Первомайский районный суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Литвинович С.Н.,
при секретаре Дорожко И.В.,
с участием прокурора Иванова С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора /..../ в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию " /..../ сельское поселение" в лице администрации /..../ сельского поселения /..../ о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенное нарушение путём организации водоотведения сточных вод,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Первомайского района в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к муниципальному образованию " /..../ сельское поселение" в лице администрации о признании бездействия незаконным. Согласно искового заявления в ходе проведённой проверки установлено, что канализационные стоки на территории /..../ без санитарной очистки сбрасываются на рельеф местности. Фактическая возможность очистки сточных вод отсутствует. Из протокола анализа воды, проведенного ОГУ "Областной комитет охраны окружающей среды и природопользования" от /..../. N /..../ в сточной воде присутствуют вещества, характерные для хозяйственно-бытовых стоков. Согласно пункту 4 части 1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" администрация муниципального образования " /..../ сельское поселение" обязана организовать водоотведение хозяйственно-фекальных стоков объектов /..../ в соответствии с требованиями природоохранного законодательства, исключающее сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод на рельеф местности. В настоящее время ликвидация несанкционированного сброса неочищенных сточных вод на рельеф не обеспечена. Сброс неочищенных сточных вод оказывает негативное воздействие на почву, ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку, создаёт опасность вредного воздействия среды обитания человека.
В соответствии с исковым заявлением в порядке ст.206 ГПК РФ просят возложить обязанность на администрацию муниципального образования " /..../ сельское поселение" в срок до /..../ устранить допущенное нарушение прав и свобод неопределённого круга лиц путём организации водоотведения сточных вод, исключающего сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод на рельеф местности, поступающих от жилых и социально-культурных объектов /..../.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования в полном объёме, обстоятельства дела изложил в соответствии с заявлением.
Представитель ответчика Орлова Ю.А., действующая на основании доверенности со сроком действия до /..../ иск признала частично, пояснила, что на территории /..../ не функционируют очистные сооружения. Поэтому сброс сточных вод осуществляется без необходимой очистки. Не согласна с заявленным требованием в части срока для организации водоотведения. Полагает, что указанный срок является недостаточным.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд считает исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что на территории /..../ отсутствуют действующие очистные сооружения, что приводит к сбросу неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод, содержащих загрязняющие вещества, на рельеф местности. Данное обстоятельство подтверждается материалами дела: схемой водоотведения, сведениями о составе абонентов, пользующихся водоотведением в /..../, пояснениями представителя ответчика.
В соответствии с протоколом об административном правонарушении N /..../ составленным /..../ старшим государственным инспектором /..../ по охране природы Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды по ст.7.6 КоАП РФ в отношении администрации муниципального образования /..../ сельского поселения установлено, что /..../ сельское поселение осуществляет самовольное занятие водного объекта ( /..../) в целях сброса сточных вод и использование его без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом.
Обстоятельство, связанное с выяснением места сброса неочищенных сточных вод выяснялось в судебном заседании. Из пояснений процессуального истца следует, что в ходе проведённой проверки достоверно установлено, что местом сброса сточных вод является не непосредственно река /..../, а рельеф местности, расположенный на удалении порядка трёхсот метров от данной реки. Данное обстоятельство подтверждается также самим актом проверки, а также письменными пояснениями главы администрации МО /..../ сельского поселения.
Так, согласно сведениям, указанным главой администрации МО /..../ сельского поселения, хозяйственно-бытовые сточные воды /..../, в связи с нерабочим состоянием очистных сооружений, очистке не подвергается. Сброс сточных вод в реку /..../ осуществляется через асбестоцементный безнапорный трубопровод протяженностью 440,5 м.п. на расстоянии 394 м.п. от русла реки /..../. Выпуск представляет асбестоцементную трубу диаметром 300 мм.
Поводом для обращения прокурора с вышеуказанным иском явились материалы проверки фактов нарушений природоохранного законодательства, в результате чего, установлено, что канализационные стоки от жилых домов и других объектов /..../ без санитарной обработки сбрасываются на рельеф местности.
Из протокола анализа воды N /..../ от /..../, проведенного ОГБУ "Областной комитет охраны окружающей среды и природопользования", а также пояснительной записки к данному протоколу следует, что в пробах сточной воды из трубы на рельеф местности, расположенного в 50 метрах от здания по ул. /..../, из которой производится сброс сточных вод на рельеф местности, обнаружены загрязняющие вещества; пробы воды имеют очень сильный фекальный запах.
