Каргасокский районный суд Томской области в составе председательствующего судьи Фокина Р.А.,
при секретаре Жеравиной А.А.,
с участием представителя заявителя зам.прокурора Каргасокского района Томской области Шаховцевой И.В., представителя Думы Каргасокского района Томской области Протазова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Каргасок Томской области гражданское дело по заявлению Прокурора Каргасокского района Томской области о признании нормативного правового акта Думы Каргасокского района Томской области (приложения N 4 к решению N 102 от 21.12.2011) недействующим,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Каргасокского района Томской области обратился в Каргасокский районный суд с заявлением о признании недействующими нормы приложения N 4 к решению Думы Каргасокского района Томской области от 21.12.2011 N 102 "О бюджете муниципального образования "Каргасокский район" на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" в части установления Думы Каргасокского района к главным распорядителям средств бюджета муниципального образования "Каргасокский район", как противоречащей Конституции РФ, а также федеральному законодательству по следующим основаниям. Решение Думы Каргасокского района от 21.12.2011 N 102 "О бюджете муниципального образования "Каргасокский район" опубликовано в информационном справочнике Администрации Каргасокского района "Вестник администрации" N 38 за 2011 год. Согласно приложению N 4 к решению о бюджете, установлен перечень главных распорядителей средств бюджета муниципального образования Каргасокский район, из которого следует, что одним из главных распорядителей средств бюджета является Дума Каргасокского района. В силу ст. 6 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом. Исходя из приложения N 8 к решению - распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам классификации расходов бюджетов в ведомственной структуре расходов бюджета муниципального образования "Каргасокский район" на 2012 год, следует, что Дума Каргасокского района не распределяет бюджетные ассигнования между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств. Аналогичный вывод следует из приложения N 8.1 к решению - распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам классификации расходов бюджетов в ведомственной структуре расходов бюджета муниципального образования "Каргасокский район" на плановый период 2013 и 2014 годов, поскольку у Думы Каргасокского района также отсутствуют подведомственные распорядители и получатели бюджетных средств. Согласно ч. ч. 1, 2 Устава муниципального образования "Каргасокский район" Дума Каргасокского района состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на срок пять лет по мажоритарной избирательной системе. Численность депутатов Думы Каргасокского района составляет 16 человек. В силу ч. 4 ст. 27 Устава председатель Думы Каргасокского района осуществляет свои полномочия на постоянной профессиональной основе. Остальные депутаты Думы осуществляют свои полномочия на непостоянной основе. Аппарат Думы Каргасокского района состоит из 2 служащих - председателя Думы Каргасокского района и специалиста 2 категории. Таким образом, у представительного органа отсутствуют подведомственные распорядители и получатели бюджетных средств, следовательно, Дума Каргасокского района не может быть главным распорядителем бюджетных средств. В этой связи прокурор просит признать недействующими нормы приложения N 4 к решению Думы Каргасокского района от 21.12.2011 N 102 "О бюджете муниципального образования "Каргасокский район" на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" в части установления Думы Каргасокского района к главным распорядителям средств бюджета муниципального образования "Каргасокский район".
В судебном заседании заместитель прокурора Каргасокского района Шаховцева И.В. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. Дополнительно пояснила, что Дума Каргасокского района не имеет подведомственных получателей бюджетных средств, а потому в силу ст. 6 БК РФ не может являться главным распорядителем бюджетных средств. Считает надуманными доводы представителей Думы о том, что исключение Думы из числа главных распорядителей приведет к потере финансовой независимости последней, поскольку расходы Думы предусмотрены в смете расходов на соответствующих год и как получатель бюджетных средств Дума имеет право согласно ст. 162 БК РФ на составление этой сметы. Полагает, что главным распорядителем бюджетных средств по отношению к Думе должна выступать Администрация Каргасокского района.
Председатель Думы Каргасокского района Томской области Протазов В.А. заявленные требования не признал, пояснив, что если удовлетворить требования прокурора, то это приведет к подчинению Думы района другому главному распорядителю бюджетных средств. Если Администрация Каргасокского района будет распорядителем бюджетных средств, то Дума будет ограничена финансово, кроме того потеряет свою самостоятельность. В связи с тем, что в Думе часто проводятся как плановые, так и не плановые собрания, на которых должны присутствовать депутаты, а депутаты могут находиться в разных населенных пунктах, для этого выделяются деньги на их проезд. В том случае, когда не хватает денег, Дума, являясь главным распределителем бюджетных средств, выделяет бюджетные средства на эти нужды. Финансовый контрольный орган создан на основании решения Думы Каргасокского района N 18 в 2005 году. Этот орган является органом местного самоуправления без организации юридического лица, формируется в составе Думы и финансируется по смете, которая утверждается председателем Думы.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В ст. 132 Конституции РФ закреплено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Согласно абз. 36 ст. 6 Бюджетного Кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В силу п. 1 ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, а также формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств.
В абз. 38. ст. 6 БК РФ указано, что получателем бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В качестве участников бюджетного процесса ст. 152 БК РФ устанавливает наряду с прочими органы государственного (муниципального) финансового контроля а также главных распорядителей бюджетных средств.
При этом в п. 4 указанной статьи определено, что особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся органами местного самоуправления, устанавливаются настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а также в установленных ими случаях муниципальными правовыми актами местных администраций.
Таким образом, муниципальными правовыми актами могут быть установлены особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса.
