Решение Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 13 апреля 2012 г.
(Извлечение)
Железнодорожный районный суд г. Новосибирска в составе судьи Буйлука А.А. при секретаре Поповой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тайгинского транспортного прокурора к ОАО "Российские железные дороги" о признании незаконным бездействие Кузбасского участка Западно-Сибирской дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО "Российские железные дороги" по разработке проекта зоны санитарной охраны водозаборной скважины с паспортным N 1 (642) станции Ижморская, расположенной в Ижморском районе Кемеровской области; возложении обязанности на Западно-Сибирскую дирекцию по тепловодоснабжению - структурное подразделение Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО "Российские железные дороги" разработать проект зоны санитарной охраны водозаборной скважины с паспортным N 1 (642) станции Ижморская, расположенной в Ижморском районе Кемеровской области:
а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;
б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;
в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
Установить ответчику срок для выполнения указанных требований и предъявлении его в органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора для согласования - 1 месяц,
УСТАНОВИЛ:
Тайгинский транспортный прокурор г. Тайга Кемеровской области в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с вышеуказанным иском к ОАО "Российские железные дороги". В обоснование иска указано, что на балансе дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО "РЖД" находится насосная станция со скважиной, расположенная на станции Ижморская Ижморского района Кемеровской области, которая принадлежит ОАО "РЖД" на праве собственности.
В силу ст. 42 Конституции РФ, п.1 ст. 11 Федерального закона РФ от 10.01.2002 N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Реализация данного конституционного принципа нашла отражение в ст. 3 Федерального закона РФ "Об охране окружающей среды", согласно которой деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
Законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции РФ и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (ст. 2 Федерального закона РФ "Об охране окружающей среды").
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе недра (ст. 4 Федерального закона РФ "Об охране окружающей среды").
Согласно ч. 2 ст. 52 Федерального закона РФ "Об охране окружающей среды" в целях охраны условий жизнедеятельности человека вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны.
В соответствии с требованиями ст. 11 Федерального закона РФ от
30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой ими
деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемическое
(профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Статьей 22 Федерального закона РФ от 21.02.1992 N2395-1 "О недрах" установлены обязанности недропользователя: соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведении работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
В соответствии с Санитарными правилами и нормами "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПин 2.1.4.1110-02", утвержденными постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 N 10 зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в зонах санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территории, на которых они расположены (п.1.4 СанПиН 2.1.4 1110-02).
Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение -защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды (п. 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Организации зоны санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:
а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;
б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника;
в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны (п. 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Определение границ зон санитарной охраны и разработка комплекса необходимых организационных, технических, гигиенических и противоэпидемических мероприятий находятся в зависимости от вида источников водоснабжения (подземных или поверхностных), проектируемых или используемых для питьевого водоснабжения, от степени их естественной защищенности и возможного микробного или химического загрязнения (п. 1.7 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидимиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Дирекцией по тепловодоснабжению - структурным подразделением Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО "РЖД" на основании лицензии КЕМ ** ВЭ, выданной **** на водозаборной скважине с паспортным ** (642) станции Ижморская, осуществляется добыча пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения.
В соответствии с п.4.5, 4.6 лицензионного договора, являющегося приложением ** к лицензии, недропользователь обязан выполнять установленные действующим законодательством и существующими стандартами (нормами, правилами) требования по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ; соблюдать требования по охране подземных вод в пределах зоны санитарной охраны водозаборных сооружений. Согласно указанным выше пунктам лицензионного договора, Дирекции предписывалось организовать в срок до **** зоны санитарной охраны стогового режима вокруг скважин, согласовать в срок до **** проект организации зон санитарной охраны с Кузбасснедрами по принадлежности и утвердить в администрации Ижморского района.
В нарушение вышеназванных требований законодательства на водозаборной скважине с паспортным ** станции Ижморская проект зон санитарной охраны не разрабатывался и с органами Роспотребнадзора не согласовывался, соответственно не определялся комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды для данного объекта.