Статьи 7 и 42 Конституции РФ гарантируют права граждан на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с ч.2 ст.51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, в недра и на почву запрещён.
Согласно положений ст.1 Федерального закона от 30 марта 1999года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
В соответствии с пунктом 4 части 1 ст.14 Федерального закона от /..../ N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится организация в границах поселения водоотведения.
Согласно п. 4 ст.4 Устава муниципального образования к вопросам местного значения /..../ сельского поселения относится среди прочего организация водоотведения в границах поселения.
В соответствии с Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999г. N167, "водоотведение" есть технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения канализации.
Постановлением Администрации Томской области N105а от 21.03.2012г. утверждена долгосрочная целевая программа "Чистая вода Томской области" на 2012-2017 годы. Целями указанной программы являются обеспечения населения Томской области питьевой водой, соответствующей санитарно-гигиеническим требованиям, а также снижение загрязнения природных водных объектов - источников питьевого водоснабжения сточными водами бытовых объектов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Одной из задач данной Программы является строительство, реконструкция систем и сооружений по сбору, очистке, и отведению сточных вод с применением прогрессивных методов, технологий, материалов и оборудования, обеспечивающих качество сточных вод, соответствующее установленным требованиям, при сбросе их в водные объекты.
В соответствии с подразделом 3 Программы "территориальный разрез основных мероприятий долгосрочной целевой программы - водоотведение" предусмотрено в 2013г. строительство сооружений по очистке сточных вод в /..../ (пункт 3.14). В качестве источника финансирования предусмотрено выделение средств из Федерального, Областного и местного (по согласованию) бюджетов.
Как явствует из содержания Программы "Чистая вода Томской области" на 2012-2017 годы её реализация связана с софинансированием из средств Федерального, Областного бюджетов. При этом, выделение указанных средств является правом Томской области и обуславливается выполнением ряда условий со стороны администрации муниципального образования, которые включают разработку проектно-сметной документации строительства объектов, а также участие в софинансировании реализации Программы из средств местного бюджета.
Следовательно, невыполнение ответчиком одного из условий, предусмотренных указанной целевой Программой, может отложить сроки её реализации.
В то же время, наличие утверждённой целевой Программы "Чистая вода Томской области" не снижает уровень ответственности администрации муниципального образования " /..../ сельское поселение" по выполнению возложенных законом полномочий по организации водоотведения в настоящий период.
Из материалов дела видно, что существующее состояние водоотведения поверхностного стока на рельеф местности на территории /..../ является неудовлетворительным и опасным в экологическом отношении, при этом нарушаются гарантированные Конституцией и природоохранным законодательством права неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании установлено, что организация водоотведения ответчиком осуществлялась не должным образом.
Согласно свидетельства о государственной регистрации права с датой выдачи /..../ в собственности муниципального образования " /..../ сельское поселение" находятся водоочистные сооружения, имеющие состав: дренажная ёмкость, мостовой переход, дамба, аэротенки, станция очистки, трубопровод. Указанный объект находится по адресу: /..../.
Представителем ответчика представлен технический паспорт на указанное водоочистное сооружение, составленный по состоянию на /..../
Материалами дела установлено, что ответчиком не организовано использование существующих очистных сооружений, находящихся в собственности /..../ сельского поселения. Кроме того, администрацией муниципального образования " /..../ сельского поселения" не принято мер к разработке собственной программы организации технологического процесса, обеспечивающего прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения канализации; организации соответствующих исследований по выбору наиболее оптимального способа очистки сточных вод с учетом конкретных условий; разработке проектно-сметной документации строительства в случае необходимости новых очистных сооружений, либо ввода в эксплуатацию существующих очистных сооружений. В местном бюджете не аккумулировались средства на решение задач по очистке сточных вод; не принималось мер к изысканию дополнительных источников финансирования.
На основании изложенных обстоятельств, суд считает, что предоставление ответчику большего, чем заявленного в иске срока по организации водоотведения сточных вод, не основано на законе, и будет нарушать права неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ в решении суда, обязывающим ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования " /..../ сельское поселение" /..../ по организации водоотведения хозяйственно-бытовых сточных вод от жилых и социально-культурных объектов /..../, исключающего сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод на рельеф местности.
Возложить обязанность на администрацию муниципального образования " /..../ сельское поселение" в срок до /..../ устранить допущенное нарушение прав и свобод неопределённого круга лиц путём организации водоотведения сточных вод, исключающего сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод на рельеф местности, поступающих от жилых и социально-культурных объектов /..../.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Томский Областной суд через Первомайский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья С.Н. Литвинович
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.