Колпашевский городской суд Томской области в составе:
председательствующего Ольховской Е.В.
с участием помощника Колпашевского городского прокурора Вихрова А.С.,
а также представителя Администрации Колпашевского городского поселения, Смыченко А.М., действующего на основании доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия один год,
при секретаре Стариковой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Колпашевского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Колпашевского городского поселения о понуждении к совершению действий по устранению нарушений природоохранного законодательства и ликвидации несанкционированных мест размещения бытовых отходов и мусора,
УСТАНОВИЛ:
Колпашевский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц о понуждении Администрации Колпашевского городского поселения к совершению действий по устранению нарушений природоохранного законодательства и ликвидации несанкционированных мест размещения бытовых отходов и мусора.
В обосновании заявленных требований указал, что проверкой исполнения законодательства Российской Федерации в сфере обращения с отходами на территории Колпашевского городского поселения, проведенной Колпашевской городской прокуратурой в 21 сентября 2012 года, выявлены нарушения законодательства, выразившиеся в следующем, Администрация Колпашевского городского поселения обязана при выявлении фактов несанкционированного размещения отходов (свалок) выполнять мероприятия по очистке территории от мусора. Администрацией муниципального образования "Колпашевское городское поселение", в нарушение вышеуказанных требований законов, не предпринимаются достаточные меры по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории поселения. Проверкой установлены многочисленные нарушения природоохранного законодательства, в частности выявлено следующее.
1. В рамках проведения проверки была выявлена не санкционированная свалка бытовых и строительных отходов 4,5 класса опасности (пластиковые пакеты, пластиковые и стеклянные бутылки, картон, древесные отходы от разбора хозяйственных построек, ветки от деревьев, ботва от овощных растений / картофель, огурцы, помидоры/, пришедшая в негодность бытовая техника, мебель и др. отходы), расположенная в 1 м от северной и северо-западной границы земельного участка находящегося по адресу: г. Колпашево, ул. Тимирязева, 135. Общая площадь несанкционированного размещения вышеуказанных отходов 300 м кВ. ( 5 м*10 м) + (25 м 8 10 м), с общим объемом отходов около 60 м.куб. ( 300 м. кВ. * 0,20 м);
2. Несанкционированная свалка твердых бытовых и строительных отходов 4,5 класса опасности ( пластиковые пакеты, пластиковые и стеклянные бутылки, картон, шлак перемешанный с грунтом от уборки улиц города, древесные отходы от разбора хозяйственных построек, ветки от деревьев, ботва от овощных растений / картофель, огурцы, помидоры/, пришедшая в негодность бытовая техника и мебель и др. отходы), расположенная в 70 м. на северо -запад от северо -западной границы земельного участка находящегося по адресу: г. Колпашево, ул. Тимирязева, 135. Общая площадь несанкционированного размещения вышеуказанных отходов 2000 м. кВ. ( 50 м * 40 м.), с общим объемом отходов около 60 м. куб. ( 2000 м. кв. * 0,03 м.);
3. Несанкционированная свалка твердых бытовых и строительных отходов 4, 5 класса опасности ( пластиковые пакеты, пластиковые и стеклянные бутылки, картон, отходы черных металлов, ветки от деревьев, ботва от овощных растений / картофель, огурцы, помидоры/, пришедшая в негодность бытовая техника и др. отходы), расположенная в 10 м. на север от северной границы земельного участка находящегося по адресу: г. Колпашево, пер. Цветочный, 26. Общая площадь несанкционированного размещения вышеуказанных отходов 105 кв.м. ( 15 м. * 7 м.), с общим объеме отходов около 15 м. куб. ( 105 м. кв. * 0,15 м.);
4. Несанкционированная свалка твердых бытовых и строительных отходов 5 класса опасности ( пластиковые пакеты, пластиковые и стеклянные бутылки, ветки от деревьев, ботва от овощных растений /картофель, огурцы, помидоры/, пришедшая в негодность мебель и др. отходы), расположенная в 10 м. на север от северной границы земельного участка находящегося по адресу: г. Колпашево, ул. Кирова, 102. Общая площадь несанкционированного размещения вышеуказанных отходов 100 м.кв. ( 10 м.* 10 м.), с общим объемом отходов около 5 м. куб. ( 100 м. кв. * 0,05 м.);
5. несанкционированная свалка твердых бытовых и строительных отходов 4,5 класса опасности ( пластиковые пакеты, пластиковые и стеклянные бутылки, картон, отходы черных металлов, древесные отходы от разбора хозяйственных построек, ветки от деревьев, ботва от овощных растений / картофель, огурцы, помидоры/, пришедшая в негодность бытовая техника и др. отходы/, пришедшая в негодность бытовая техника и др. отходы), расположенная в 15 м. на север от северной границы земельного участка расположенная в 15 м. на север от северной границы земельного участка находящегося по адресу: г. Колпашево, ул. Гроховского, 56. Общая площадь несанкционированного размещения вышеуказанных отходов 875 м.кв. ( 25 м. * 35 м.), с общим объемом отходов около 25 м. куб. ( 875 м. кВ. * 0,03 м.).
