Колпашевский городской суд Томской области в составе:
Председательствующего Ольховской Е.В.,
при секретаре Стариковой И.В.,
с участием: представителей истца - Смоленцевой Л.С. действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя истца -Ячменёвой Г.Н.,
представителя ответчика ФИО8, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Ефименко А.С. к Администрации МО "Чажемтовское сельское поселение" об отмене распоряжения Главы Чажемтовского сельского поселения "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "Об отказе в принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", включении в список внеочередного предоставления жилого помещения, как вдову и члена семьи умершего ветерана-участника ВОВ Е., в связи с нуждаемостью в улучшении жилищных условий,
УСТАНОВИЛ:
Ефименко А.С. обратилась в Колпашевский городской суд с иском к Администрации МО "Чажемтовское сельское поселение" об отмене распоряжения Главы Чажемтовского сельского поселения "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "Об отказе в принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", включении в список внеочередного предоставления жилого помещения, как вдову и члена семьи умершего ветерана-участника ВОВ Е., в связи с нуждаемостью в улучшении жилищных условий.
В обоснование заявленных требований в иске указала, что она является вдовой участника Великой отечественной войны Е., ДД.ММ.ГГГГг.р., умершего ДД.ММ.ГГГГ Брак между ней и Е. был зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ, после смерти мужа она в повторный брак не вступала.
ДД.ММ.ГГГГ обращалась с исковым заявлением в суд с просьбой обязать Администрацию Чажемтовского сельского поселения включить её в список внеочередного предоставления жилого помещения, как вдову и члена семьи умершего ветерана-участника ВОВ Е., в связи с нуждаемостью в улучшении жилищных условий, в соответствии с п. 54 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "для инвалидов и других маломобильных групп населения, пользующихся в связи с заболеванием креслами-колясками, отдельные занимаемые ими жилые помещения (квартира, комната) по заявлению граждан и на основании представления соответствующих заболеванию медицинских документов могут быть признаны комиссией непригодными для проживания граждан и членов их семей".
Решением Колпашевского городского суда от 04.06.2012г. в иске к Администрации Чажемтовского сельского поселения было отказано в связи с тем, что ответчик обращения с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ о выделении ей благоустроенного жилья или субсидии на приобретения благоустроенного жилья отказал в форме простого письма, не вынося распорядительного акта.
ДД.ММ.ГГГГ она вновь обратилась с заявлением в Администрацию Чажемтовского сельского поселения с аналогичной просьбой признать её квартиру в "адрес" непригодной для проживания применительно к тому, что она является инвалидом первой группы по зрению и по общему заболеванию, пользуется креслом-коляской и принять её на учет, как нуждающуюся в улучшении жилищных условий.
Распоряжением Главы поселения М. от ДД.ММ.ГГГГ N ей отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма без указания причины отказа, только со ссылкой на п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ и на ЗТО от ДД.ММ.ГГГГ N "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", которыми руководствовался Глава при вынесении вышеуказанного Распоряжения.
По её заявлению с просьбой проверить законность вынесения вышеуказанного
распоряжения единолично Главой Чажемтовского сельского поселения, без ссылки на заседание жилищной комиссии, Колпашевской городской прокуратурой проводилась
проверка. По результатам проверки вынесено заключение (письмо от ДД.ММ.ГГГГ), из
которого следует, что "нарушений Жилищного кодекса, связанных с рассмотрением
вопроса о признании Вас (Ефименко А.С.), нуждающейся в жилом помещении при
рассмотрении обращения по вопросу постановки на учет в качестве нуждающейся в
жилом помещении, в действиях главы Чажемтовского сельского поселения не установлено. Согласно пояснениям главы Чажемтовского сельского поселения решения о
принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении принимает глава
поселения, какой либо комиссионный орган для решения данных вопросов не создавался,
В соответствии с ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в
жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления. В Чажемтовском
сельском поселении таким органом является глава поселения. В соответствии с уставом
поселения решения главы поселения принимаются в форме распоряжений или
постановлений".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Ефименко А.С. действительно является вдовой ветерана-участника ВОВ Е., инвалидом первой группы.
