснения заявителя и его представителя, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, если считают, что нарушены его права и свободы.
Администрацией Новосибирской области 09 марта 2010 года принято постановление N 80-па. Этим же постановлением утверждено "Положение об условиях и порядке предоставления гражданам, пострадавшим от действий недобросовестных застройщиков, субсидий на оплату дополнительных расходов, необходимых для завершения строительства многоквартирных домов" (далее - Положение).
Согласно п. 1 Постановления N 80-па граждане, пострадавшие от действий недобросовестных застройщиков, нуждающиеся в соответствии с жилищным законодательством в улучшении жилищных условий, имеют право на получение субсидии на оплату дополнительных расходов, необходимых для завершения строительства многоквартирных домов, в размере не более 200 000 р.
Пунктом 5 Положения определено, что субсидии предоставляются гражданам, пострадавшим от действий недобросовестных застройщиков, нуждающимся в соответствии с жилищным законодательством в улучшении жилищных условий.
Из свидетельства о государственной регистрации права усматривается, что на основании решения Октябрьского районного суда г. Новосибирска от 02 ноября 2010 года за Малетиной Л.В. признано право общей долевой собственности на 1023/100000 долей в жилом доме расположенного по адресу: г. Новосибирск, ул. ..., дом ... стр. (л.д. 9).
27 декабря 2011 года ООО " Н" получило разрешение на завершение строительства дома N ... по ул. ... стр. (л.д. 17).
23 января 2012 года Малетина Л.В. обратилась в администрацию Новосибирской области с заявлением с просьбой предоставить субсидию на оплату дополнительных расходов, необходимых для завершения строительства многоквартирного дома, в размере 200 000 р. (л.д. 7).
Согласно уведомлению N 628-05/22 Малетиной Л.В. отказано в предоставлении субсидии, в связи с отсутствием нуждаемости в улучшении жилищных условий в соответствии с жилищным законодательством, так как истец является нанимателем жилого помещения по договору социального найма общей площадью 43,1 кв.м, и проживает составом семьи 3 человека, то есть общая площадь на 1 человека превышает учетную норму по г. Новосибирску принятую равной 12 кв.м (л.д. 6). Так, согласно договору социального найма жилого помещения от 25 ноября 2010 года N 912 Малетина Л.В. является нанимателем квартиры N ... по ул. ... (л.д. 25-28). Общая площадь предоставленного по договору социального найма жилого помещения составляет 43,1 кв.м. Согласно акту проверки жилищных условий от 28 февраля 2011 года (л.д. 8) на Малетину Л.В. и членов ее семьи: дочь ФИО2, внука ФИО1 приходится по 14,4 кв.м на каждого, что превышает учетную норму площади жилого помещения, установленную п. 4.1 Решения городского Совета Новосибирска от 28 сентября 2005 года N 94 "О положении о порядке управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом г. Новосибирска" - 12 и менее кв.м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
Согласно ст. 51 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе граждане являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно п. 1 Постановления N 80-па установлено, что граждане, пострадавшие от действий недобросовестных застройщиков, нуждающиеся в соответствии с жилищным законодательством в улучшении жилищных условий, имеют право на получение субсидии на оплату дополнительных расходов, необходимых для завершения строительства многоквартирных домов, в размере не более 200 000 р.
При таких обстоятельствах для установления правомерности требований заявителя о предоставлении ей денежной субсидии существенное значение имеет фактическая нуждаемость в улучшении жилищных условий. Согласно ч. 5 ст. 50 и п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ одним из оснований признания гражданина нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, является обеспеченность его общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, которая устанавливается органом местного самоуправления. Таким образом, действующим жилищным законодательством предусмотрено, что граждане, которые обеспечены площадью жилого помещения менее учетной нормы, признаются нуждающимися в жилом помещении, иными словами такие граждане нуждаются в улучшении жилищных условий.
То обстоятельство, что Постановление 80-па распространяется лишь на граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, также подтверждает требование подпункта 4 пункта 8 Постановления 80-па, согласно которому граждане для получения субсидии обязаны предоставить акт обследования жилищных условий гражданина и совместно проживающих членов его семьи, составленный органом местного самоуправления, товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом, иным специализированным потребительским кооперативом, управляющей организацией или наймодателем специализированного жилого помещения по месту жительства гражданина и членов его семьи, либо справку органа местного самоуправления по месту жительства гражданина и членов его семьи о дате постановки на учет для улучшения жилищных условий (в случае постановки на учет)
С учетом изложенного суд полагает, что отсутствуют основания для удовлетворения требования Малетиной Л.В. о признании незаконным решения об отказе в предоставлении субсидии, так как истец не относится к числу граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, материальную поддержку которых предусматривает Постановление 80-па. В связи с тем, что отказ в предоставлении субсидии является законным, нет оснований для удовлетворения других требований истца.
Руководствуясь ст. 194 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Малетиной Ларисы Владимировны о признании незаконным решения министерства строительства и ЖКХ Новосибирской области, о предоставлении субсидии, о компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца через Дзержинский районный суд г. Новосибирска.
Судья (подпись) .
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.