Размещение бытовых отходов и мусора, на указанных выше земельных участках находящихся в границах территории поселения, стало возможным из-за ненадлежащей организации в муниципальном образовании сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на земли, отведенные для их утилизации.
Неприятие администрацией поселения мер по ликвидации указанных свалок, является несоблюдением требований действующего законодательства и ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку данного поселения, чем нарушается гарантированное ст. 42 Конституцией Российской Федерации право каждого на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании Вихров А.С. требования, заявленные прокурором, поддержал, пояснил, что складирование бытовых отходов и мусора на почву запрещено, поскольку наносит вред окружающей среде. Организация сбора и вывоза мусора в соответствии с действующим законодательством относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Представитель ответчика Смыченко А.М., действующий на основании доверенности, с доводами заявления не согласился, представив в суд письменное пояснение, суть которого сводиться к следующему: В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отношения в области обращения с биологическими отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
Согласно части 4 той же статьи, в случае, если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии со статьёй 42 Земельного Кодекса Российской Федерации, в собственник земельного участка обязан: соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Исходя из системного анализа указанных норм, обязанность по утилизации отходов лежит на собственнике отходов. В случае если собственника отходов установить не возможно, обязанность по утилизации отходов может быть наложена на собственника (землепользователя) земельного участка на котором расположены отходы как на лицо ответственное за надлежащее содержание земельного участка.
Наложение обязанности на Администрацию Колпашевского городского поселения по утилизации отходов, которые не находятся в собственности Администрации Колпашевского городского поселения не только является вмешательством в деятельность органов местного самоуправления, но и может повлечь нарушение прав собственников отходов.
Таким образом, требование прокурора о возложении обязанности на Администрацию Колпашевского городского поселения ликвидировать несанкционированные места размещения бытовых, строительных отходов и мусора расположенных в границах МО "Колпашевское городское поселение", является неправомерным вмешательством в деятельность Администрации Колпашевского городского поселения. В связи с чем, просят отказать в удовлетворении искового заявления Колпашевского городского прокурора к Администрации Колпашевского городского поселения в полном объеме
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 17 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека. Одним из неотчуждаемых прав человека является право каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции Российской Федерации).
Часть 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Федеральный закон N 52-ФЗ) устанавливает, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона N 52-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счёт собственных средств.
Статья 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" прямо запрещает размещение (хранение и захоронение) отходов на объектах, не внесённых в государственный реестр объектов размещения отходов, а так же на территориях городских и других поселений.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к числу принципов охраны окружающей среды названа ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, а также обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления.
Частью 1 ст. 51 Федерального закона N 7-ФЗ, установлено, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 13 Федерального закона N 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами, на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 1 ст. 8 Федерального закона N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Пунктом 18 ч. 1 ст. 9 Устава муниципального образования "Колпашевское городское поселение", так же установлено, что к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Система санитарной очистки должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (п. 1.2 Санитарных правил содержания населенных мест. СанПиНN:42-128-4690-88, утвержденных Минздравом СССР 5 апреля 1988 года.).
Факт наличия свалок в указанных в заявлении местах подтвержден представленной фототаблицей, составленной помощником прокурора при выявлении факта нарушения законодательства (л.д.23-27). Представитель ответчика не отрицал наличия свалок бытовых отходов и мусора в указанных прокурором местах, однако указал, что обязанность по утилизации лежит на собственнике отходов.
Лица, разместившие отходы в указанных местах установлены не были. В ходе рассмотрения дела такие сведения также не были представлены суду участвующими в деле лицами, в том числе и ответчиком Администрацией Колпашевского городского поселения.