С отказом Главы поселения М.. от ДД.ММ.ГГГГ в принятии её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не согласна по следующим основаниям.
В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную
силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда.
Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при
рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Инвалидность ей установлена с 2005 года по общему заболеванию и по зрению: перенесла инфаркт, микроинсульт, произошла частичная парализация правой стороны, плохо стала ходить, правая рука малоподвижная, утрата зрения на 95%.
Она со своим мужем и вместе с родителями в 1930-х годах были по политическим мотивам высланы с "адрес". Познакомились с ним до войны, брак зарегистрировали ДД.ММ.ГГГГ. В сентябре 1942 года мужа призвали в Советскую Армию, вернулся с войны в октябре 1945г., жили сначала в д. "адрес" в ветхом заброшенном доме, потом построили свой дом. Когда в деревне колхоз перестал существовать и не стало работы, пришлось бросить дом и переехать жить в д. "адрес". Там жили в доме от совхоза " "данные изъяты"". В 1968 году они с мужем ушли на пенсию, к тому времени деревня "данные изъяты" распалась и в 1983г. переехали жить в "адрес".
В поселке "адрес" с разрешения директора совхоза " "данные изъяты"" вселились в пустующую квартиру в неблагоустроенном двухквартирном доме по адресу: "адрес", в котором ранее проживала семья Ж.., бригадира льнозавода. Этот дом был построен еще для работников льняного завода, который существовал в "адрес" до N года. В N году дом ремонтировал совхоз " "данные изъяты"", но на момент его продажи, т.е. на ДД.ММ.ГГГГ год строение было уже ветхое, так как директор совхоза продал его за "данные изъяты" руб. В доме печное отопление, нет воды, слива и туалета, колонка находится в "данные изъяты" метрах от дома.
В октябре ДД.ММ.ГГГГ., когда начались холода, и она уже не смогла сама топить печь, носить дрова и воду, на время выехала к дочери Смоленцевой Л.С. Всему дому требуется капитальный ремонт, так как стропило сгнили, крыша накренились, грозит обвалом на потолок, печь просела, накренилась, топится с дымом, нижние бревна, бревна под окнами оконные блоки прогнили. Дом очень холодный, пол местами прогнил. Если ремонтировать дом, то надо вкладывать денежные средства двум хозяевам, у неё нет материальных средств, нет физических сил и нет здоровья.
В судебном заседании представитель истца, действующая по доверенности Смоленцева Л.С. исковые требования поддержала в полном объёме и просила их удовлетворить.
В судебном заседании представитель истца - адвокат, действующая по ордеру Ячменёва Г.Н. исковые требования поддержала в полном объёме дополнительно пояснив, что ООО " "данные изъяты"" составлен отчёт N об определении износа жилой квартиры по адресу "адрес" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Согласно выводам, накопленный износ жилого дома, расположенного по адресу "адрес" составляет N,00%.
За всю жизнь муж истицы, как участник ВОВ, и она, как ветеран ВОВ и ветеран труда, не получили от государства хорошего жилья, только в период репрессий отобрали единственное добротное жилье.
В связи с тем, что Ефименко А.С. является инвалидом первой группы по зрению и по общему заболеванию, по состоянию здоровья нуждается в инвалидной коляске, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, выдаваемой Федеральными Государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, её ответчик мог и должен был признать нуждающейся в улучшении жилищных условий, с учетом того, что её неблагоустроенная квартира не оборудована специальными средствами для передвижения на коляске, а также не оборудована спусками для коляски, т.е. квартира является непригодной для проживания применительно к состоянию здоровья.
Согласно Закону Томской области от 06.06.2006г. N 116-03 (в редакции от 29.01.2010г.) "О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов", формой социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, является социальная выплата, предоставляемая им для приобретения (строительства) жилых помещений в собственность.
