Октябрьский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Рукавишникова Е.А.,
при секретаре Фишере Е.В.,
с участием истца Сидякина Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Сидякина Ю. Б. к Министерству обороны РФ, ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Сидякин Ю.Б. обратился в Октябрьский районный суд г. Томска с иском к ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений", Министерству обороны РФ, Департаменту жилищного обеспечения, в котором просит признать за собой в порядке бесплатной приватизации на полученное им по договору социального найма жилое помещение (квартиру) общей площадью 30,5 кв.м, расположенное по адресу: ....
В обоснование заявленных требований указал, что ему как военнослужащему, уволенному в запас и членам его семьи по договору социального найма была выделена квартира, расположенная по адресу: .... Данное жилое помещение находится в оперативном управлении Кемеровской квартирно-эксплуатационной части Сибирского военного округа МО РФ. Для признания за ним право собственности на данное жилое помещение он обратился в ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений", однако ему было отказано. Считает, что данный отказ является неправомерным и нарушает его право на приватизацию квартиры.
В судебном заседании истец Сидякин Ю.Б., заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснил, что военную службу начинал в Азербайджане, служил в Польше и на Алтае, а в Томске закончил службу.
Представитель ответчика ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ - Стародубцева И.Г., действующая на основании доверенности N 112 от 17.09.2012 в судебное заседание не явилась, представила письменный отзыв на исковое заявление, в котором исковые требования не признала. Указав в обоснование, что ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России не является надлежащим ответчиком по данному делу. ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России не наделено полномочиями по передаче жилья в собственность граждан. В связи с реорганизацией учреждений и организаций Министерства обороны Российской Федерации в настоящее время не создано соответствующей организации, которая была бы наделена полномочиями Министерства обороны Российской Федерации по решению вопросов, связанных с приватизацией жилых помещений в порядке, установленном Законом "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". Полномочия по рассмотрению вопроса предоставления жилья гражданам, находящихся в служебных отношениях с Министерством обороны Российской Федерации (только военнослужащим) возложены соответственно на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и его региональные отделения, в частности ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации. Служебные жилые помещения не подлежат приватизации. Истцом представлены справки об отсутствии прав на объекты недвижимого имущества (жилые помещения) лишь в двух субъектах Российской Федерации, что не исключает наличия у него жилых помещений, приобретенных в порядке приватизации, в других субъектах. Более того, жилые помещения жилого фонда Вооруженных Сил Российской Федерации предназначены исключительно для обеспечения жильем (служебным или постоянным - по избранному месту жительства) военнослужащих. Обеспечение жилыми помещениями лиц гражданского персонала, иных граждан, не имеющих связи с Министерством обороны Российской Федерации, не является обязанностью Министерства обороны Российской Федерации, и такие граждане не имеют права проживать в жилых помещениях жилого фонда Вооруженных Сил Российской Федерации. Таким образом, считают, что у истца отсутствуют основания для признания права собственности на квартиру в порядке приватизации. А также представила письменное ходатайство о рассмотрении настоящего гражданского дела в отсутствие представителя ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ.
Ответчики Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ и Министерство обороны РФ, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о причинах неявки суд не известили.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Заслушав объяснения истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с ч. 2 ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности.
В ст. 40 Конституции Российской Федерации с учетом положений международно-правовых актов (статьи 25 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года, статьи 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года, статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года) закреплено право каждого на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу пунктов 1, 2 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
Законом РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 04.07.1991 N 1541-1 (далее - Закон) установлены основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда на территории Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Закона приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
В соответствии со ст. 2 Закона граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На основании ст. ст. 6, 7 названного Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.
В силу ч. 1 ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В судебном заседании установлено, что 05.08.1980 Советским районным военным комиссариатом г. Томска Сидякин Ю.Б. призван на военную службу. А с 17.09.2005 уволен из рядов ВС РФ. Указанные факты подтверждается выпиской из послужного списка Военного комиссариата Томской области N 2/2261 от 02.07.2010.
Согласно выписке из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним N01/047/2010-190 от 12.03.2010, собственником квартиры по адресу: ..., общей площадью 30,5 кв.м является Российская Федерация.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права 70 АБ 376250 от 18.09.2009 данное жилое помещение передано в оперативное управление Кемеровской квартирно-эксплуатационной части Сибирского военного округа.
