Октябрьский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Ганиной С.Н.,
при секретаре Якубович Л.А.,
с участием представителя истца Гуртякова Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Барановского В.В. к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Барановский В.В. обратился в суд с иском к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений", в котором просит признать за ним право собственности на квартиру по адресу: Томская область г. Томск ..., общей площадью 52,5 кв.м.
В обоснование заявленных требований истец указал, что на основании договора социально найма жилого помещения N 138 от 19.08.2010 в связи с прохождением военной службы в рядах Вооруженных Сил РФ ему была предоставлена квартира по адресу: г.Томск, ..., общей площадью 52,5 кв.м. на семью из трех человек: Барановского В.В., ... Н. С. которые выразили нотариальное согласие на приватизацию спорной квартиры в пользу истца. Барановский В.В. не принимал участия в приватизации жилья, в местах своего проживания и службы, недвижимых объектов в собственности не имеет. Спорное жилое помещение принадлежит РФ, находится в оперативном управлении структурного подразделения Министерства обороны РФ - правообладатель ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений". На запрос истца о передаче квартиры в собственности был получен ответ о том, что нормативная база по приватизации жилых помещений находится на стадии разработке и утверждении. Вместе с тем, указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении его прав на бесплатную приватизацию квартиры по адресу: Томская область г. Томск ..., общей площадью 52,5 кв.м.
В судебное заседание истец Барановский В.В., будучи надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, не явился, представив письменное заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, с участием его представителя.
Представитель истца Гуртяков Е.А., действующий на основании доверенности от 22.08.2012, реестр. N 4849 в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России - Румянская О.Н., действующая на основании доверенности N 86 от 18.07.2012, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась. Представила письменный отзыв, из которого следует, что с требованиями истцов они не согласны, считают их не обоснованными и не подлежащими удовлетворению. Прежде всего, считают, что ФГУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России не является надлежащим ответчиком по данному делу. ФГУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России не наделено полномочиями по передаче жилья в собственность граждан. В связи с реорганизацией учреждений и организаций Министерства обороны Российской Федерации в настоящее время не создано соответствующей организации, которая была бы наделена полномочиями Министерства обороны Российской Федерации по решению вопросов, связанных с приватизацией жилых помещений в порядке, установленном Законом "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". Полномочия по рассмотрению вопроса предоставления жилья гражданам, находящихся в служебных отношениях с Министерством обороны Российской Федерации (только военнослужащим) возложены соответственно на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и его региональные отделения, в частности ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации. В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 03.11.2010 N1455 уполномоченным органом по вопросам жилищного обеспечения военнослужащих является Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации. Уполномоченный орган осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, на территории Томской области - через ФГУ 2-й отдел "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации. В связи с изложенным считают, что для прекращения права собственности Российской Федерации необходимо проверить законность предоставления жилого помещения Вавилову И.И., отсутствие иной собственности, жилищных сертификатов полученных от Министерства обороны Российской Федерации и др., а также необходимо привлечь в качестве ответчика уполномоченный орган - ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации" в лице его территориального представительства - ФГУ 2-й отдел "Центррегионжилье". В соответствии с нормами ФЗ "О статусе военнослужащих", Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 года N1053, служебные жилые помещения не подлежат приватизации. Истцами представлены справки об отсутствии прав на объекты недвижимого имущества (жилые помещения) лишь в одном субъекте Российской Федерации, что не исключает наличия у него жилых помещений, приобретенных в порядке приватизации, в других субъектах. Более того, жилые помещения жилого фонда Вооружённых Сил Российской Федерации предназначены исключительно для обеспечения жильём (служебным или постоянным - по избранному месту жительства) военнослужащих. Обеспечение жилыми помещениями лиц гражданского персонала, иных граждан, не имеющих связи с Министерством обороны Российской Федерации, не является обязанностью Министерства обороны Российской Федерации, и такие граждане не имеют права проживать в жилых помещениях жилого фонда Вооружённых Сил Российской Федерации. Таким образом, считают, что у истца отсутствуют основания для признания права собственности на квартиру в порядке приватизации
Представитель ответчика Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах не явки в суд не сообщил, не просил об отложении рассмотрения дела.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Заслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с ч 2. ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности.
В ст.40 Конституции Российской Федерации с учетом положений международно-правовых актов (статьи 25 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года, статьи 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года, статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года) закреплено право каждого на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу пунктов 1, 2 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
Законом РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 04.07.1991 N 1541-1 (далее - Закон) установлены основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда на территории Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Закона приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
В соответствии со ст. 2 Закона граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. ст. 6, 7 названного Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.