В соответствии со ст. 4 вышеуказанного Закона Томской области, органы местного самоуправления муниципальных образований наделены полномочиями по формированию отдельной очереди из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона. Очередь формируется в той же хронологической последовательности, в какой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При формировании очереди учитывается право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, ранее установленное жилищным законодательством.
В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008г. (в редакции от 09.01.2011) Администрация Чажемтовского сельского поселения обязана была включить истца в список внеочередного предоставления жилья, как члена семьи умершего участника ВОВ в связи с тем, что она в силу своего возраста и инвалидности уже не может проживать в ветхом доме, его ремонтировать и переоборудовать для проживания как лицо, имеющее нарушение опорно-двигательного аппарата.
Представитель ответчика Администрации МО Чажемтовского сельского поселения -Коленова А.В. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что в Администрацию поступило заявление от ДД.ММ.ГГГГ от гражданки Ефименко А.С. о принятии на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении. Согласно ст. 51 ЖК РФ основаниями признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, п. 3 ст. 1 данного кодекса гласит о том, что граждане должны проживать в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требований. Ответчик соответственно вынесли отказ, в принятии истца в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании ст. 54 ЖК РФ ч. 1 п. 2., так как были представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, т.е. истец не предоставил документ подтверждающий, что жилое помещение признано не пригодным. Мы приложили письмо, где объяснили, чтобы признать жилое помещение не пригодным для проживания, нужно обратиться комиссию, созданную в сельском поселении, по признаю жилых домов муниципального образования не пригодными для проживания, так же пояснили, что к указанному заявлению необходимо приложить пакет документов. Затем нам всё таки пришло в комиссию заявление, но не были приложены соответствующие документы. Поэтому комиссия данное заявление рассматривать не стала. Они руководствуются в своей деятельности постановлением правительства N 47, в котором установлен порядок признания жилого помещения не пригодным, в частности, там сказано, что органы местного самоуправления, создают комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. Так же они могут принимать решения о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории пригодными или не пригодными для проживания. Так как истец не предоставил соответствующих документов, ему было направлено соответствующее письмо. На основании вышеизложенного, просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Заслушав представителей истца, свидетелей, исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также взаимную связь доказательств представленных сторонами и исследованных в судебном заседании в их совокупности, суд принял решение в соответствии с ч.3, ст.196 ГПК РФ в рамках заявленных истцом требований, поскольку именно истец вправе определять предмет и основание иска.
Основанием иска являются обстоятельства, на которые истец ссылается, обосновывая свои материальные требования. Предмета иска представляет собой материально-правовые требования, которые возможны в двух формах:
1) изменение способа защиты субъективного права;
2) изменение предмета спора.
ДД.ММ.ГГГГ истец Ефименко А.С. обращалась в Колпашевский городской суд с иском к Администрации Чажемтовское сельское поселение об обязании Администрации Чажемтовского сельского поселения "адрес" включить её в список внеочередного предоставления жилого помещения, как вдову и члена семьи умершего ветерана-участника ВОВ Е., в связи с нуждаемостью в улучшении жилищных условий.
Решением Колпашевского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ в иске Ефименко А.С. отказано.
Согласно апелляционному определению судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 17.08.2012 года решение Колпашевского городского суда от 04.06.2012 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба Ефименко А.С. без удовлетворения.
03.10.2012 г. Ефименко А.С. опять обращается с исковым заявлением, изменив основание иска и просит об отмене распоряжения Главы Чажемтовского сельского поселения "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "Об отказе в принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", включении в список внеочередного предоставления жилого помещения, как вдову и члена семьи умершего ветерана-участника ВОВ Е., в связи с нуждаемостью в улучшении жилищных условий.
При такой форме подачи иска, применить п.п.2, п.1, ст.134 ГПК РФ у суда не было оснований.
Разрешая требования истца, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.2, ст.61 ГПК РФ Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
В соответствии с п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" под судебным постановлением, указанным в части 2 статьи 61 ГПК РФ, понимается любое судебное постановление, которое согласно части 1 статьи 13 ГПК РФ принимает суд (судебный приказ, решение суда, определение суда).