Органы местного самоуправления согласно п. 5 ст. 3 БК РФ принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом.
К бюджетным полномочиям муниципальных образований в силу п. 1 ст. 9 БК РФ относятся, в том числе составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета
Законодательные (представительные) органы рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением соответствующих бюджетов, осуществляют другие полномочия в соответствии с настоящим Кодексом и иными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации (п. 1 ст. 153 БК РФ).
Из материалов дела следует, что решением Думы Каргасокского района от 21.12.2011 N 102 "О бюджете муниципального образования "Каргасокский район" на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" в приложении N 4 Дума Каргасокского района отнесена к главным распорядителям средств бюджета муниципального образования "Каргасокский район". Указанное решение Думы опубликовано в информационном справочнике Администрации Каргасокского района "Вестник администрации" N 38 за 2011 год.
Данное решение N 102 от 21.12.2011 принято Думой Каргасокского района в пределах предоставленных ей законом полномочий, опубликовано в установленном порядке и является действующим нормативным правовым актом муниципального уровня.
Согласно ч. 15 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" расходы на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации. Управление и (или) распоряжение представительным органом муниципального образования или отдельными депутатами (группами депутатов) в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе его исполнения не допускаются, за исключением средств местного бюджета, направляемых на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования и депутатов.
В соответствии с п. 1 ст. 24 Устава Муниципального образования "Каргасокский район", утвержденного решением Думы Каргасокского района N 203 от 13.02.2007, Дума Каргасокского района входит в структуру органов местного самоуправления.
Расходы на обеспечение деятельности Думы Каргасокского района предусматриваются в бюджете муниципального образования "Каргасокский район" отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации (ч. 16 ст. 25 Устава Муниципального образования "Каргасокский район").
Согласно ст. 1 Положения об органе муниципального финансового контроля Каргасокского района, утвержденного решением Думы Каргасокского района от 10.08.2011 N 78, Контрольный орган Каргасокского района является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется Думой Каргасокского района и ей подотчетен; обладает организационной и функциональной независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно; является органом местного самоуправления, не обладает правами юридического лица и финансируется за счет средств, предусмотренных в смете Думы Каргасокского района.
В ст. 21 данного Положения установлено, что финансовое обеспечение деятельности Контрольного органа Каргасокского района предусматривается в объеме, позволяющем обеспечить возможность осуществления возложенных на него полномочий. Расходы на обеспечение деятельности Контрольного органа Каргасокского района предусматриваются в бюджете муниципального образования "Каргасокский район" в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации. Контроль за использованием Контрольным органом бюджетных средств и муниципального имущества осуществляется на основании решений Думы Каргасокского района.
Из пояснений представителей Думы Каргасокского района, а также представленных документов (реестр расходных обязательств, сметы расходов на 2012-2014 годы, росписи расходов Думы Каргасокского района, л.д. 198-204) следует, что финансирование Контрольного органа Каргасокского района осуществляется в составе средств по смете, выделенных Думе Каргасокского района, которая распределяет эти средства для обеспечения функционирования Контрольного органа.
Анализируя вышеуказанные требования нормативных правовых актов, полномочия органов местного самоуправления и их правовое положение в области бюджетного процесса, суд приходит к выводу, что Дума Каргасокского района как участник бюджетного процесса и представительный орган местного самоуправления в рамках предоставленных ей законом полномочий приняло решение N 102 от 21.12.2011 "О бюджете муниципального образования "Каргасокский район" на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов". При этом суд не усматривает нарушений (противоречий) закону (ст. 6 БК РФ) положений приложения N 4 к оспариваемому решению в части установления Думы Каргасокского района главным распорядителем средств бюджета муниципального образования "Каргасокский район", поскольку рассмотрение и утверждение соответствующего бюджета, а также особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся органами местного самоуправления, устанавливаются муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (п. 4 ст. 152, п. 1 ст. 153 БК РФ).
Кроме того, Контрольный орган Каргасокского района как орган местного самоуправления входящий в состав Думы Каргасокского района является получателем средств муниципального бюджета, распределяемых Думой Каргасокского района. Следовательно, Дума Каргасокского района отвечает требованиям, предъявляемым ст. 6 БК РФ к главному распорядителю бюджетных средств, поскольку имеет подведомственного получателя бюджетных средств (Контрольный орган Каргасокского района). Поэтому доводы прокурора в заявлении о том, что Дума Каргасокского района не распределяет бюджетные ассигнования между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств нельзя признать обоснованными.
На основании ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
С учетом изложенного, поскольку оспариваемое решение Думы Каргасокского района Томской области (приложение N 4 к решению N 102 от 21.12.2011) в части установления Думы Каргасокского района Томской области в качестве главного распорядителя средств бюджета муниципального образования "Каргасокский район", не противоречит действующему законодательству, принято Думой в пределах предоставленных ей законом полномочий, в удовлетворении заявления прокурора должно быть отказано.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Прокурора Каргасокского района Томской области о признании недействующими нормы приложения N 4 к решению Думы Каргасокского района Томской области N 102 от 21.12.2011 "О бюджете муниципального образования "Каргасокский район" на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" в части установления Думы Каргасокского района Томской области главным распорядителем средств бюджета муниципального образования "Каргасокский район", оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи жалобы через Каргасокский районный суд.
Судья Фокин Р.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.