В судебном заседании установлено, что Барановский В.В. призван на военную службу 07.11.1972 через военный комиссариат Троицкого района Алтайского края. Военную присягу принял 10.12.1972. На основании приказа командира войсковой части 31466 от 26.08.2010 уволен с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе 26.08.2010. Указанное подтверждается выпиской из послужного списка Военного комиссариата Томской области от 03.03.2011, удостоверением серии ГФ N 1148500 от 29.09.2010.
Согласно выписке из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним N 01/084/2012-529 от 25.06.2012, собственником квартиры по адресу: Томская область г. Томск ..., общей площадью 52,5 кв.м является Российская Федерация.
В соответствии с положением пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (с изменениями от 21.04.2011) военнослужащим - гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в
" связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Согласно договору социального найма жилого помещения N 138 от 18.08.2010 ФГУ "Кемеровская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны РФ передало Барановскому В.В. и членам его семьи ( Н., С.) в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, состоящее из 2-х комнат в квартире общей площадью 52,5 кв.м по адресу: Томская область г. Томск ...
Н., С., в соответствии со ст. 2 ФЗ "О приватизации жилищного фонда" выразили согласие и не возражают против приватизации квартиры по адресу: г. Томск, ... другими проживающими в ней гражданами (другими членами семьи) по их усмотрению без их участия. От принадлежащего им права на приватизацию указанной квартиры отказались, что подтверждается согласиями от 04.02.2011, реестр. N 1-771, от 03.03.2011, реестр. N 531.
В соответствии с пунктами 1, 6 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (с изменениями от 21.04.2011) государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Сведениями ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" по Алтайскому краю от 09.08.2011 N 3578, от 21.04.2011 N 2485, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю от 09.08.2011 N 02/019/2011-351 подтверждается, что истец Барановский В.В. участия в приватизации не принимал, жилых объектов недвижимости в собственности не имеет.
Таким образом, Барановский В.В. имеет право безвозмездно получить в собственность занимаемое им жилое помещение - квартиру по адресу: Томская область г. Томск ....
Согласно ст. 299 ГК РФ право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Из ответа ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" от 05.09.2012 N141/б/7/2569 следует, что в настоящее время нормативная база по приватизации жилых помещений, находящихся в оперативном управлении Министерства обороны РФ находится на стадии разработки и утверждения, полномочия по передаче жилых помещений в собственность граждан руководителю ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ не делегированы. Рекомендовано обратиться в суд.
Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны РФ также дан ответ от 31.10.2011 N 194/01/14790 о том, что в настоящее время Департаментом прорабатывается вопрос о возможности передачи квартир в собственность граждан в порядке приватизации. Разъяснено, что признание права собственности на занимаемые жилые помещения возможно в порядке гражданского судопроизводства.
Суд считает, что указанные обстоятельства не являются основанием для препятствия Барановского В.В. в безвозмездном получении в собственность занимаемого по договору социального найма жилого помещения и не должны повлечь для истца неблагоприятных последствий.
Указанное жилое помещение не имеет статуса служебного и не находится в закрытом военном городке, препятствий для передачи Барановскому В.В. в собственность занимаемого по договору социального найма жилого помещения в судебном заседании не установлено, ответчики также не ссылались на таковые.
Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 24.08.1993 N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда Российской Федерации" разъяснил (п. 5), что требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности (далее - имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций).
В силу подпункта "б" пункта 2 названного постановления Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, в том числе переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.
В соответствии с пунктом 2.2. Инструкции об организации деятельности центральных органов военного управления по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилыми помещениями, утвержденной приказом Министра обороны от 18.11.2010 N 1550, Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации организует закрепление приобретенных (построенных) жилых помещений на праве оперативного управления; организует передачу жилых помещений, в отношении которых заключены с военнослужащими договоры социального найма, из федеральной собственности в муниципальную собственность; ведет реестр жилых помещений Министерства обороны.
До настоящего времени спорная квартира в муниципальную собственность не передана, что подтверждается изученными выше доказательствами. Следовательно, Министерство обороны РФ является надлежащим ответчиком по данному иску.
На основании исследованной в судебном заседании совокупности доказательств, суд полагает подлежащим удовлетворению требование Барановского В.В. о признании за ним в порядке приватизации права собственности на квартиру по адресу: Томская область г. Томск ..., общей площадью 52,5 кв.м.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, суд
РЕШИЛ:
Иск Барановского В.В. к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворить.
Признать за Барановским В.В. право общей долевой собственности на изолированное жилое помещение, расположенное по адресу: Томская область г. Томск ...
Решение является основанием для прекращения записи в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним ... о регистрации права собственности Российской Федерации на квартиру общей площадью 52,5 кв. м, расположенную по адресу: Томская область г. Томск ...
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Томска.
Председательствующий судья С.Н. Ганина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.