Решением Колпашевского городского суда от 04.06.2012 г., вступившем в законную силу 17.08.2012 года установлено, что истец Ефименко А.С. вдова участника Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. - Е. и инвалид "данные изъяты" группы. Также установлено, и не отрицается сторонами на момент рассмотрения настоящего дела, что Ефименко А.С. проживает в квартире, расположенной по адресу: "адрес". Данная квартира принадлежит ей на праве собственности, о чём ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство о государственной регистрации права.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Ефименко А.С. обратилась в Администрацию Чажемтовского сельского поселения с заявлением о принятии на учёт в качестве нуждающейся (л.д. 16).
От ответчика в адрес истца было направлено распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ N, согласно которому ей было отказано в принятии на учёт со ссылкой на п.2, ч.1, ст.54 ЖК РФ (представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях) (л.д.17).
ДД.ММ.ГГГГ Ефименко А.С. обращается с заявлением в комиссию по признанию жилых домов непригодными для проживания, после чего ей опять отказывают в принятии со ссылкой на закон.
В адрес истца были направлены письма-разъяснения от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, в которых подробно описано, как, куда и с какими документами необходимо обращаться и как действовать.
Согласно п.6 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 02.08.2007) "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" Многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
Частью 2 статьи 52 ЖК РФ предусмотрено, что граждане, указанные в ст. 49 ЖК РФ, вправе состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, в частности, как относящиеся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации категории граждан; согласно ч. 3 данной нормы принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Таким образом, для постановки граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях необходимо установить, относятся ли граждане к категории лиц, указанных в ст. 49 ЖК РФ, и могут ли данные лица быть признаны нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, указанным в ст. 51 ЖК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
На основании ч. 2 данной статьи вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Указом Президента Российской Федерации N 714 от 07.05.2008 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5-ФЗ предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 21 Закона о ветеранах супруге погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей в повторный брак, меры социальной поддержки предоставляются независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы.
Согласно пункту 1 статьи 23.2 названного Закона о ветеранах Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 данного Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 этого же Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в пункте 3 статьи 23.2 гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 11 статьи 23.2).
В части первой статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон об инвалидах) предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
На территории Томской области в целях реализации прав перечисленных лиц принят Закон Томской области от 06.06.2006 N 116-03 (в редакции от 29.01.2010) "О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов". Данный Закон в соответствии со статьей 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", статьей 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 N 614 "Об утверждении Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов" определяет форму и порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года ( в ред. Закона Томской области от 29.01.2010 N 1-03).
Системное толкование содержания перечисленных нормативных актов свидетельствует о том, что льготные категории граждан, в том числе и члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, члены семей, инвалиды вправе рассчитывать на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем лишь при условии, если они могут быть отнесены к нуждающимся в жилом помещении, по правилам, установленным статьями 49 - 52 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Между тем согласно пунктам 1, 2, 3 и 4 части 1, части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Статьёй 52 указанного кодекса предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В ходе судебного разбирательства пояснениями сторон, а также письменными обращениями к Администрации установлено, что Ефименко А.С. действительно обращалась с заявлениями о постановке её на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, указывая в качестве основания для такой постановки на то, что она является вдовой ветерана ВОВ и инвалидом, что к числу оснований нуждаемости, предусмотренных статьёй 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, не относится.
Из материалов дела следует, что истец указывает в своих обращениях к Администрации, а также суду на неблагоустроенность дома, где расположена квартира, нахождение дома в ветхом состоянии. Данное обстоятельство Ефименко А.С. пыталась подтвердить отчётом N об определении износа квартиры по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в N %.
Действительно, в силу пункта 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Ч. 1 ст. 52 ЖК Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Ч. 4 ст. 15 ЖК Российской Федерации определено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии.
В силу п. 52 указанного Постановления решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.