Осуществление постоянной деятельности по забору подземных вод в нарушение обязательных требований вышеназванного законодательства на водозаборной скважине с паспортным ** (642) станции Ижморская влечет нарушение конституционных прав граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий их жизнедеятельности, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований законодательства в области охраны окружающей среды, а также на безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции при их производстве и реализации населению.
Тайгинский прокурор в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в судебное заседание не явился. Третье лицо о месте и времени судебно заседания извещено надлежащим образом.
Представитель ответчика Палухин А.С. в судебном заседании иск не признал, представил письменный отзыв, в котором указал, что в нарушение ст. 56 ГПК РФ истец не представил доказательств нарушения законодательства в сфере природопользования, так как проект зон зоны санитарной охраны водозаборной скважины с паспортным ** (642) станции Ижморская у ответчика имеется с 2007 года. Данный проект согласован с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту письмом ** от ****, экспертное заключение выдано главным врачом Кемеровского филиала ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту ****. Поэтому ни один довод истца не основан на законе и не подтверждается материалами дела.
Представитель ответчика также пояснил, что полагает иск не подлежащим удовлетворению еще и потому основанию, что иск предъявлен с пропуском срока исковой давности.
Выслушав пояснения представителя ответчика, исследовав материалы дела суд приходит к выводу, что иск удовлетворению не подлежит.
Судом установлено, что ответчику на праве собственности принадлежит насосная станция со скважиной с паспортным ** (642), расположенная на станции Ижморская Ижморского района Кемеровской области, что подтверждается свидетельством о регистрации права от ****.
На основании лицензии КЕМ ** ВЭ, выданной ****, на данной водозаборной скважине дирекцией по тепловодоснабжению - структурным подразделением Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО "Российские железные дороги" осуществляется добыча пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения.
В соответствии с п.4.5, 4.6 лицензионного договора, являющегося приложением ** к лицензии, ответчик на первом этапе пользования недрами (до ****) обязан был в срок до **** организовать зоны санитарной охраны строгого режима вокруг скважины в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения?", а в срок до **** согласовать с Кзбасснедра и ЦГСЭН по принадлежности проект организации зон санитарной охраны водозабора и утвердить его в администрации Ижморского района.
Ответчиком в ходе судебного разбирательства суд представлены проект зон санитарной охраны водозаборных скважин ОАО "РЖД" на участках "Станция Ижморская" и "Станция Иверка" для хозяйственно-питьевого водоснабжения объектов предприятия в Ижморском районе и экспертное заключение Кемеровского филиала ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту" ** от **** по проекту зон санитарной охраны, выполненному по распоряжению Западно-Сибирского территориального отдела ** от ****.
Как следует из представленного ответчиком проекта зон санитарной охраны, он был разработан ответчиком **** и включает
В соответствии с вышеуказанным экспертным заключением Кемеровского филиала ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту "Проект зон санитарной охраны водозаборных скважин ОАО "РЖД" на участках "Станция Ижморская", "Станция Иверка" для хозяйственно-питьевого водоснабжения объектов предприятия в Ижморском районе" соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения", СП 2.1.5.1059-01 "Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения".
Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что проект зон санитарной охраны принадлежащей ответчику водозаборной скважины с паспортным ** (642) станции Ижморская у ответчиком был разработан ****. Данные проект соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения", СП 2.1.5.1059-01 "Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения". Поэтому требование прокурора о возложении на ответчика обязанности разработать проект зон санитарной охраны скважины с паспортным ** (642) станции Ижморская и представления ее в органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора для согласования удовлетворению не подлежит, поскольку данные действия ответчиком уже совершены.
Вместе с тем, проект зон санитарной охраны скважины с паспортным ** (642) станции Ижморская был разработан с нарушением срока, установленного п. 4.6 лицензионного соглашения. Поэтому доводы прокурора о том, что ответчиком допущено бездействие являются обоснованными. Однако иск о признании данного бездействия ответчика незаконным предъявлен прокурором за пределами трехлетнего срока исковой давности, о применении которого заявлено ответчиком.
Ответчик разработал проект ****, а иск подан ****
В соответствии со ст. 196 общий срок исковой давности установлен в три года.
В силу п. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Новосибирска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья А.А. Буйлук
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.