Дело N 2-1270 /12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 апреля 2012 г. Новосибирск
Железнодорожный районный суд г. Новосибирск
в с о с т а в е :
председательствующего судьи Т.А. Михайловой,
при секретаре М.В. Джелиловой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новокузнецкого транспортного прокурора в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц к ОАО "РЖД" о понуждении совершить действия для устранения нарушений законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Новокузнецкий транспортный прокурор обратился в суд в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, указав, что ими была проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов. При проверке в здании вокзала станции Томусинская Дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении Западно-Сибирской железной дороги выявлены нарушения в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры.
В частности, нет пандусов на входе в зал ожидания с уклоном не менее 1:12, ширина дверей на маршрутах движения инвалидов составляет менее 110 см. Отсутствуют передвижные подъемники и переносные рампы для посадки инвалидов в коляске с платформы в вагоны поездов, места для инвалидных колясок в зале ожидания, специальные кабины в общественных туалетах размером 225*155 см. В системе зрительной информации на вокзале не предусмотрены пиктограммы с символами доступности помещений для инвалидов-колясочников, в системе звуковой информации не предусмотрено оснащение отдельных касс специальными устройствами для пассажиров с пониженным слухом, облегчающих общение пассажиров с кассиром.
Просит обязать ответчика устранить выявленные вышеобозначенные нарушения.
В судебное заседание истец не явился, просил о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представители ответчика ОАО "Российские железные дороги" иск не признали, указав, что требования в части оборудования передвижными подъемниками и рампами вокзала станции необоснованны в связи с тем, что габариты и размеры зон разворота кресла-коляски превышают габариты вагона электропоезда; кроме того по данным требованиям они являются ненадлежащим ответчиком, поскольку услуги по перевозке пассажиров в пригородном сообщении предоставляет ОАО "Кузбасс-пригород". В соответствии с Распоряжением ОАО "Кузбасс-пригород" от 11 марта 2012 N 40 начальник участка производства организует работу силами работников компании на вокзале (станциях) по оказанию помощи при посадке или высадке в электропоезд пассажиров - инвалидов с ограниченными возможностями к передвижению, с техническими средствами медицинской реабилитации (на колясках, носилках), что позволяет инвалиду-колясочнику беспрепятственно осуществить проезд на железнодорожном транспорте.
Суд, выслушав пояснения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Новокузнецкой транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов.
В здании вокзала станции Томусинская Дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении Западно-Сибирской железной дороги ОАО "РЖД" выявлены нарушения в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры.
В частности, установлено отсутствие пандусов, ведущих в зал ожидания, с уклоном не менее 1:12, ширина дверей на маршрутах движения инвалидов составляет менее 110 см, отсутствуют передвижные подъемники и переносные рампы для посадки инвалидов в коляске с платформы в вагоны поездов.Отсутствуют места для инвалидных колясок в зале ожидания, специальные кабины в общественных туалетах размером 225*155 см. В системе зрительной информации на вокзале не предусмотрены пиктограммы с символами доступности помещений для инвалидов - колясочников, в системе звуковой информации не предусмотрено оснащение отдельных касс специальными устройствами для пассажиров с пониженным слухом, облегчающих общение пассажиров с кассиром.
При этом истцом не представлено акта проверки, других доказательств, подтверждающих проведение данной проверки ;представлена только справка, составленная ****лавным специалистом-экспертом Западно-Сибирского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту, из которой видно, что представители ОАО "Российские железные дороги" как владельца инфраструктуры и перевозчика - ОАО "Кузбасс-пригород" в проверке не участвовали. Согласно Федеральному Закону РФ от 24 ноября 1995 N 181 -ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Согласно договорам об оказании услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта, заключенным между ответчиком ОАО "РЖД" и ОАО "Кузбасс-пригород", услуги по перевозке пассажиров в пригородном сообщении предоставляет ОАО "Кузбасс-пригород".
В соответствии с Распоряжением ОАО "Кузбасс-пригород" от 11 марта 2012 N 40 для организации обслуживания пассажиров с ограниченными возможностями начальник участка производства организует работу силами работников компании на вокзале (станциях) по оказанию помощи при посадке или высадке в электропоезд пассажиров - инвалидов с ограниченными возможностями к передвижению, с техническими средствами медицинской реабилитации (на колясках, носилках). Таким образом, для инвалидов-колясочников создаются условия для беспрепятственного проезда на железнодорожном транспорте.
Кроме того, требования истца об оборудовании платформ вокзала передвижными подъемниками и переносными рампами для посадки инвалидов в вагоны суд полагает заявленными к ненадлежащему ответчику в силу ч.6 ст.15 Федерального закона N 181-ФЗ. Данная обязанность законом возложена на организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, - в рассматриваемом случае такой организацией является ОАО "Кузбасс-рригород" как перевозчик : "Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами".
То же касается оборудования входа в зал ожидания пандусами; причем из письма ОАО "Кузбасс-пригород" от **** усматривается за **, что перевозчик признает за собой данную обязанность и запланировал установку пандусов на июль 2012.
Из этого же письма, истцом не оспоренного, усматривается обстоятельство оборудования перевозчиком ОАО "Кузбасс-пригород" в марте 2012 в зале ожидания мест для инвалидов с обозначением пиктограммой; соответствующая обязанность также обусловлена деятельностью перевозчика, а не собственника, а потому перевозчиком и должна выполняться.
Доводы истца о том, что ширина дверных проемов на маршрутах движения инвалидов составляет менее 110 см, надлежащим образом не подтверждены. Доводы ответчика о ширине дверных проемов на маршрутах движения в 145 см истец не опроверг; кроме того, частично эти доводы подтверждены представленными ответчиком фототаблицами и планом здания вокзала.
Санитарные правила, на которые ссылается истец, а именно : п.3.1.17., п.3.1.18. СП 2.5.1198-03, в том числе относящиеся к необходимости предусматривать специальные кабины в общественных туалетах, места для инвалидных колясок в зале ожидания, передвижные подъемники и переносные рампы для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон, устройство пандусов (с уклоном не менее 1:12), размещать пиктограммы с символами доступности помещений для инвалидов-колясочников, разработаны для лиц, связанных с обеспечением пассажирских перевозок. То есть, их исполнение надлежит обеспечивать перевозчику, а не ответчику ( п.2.1.) как владельцу инфраструктуры, предоставившему её в пользование.
Согласно не оспоренной истцом информации, ОАО "Кузбасс-пригород" в марте 2012 на станции Томусинская в билетной кассе произвело установку специального устройство для пассажиров с пониженным слухом, - то есть, соответствующие меры социальной защиты на дату рассмотрения дела приняты.
Истцу судом было предложено уточнить исковые требования, однако истец своим правом не воспользовался.
В силу ст. 196 ГПК РФ суд исходит их того, что исковые требования Новокузнецкого транспортного прокурора к ОАО "РЖД" о понуждении совершить действия для устранения нарушений законодательства о социальной защите инвалидов не подтверждены (по общему правилу ст. 56 ГПК РФ - каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований, возражений).
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Новокузнецкого транспортного прокурора к ОАО "РЖД" о понуждении к устранению нарушения законодательства отказать.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца с подачей жалобы через Железнодорожный районный суд г. Новосибирск.
Судья-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.