Из справки ООО " ..." N 39 от 17.01.2011, справки ООО " ..." от 17.02.2011 и паспорта Сидякина Ю.Б. серия 6904 N 010618 следует, что с 23.12.1993 по 14.12.1996 Сидякин Ю.Б. был зарегистрирован по адресу: ..., с 24.01.2008 по 17.02.2011 по адресу: ..., а с 24.02.2011 по настоящее время зарегистрирован в спорном жилом помещении.
Согласно положениям пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (с изменениями от 21.04.2011) военнослужащим - гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Согласно договору социального найма жилого помещения ... от ... "Кемеровская квартирно-эксплуатационная часть Сибирского военного округа" передала Сидякину Ю.Б. и членам его семьи: Н.С., А.Ю. и О.Ю. в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, состоящее из одной комнаты в однокомнатной квартире общей площадью 30,5 кв.м, по адресу: ....
Н.С., А.Ю., О.Ю. в соответствии со ст. 2 ФЗ "О приватизации жилищного фонда" выразили согласие и не возражают против приватизации квартиры по адресу: ... другому проживающему в ней гражданином (другим членом семьи) по его усмотрению без их участия. От принадлежащего им права на приватизацию указанной квартиры отказались, что подтверждается согласиями от 29.01.2011 реестр. N 557, от 30.08.2010 реестр. N5503, от 09.08.2008 реестр. N 5257 удостоверенными нотариусом г. Томска К.А..
В соответствии с пунктами 1, 6 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (с изменениями от 21.04.2011) государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Сведениями Томского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" N4680301 от 30.06.2010, уведомлением Управления Россреестра по Томской области N01/142/2010-895 от 13.06.2010, справкой филиала ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" по Алтайскому краю N 675 от 29.06.2010 подтверждается, что истец Сидякин Ю.Б. участия в приватизации не принимал.
Таким образом, Сидякин Ю.Б. имеет право безвозмездно получить в собственность занимаемое им жилое помещение - квартиру по адресу: ....
Согласно ст. 299 ГК РФ право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Судом установлено, что истец обратился с заявлением в ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" с просьбой дать разрешение на приватизацию ..., однако данное заявление было оставлено без удовлетворения, а Сидякину Ю.Б. разъяснено право на обращение за защитой своих прав и законных интересов в суд. Указанные обстоятельства подтверждаются заявлением Сидякина Ю.Б. от 20.07.2012 и ответом ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" от 30.08.2012.
Вышеуказанное жилое помещение не имеет статуса служебного и не находится в закрытом военном городке, Сидякин Ю.Б. с 1980 по 2005 гг. проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ, препятствий для передачи ему в собственность занимаемого по договору социального найма жилого помещения в судебном заседании не установлено, а ответчиками в нарушение ч. 1 ст. 56 ГПК РФ доказательств наличию таковых не представлено.
Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 24.08.1993 N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда Российской Федерации" разъяснил (п. 5), что требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности (далее - имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций).
В силу подпункта "б" пункта 2 названного постановления Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, в том числе переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.
В соответствии с пунктом 2.2. Инструкции об организации деятельности центральных органов военного управления по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилыми помещениями, утвержденной приказом Министра обороны от 18.11.2010 N 1550, Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации организует закрепление приобретенных (построенных) жилых помещений на праве оперативного управления; организует передачу жилых помещений, в отношении которых заключены с военнослужащими договоры социального найма, из федеральной собственности в муниципальную собственность; ведет реестр жилых помещений Министерства обороны.
До настоящего времени спорная квартира в муниципальную собственность не передана, что подтверждается изученными выше доказательствами. Следовательно, Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ являются надлежащими ответчиками по данному иску.
На основании исследованной в судебном заседании совокупности доказательств, суд полагает подлежащим удовлетворению требование Сидякина Ю.Б. о признании за ним в порядке приватизации права собственности на квартиру, расположенную по адресу: ..., общей площадью 30,5 кв.м.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, суд
РЕШИЛ:
иск Сидякина Ю. Б. к ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений", Министерство Обороны РФ, Департаменту жилищного обеспечения о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворить.
Признать за Сидякиным Ю. Б. право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: ....
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме в Томский областной суд через Октябрьский районный суд г.Томска.
Председательствующий судья: Е.А. Рукавишников
Решение в окончательной форме изготовлено 29.10.2012.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.