Согласно сведениям Федеральной Службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ земельные участки, а именно:
1. Томская область, Колпашевский район, г. Колпашево. В 15 метрах на север от северной границы земельного участка по ул. Гроховского, 56;
2. Томская область, Колпашевский район, г. Колпашево, в 10 метрах на север от северной границы земельного участка по ул. Кирова, 102;
3. Томская область, Колпашевский район, г. Колпашево, в 10 метрах на север от северной границы земельного участка по пер. Цветочный, 26;
4. Томская область, Колпашевский район, г. Колпашево, в 1 метре от северной, северо-западной границы земельного участка по ул. Тимирязева, 135;
5. Томская область, Колпашевский район, г. Колпашево, в 70 метрах на северо-запад от северо-западной границы земельного участка по ул. Тимирязева, 135;
в муниципальной собственности муниципального образования "Колпашевское городское поселение" не значатся.
Однако данные сведения опровергаются Уставом Колпашевского городского поселения, утвержденного решением Совета Колпашевского городского поселения "адрес" ДД.ММ.ГГГГ.
Ввиду невозможности установления лиц, виновных в размещении отходов в вышеизложенных местах и обязанных обеспечить уборку данных территорий, обязанность по ликвидации несанкционированных объектов размещения бытовых отходов на указанных территориях должна быть возложена на Администрацию Колпашевского городского поселения г. Колпашево, поскольку осуществление организации сбора и вывоза бытовых отходов входит в компетенцию данных лиц в соответствии со ст. 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды", ст. 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", ст. 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 18 ч. 1 ст. 9 Устава муниципального образования "Колпашевское городское поселение".
Из приложенных в деле заключений главного специалиста Комитета Охраны окружающей среды Департамента ПР и ООС ТО следует, что по вышеуказанным в заявлении прокурора адресам были проведены рейдовые проверки, соблюдения требований природоохранного законодательства РФ на территории Колпашевского района в области обращения с отходами, которыми было выявлено несанкционированная свалка бытовых, древесных отходов, отходов черного метала, строительных отходов, в границах Колпашевского городского поселения ( л.д.8-12).
Допущенные нарушения повлекли за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, заключающееся в праве каждого на благоприятную окружающую среду, в выборе каждым среды обитания. Допущенные поселением нарушения создают угрозу здоровью граждан, проживающих на указанных территориях.
Согласно положениям, закрепленным в ст.9 и ст.42 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Прокурор на основании ч.1 ст.45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Таким образом, заявление прокурора о понуждении к совершению действий по устранению нарушений природоохранного законодательства и ликвидации несанкционированных мест размещения бытовых отходов и мусора является мотивированным, обоснованным, основанном на законе и подлежащим удовлетворению.
На основании Конституции РФ, ст. 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды", ст. 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", ст. 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Колпашевского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Колпашевского городского поселения о понуждении к совершению действий по устранению нарушений природоохранного законодательства и ликвидации несанкционированных мест размещения бытовых отходов и мусора, удовлетворить.
Возложить обязанности на Администрацию Колпашевского городского поселения устранить выявленные нарушения природоохранного законодательства, путём ликвидации несанкционированных мест размещения бытовых, строительных отходов и мусора расположенных в границах МО "Колпашевское городское поселение" не позднее 1-ого месяца со дня вступления в законную силу решения суда, по адресам:
- в 1 м. от северной и северо-западной границы земельного участка находящегося по адресу: г. Колпашево, ул. Тимирязева, 135, на площади 300 м.кв. в объеме 60 м. куб;
- в 70 м. на северо-запад от северо-западной границы земельного участка находящегося по адресу: г. Колпашево, ул. Тимирязева, 135, на площади в 2000 м. кв. в объеме 60 м. куб;
- в 10 м. на север от северной границы земельного участка находящегося по адресу: г. Колпашево, пер. Цветочный, 26, на площади в 105 м. кВ. в объеме 15 м. куб;
- в 10 м. на север от северной границы земельного участка находящегося по адресу: г. Колпашево, ул. Кирова, 102, на площади в 100 м.кв. в объеме 5 м. куб;
- в 15 м. на север от северной границы земельного участка находящегося по адресу: г. Колпашево, ул. Гроховского, 56, на площади в 875 м.кв. в объеме 25 м. куб.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 1 месяца со дня вынесения решения.
Судья: Е.В. Ольховская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.