Колпашевский городской суд Томской области в составе:
председательствующего Ольховской Е.В.
с участием помощника Колпашевского городского прокурора Вихрова А.С.,
при секретаре Петроченко Ю.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Колпашевского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Саровского сельского поселения о понуждении к совершению действий по устранению нарушений природоохранного законодательства и ликвидации несанкционированных мест размещения бытовых отходов и мусора,
УСТАНОВИЛ:
Колпашевский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц о понуждении Администрации Саровского сельского поселения к совершению действий по устранению нарушений природоохранного законодательства и ликвидации несанкционированных мест размещения бытовых отходов и мусора.
В обосновании заявленных требований указал, что проверкой исполнения законодательства Российской Федерации в сфере обращения с отходами на территории Колпашевского городского поселения, проведенной Колпашевской городской прокуратурой в октябре 2012 года, выявлены нарушения законодательства, выразившиеся в следующем, Администрация Колпашевского городского поселения обязана при выявлении фактов несанкционированного размещения отходов (свалок) выполнять мероприятия по очистке территории от мусора. Администрацией муниципального образования "Саровское сельское поселение", в нарушение требований законов, не предпринимаются достаточные меры по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории поселения. Проверкой установлены многочисленные нарушения природоохранного законодательства, в частности выявлено следующее.
1. Несанкционированная свалка твердых бытовых отходов 5 класса опасности ( старая одежда, пластиковые и стеклянные бутылки), расположенная в сосновом бору на выезде из "адрес";
2. Несанкционированная свалка твердых бытовых и строительных отходов 5 класса опасности ( старая одежда, пластиковые и стеклянные бутылки, картонная упаковка, древесные и строительные отходы от разбора и ремонта хозяйственных построек, старая мебель), расположенная в "адрес"
3. Несанкционированная свалка твердых бытовых отходов 5 класса опасности (старая одежда, пластиковые и стеклянные бутылки, картонная упаковка, потерявшая потребительские свойства бытовая техника), расположенная "адрес"
Размещение бытовых отходов и мусора, на указанных выше земельных участках находящихся в границах территории поселения, стало возможным из-за ненадлежащей организации в муниципальном образовании сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на земли, отведенные для их утилизации.
Неприятие администрацией поселения мер по ликвидации указанных свалок, является несоблюдением требований действующего законодательства и ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку данного поселения, чем нарушается гарантированное ст. 42 Конституцией Российской Федерации право каждого на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании Вихров А.С. требования, заявленные прокурором, поддержал, пояснил, что складирование бытовых отходов и мусора на почву запрещено, поскольку наносит вред окружающей среде. Организация сбора и вывоза мусора в соответствии с действующим законодательством относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Администрация Саровского сельского поселения, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явились, от главы Администрации Викторова В.Н. поступила телефонограмма, в которой он просит рассмотреть дело без его участия, не возражает против удовлетворения исковых требований.
Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дела в отсутствии представителя ответчика - Администрации Саровского сельского поселения.
Заслушав помощника прокурора, исследовав представленные доказательства, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 17 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека. Одним из неотчуждаемых прав человека является право каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции Российской Федерации).
Часть 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Федеральный закон N 52-ФЗ) устанавливает, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона N 52-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счёт собственных средств.
Статья 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" прямо запрещает размещение (хранение и захоронение) отходов на объектах, не внесённых в государственный реестр объектов размещения отходов, а так же на территориях городских и других поселений.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к числу принципов охраны окружающей среды названа ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, а также обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления.
Частью 1 ст. 51 Федерального закона N 7-ФЗ, установлено, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 13 Федерального закона N 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами, на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 1 ст. 8 Федерального закона N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Пунктом 7 ч. 4 ст. 9 Устава муниципального образования "Саровское сельское поселение", так же установлено, что к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Система санитарной очистки должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (п. 1.2 Санитарных правил содержания населенных мест. СанПиНN:42-128-4690-88, утвержденных Минздравом СССР 5 апреля 1988 года.).
Факт наличия свалок в указанных в заявлении местах подтвержден представленной фототаблицей, составленной помощником прокурора при выявлении факта нарушения законодательства (л.д.18-22).
Лица, разместившие отходы в указанных местах установлены не были. В ходе рассмотрения дела такие сведения также не были представлены суду участвующими в деле лицами, в том числе и ответчиком Администрацией Саровского сельского поселения.
Ввиду невозможности установления лиц, виновных в размещении отходов в вышеизложенных местах и обязанных обеспечить уборку данных территорий, обязанность по ликвидации несанкционированных объектов размещения крупногабаритных бытовых отходов на указанных территориях должна быть возложена на Администрацию Саровского сельского поселения, поскольку осуществление организации сбора и вывоза бытовых отходов входит в компетенцию данных лиц в соответствии со ст. 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды", ст. 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", ст. 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 17 ст. 4 Устава муниципального образования "Саровское сельское поселение".
Из приложенных в деле Актов старшего государственного инспектора "адрес" по охране природы следует, что по вышеуказанным в заявлении прокурора адресам были проведены рейдовые проверки, соблюдения требований природоохранного законодательства РФ на территории "адрес" в области обращения с отходами, которыми было выявлено несанкционированная свалка бытовых, древесных отходов, строительных отходов, состав которых относится к 5 классу опасности в границах Саровского сельского поселения ( л.д.10-15).
Допущенные нарушения повлекли за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, заключающееся в праве каждого на благоприятную окружающую среду, в выборе каждым среды обитания. Допущенные поселением нарушения создают угрозу здоровью граждан, проживающих на указанных территориях.
Согласно положениям, закрепленным в ст.9 и ст.42 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Прокурор на основании ч.1 ст.45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Таким образом, заявление прокурора о понуждении к совершению действий по устранению нарушений природоохранного законодательства и ликвидации несанкционированных мест размещения бытовых отходов и мусора является мотивированным, обоснованным, основанном на законе и подлежащим удовлетворению.
На основании Конституции РФ, ст. 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды", ст. 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", ст. 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Колпашевского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Саровского сельского поселения о понуждении к совершению действий по устранению нарушений природоохранного законодательства и ликвидации несанкционированных мест размещения бытовых отходов и мусора, удовлетворить.
Возложить обязанности на Администрацию Саровского сельского поселения устранить выявленные нарушения природоохранного законодательства, путём ликвидации несанкционированных мест размещения бытовых, строительных отходов и мусора расположенных в границах МО "Саровское сельское поселение" не позднее 1-ого месяца со дня вступления в законную силу решения суда, по адресам:
- в сосновом бору на выезде из "адрес";
- в 500 м. на север "адрес";
- "адрес".
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 1 месяца через Колпашевский городской суд.
Судья Е.В. Ольховская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.