Следовательно, граждане вправе оспорить в судебном порядке как действия, так и бездействие межведомственной комиссии и органа местного самоуправления по принятию решений, связанных с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В материалы дела, представителем ответчика предоставлены копии документов, согласно которым такая комиссия создана, разработано положение о комиссии.
Приведённые Ефименко А.С. доказательства технического состояния квартиры, а также её износа в 81,13%, не могут быть приняты судом как доказательство непригодности квартиры истца для проживания, поскольку они с учётом приведённых положений закона недопустимы как средства доказывания данного факта (статья 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище (статья 2 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 42 Положения, пункта 5 Положения о Комиссии по признанию жилых домов (жилых помещений) в муниципальном образовании Чажемтовское сельское поселение непригодными для проживания, утверждённого постановлением главы Чажемтовского сельского поселения N 10 от 09.02.2009 основанием проведения оценки соответствия помещения для проживания, а также признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является заявление собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо заключение органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Межведомственная комиссия является самостоятельно действующим органом, рассматривает заявления, поданные в её адрес перечисленными выше лицами. Решение Комиссии является в силу пунктов 48-50 Положения основанием для принятия органом местного самоуправления решения по заявлению граждан о постановке их на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении и прилагается к такому заявлению.
Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма, утвержденные приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 25.02. 2005 N 18, разработаны и приняты в целях реализации положений части 7 статьи 13, частей 2 и 5 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Данные нормы устанавливают полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также органов местного самоуправления по установлению размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилыхпомещений муниципального жилищного фонда, предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Указанный нормативный акт носит рекомендательный характер, устанавливает примерный перечень документов, которые гражданин прилагает к заявлению о принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Вместе с тем в соответствии с требованиями части 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации при принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилье должны быть предоставлены документы, предоставляющие право состоять на учете. Следовательно, при обращении Ефименко А.С. в Администрацию с заявлением о постановке её на учёт в качестве нуждающейся 15.06.2012 г. в предоставлении жилого помещения, она обязана была в силу указанной нормы приложить к нему и решение межведомственной комиссии Чажемтовского сельского поселения, принятое в порядке пункта 47 Положения, что ею выполнено не было.
В силу положений части 1 статьи 254 ГПК РФ граждане вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления.
Следовательно, граждане вправе оспорить в суде бездействие межведомственной комиссии и органа местного самоуправления по принятию решений, связанных с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Истец, считая, что Администрация Чажемтовского сельского поселения, а также межведомственная комиссия (не принявшая решение по её заявлению, не обследовавшая жилое помещение, ответившая истцу письмом) бездействуют, Ефименко А.С. должна была обратиться в суд в порядке гл.25 ГПК РФ и обжаловать действия, либо бездействия, либо принятое решение.
Принимая решение по делу, суд приходит к выводу о том, что не имеется правовых оснований для удовлетворения заявленных требований. При этом суд исходит из того, что требование истца о признании квартиры непригодной для проживания не входит в компетенцию суда, поскольку вопрос о признании жилого помещения непригодным для проживания может быть решен только создаваемой органом власти субъекта РФ - межведомственной комиссией.
В отсутствие акта о признании жилого помещения, в котором проживает Ефименко А.С., непригодным для проживания, составленного в соответствии с порядком, установленным Разделом IV Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, на администрацию не может быть возложена обязанность внеочередного обеспечения жилым помещением.
На основании ст.15, 51, 52, 57 ЖК РФ, п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5-ФЗ, Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В исковых требованиях Ефименко А.С. к Администрации МО "Чажемтовское сельское поселение" об отмене распоряжения Главы Чажемтовского сельского поселения "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "Об отказе в принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", включении в список внеочередного предоставления жилого помещения, как вдову и члена семьи умершего ветерана-участника ВОВ Е., в связи с нуждаемостью в улучшении жилищных условий, отказать.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Колпашевский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.
Судья Е.В. Ольховская
Мотивированный текст решения изготовлен 02.11.2012.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.