Северский городской суд Томской области в составе:
председательствующего Глумовой Т.А.,
с участием истицы Кузнецовой Л.В.,
при секретаре Емельяновой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда дело по иску Кузнецовой Л.В. к Администрации ЗАТО Северск о признании незаконным постановления Главы Администрации о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, возложении обязанности восстановить в качестве нуждающейся в жилом помещении,
УСТАНОВИЛ:
Истица Кузнецова Л.В. обратилась в суд с указанным иском к Администрации ЗАТО Северск, ссылаясь на то, что 08.08.2000 их семья в составе: Кузнецовой Л.В., ** г. рождения, К., ** г. рождения, дочери А., ** г. рождения, дочери Н., ** г. рождения, сына У., ** г. рождения, была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и принята на учет в Администрации ЗАТО Северск. 13.07.2012 ею было получено Постановление Администрации ЗАТО Северск N ** от 11.07.2012 "О снятии с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении Кузнецовой Л.В.". Из текста указанного Постановления следует, что в соответствии с ч. 2 ст. 6 ФЗ N 189-ФЗ от 29.12.2004 "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года, снимаются с данного учета, если утрачены основания, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. В связи с тем, что в собственности ее мужа К. находится ** квартира по адресу: Т. область, А. район, с. Ф., ул. М., д. **, кв. **, основания, по которым она была поставлена на учет, утрачены, вследствие чего у Администрации ЗАТО Северск возникла обязанность снять ее с учета. После получения Постановления Администрации ЗАТО Северск N ** от 11.07.2012 она обратилась с заявлением в Администрацию ЗАТО Северск об отмене данного Постановления и о восстановлении ее в прежней очереди на выделение им жилья. К заявлению были приложены документы, подтверждающие отсутствие (непригодность) жилого помещения по адресу: Т. область, А. район, с. Ф., ул. М., д. **, кв. **. Вместе с тем, при включении ее в очередь в качестве нуждающейся в жилом помещении, Администрация ЗАТО Северск не проверяла наличие или отсутствие какого-либо помещения для проживания ее семьи, не требовала документов, подтверждающих наличие либо отсутствие у ее многодетной семьи права на получение жилого помещения для проживания в г. С. Таким образом, несмотря на представленные к заявлению документы, Администрация ЗАТО Северск формально отказала ей в отмене своего Постановления N ** от 11.07.2012. Считает, что Постановление Главы Администрации ЗАТО Северск N ** от 11.07.2012 подлежит отмене как незаконное, поскольку жилищная комиссия ЗАТО Северск неправильно оценила представленные ею документы и не учла ее право на улучшение жилищных условий. Ее семья из пяти человек проживает в крайне стесненных условиях, иного жилья не имеет, по нормам учета является нуждающейся. Просила суд: признать незаконным Постановление Главы Администрации ЗАТО Северск N ** от 11 июля 2012 года; обязать Администрацию ЗАТО Северск восстановить семью Кузнецовой Л.В. в очередь на получение жилого помещения с даты обращения, с 08 августа 2000 года.
Истица Кузнецова Л.В. в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении. Пояснила, что на учет в качестве нуждающейся она была поставлена 08.08.2000. На указанную дату у мужа в собственности была квартира в д. Ф., которой он не пользовался. Все необходимые документы для постановки на учет в качестве нуждающейся она представила в Администрацию. Дом в д. Ф. начал разрушаться. Она об этом узнала в 1999 г. Приехав к дому в 2012 г ., она увидела, что дом разрушен полностью. В 2002 г. ее семья получила ** квартиру, но ее семья продолжала состоять на учете как нуждающаяся в жилье.
Представитель ответчика Администрации ЗАТО Северск Б., действующая на основании доверенности от **.**.**** N ** (л.д. 25), в судебное заседание не явилась. Дело просила рассмотреть в ее отсутствие. Представила письменный отзыв, в котором исковые требования не признала. Полагала, что Постановление Администрации ЗАТО Северск от 11.07.2012 N ** о снятии с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении Кузнецовой Л.В. принято в соответствии с решением жилищной комиссии, созданной Постановлением Администрации ЗАТО Северск от 22.02.2011 N 283 "О жилищной комиссии ЗАТО Северск" и на основании ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации". По адресу: ул. К., д. **, кв. **, где зарегистрирована по месту жительства Кузнецова Л.В., вместе с ней зарегистрированы ее муж К. и дети У., А., Н. Согласно полученной информации из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области от 20.06.2012, К. имеет в собственности ** квартиру общей площадью ** кв. м по адресу: Т. область, А. район, с. Ф., ул. М., д. **, кв. **. Как следует из искового заявления, Кузнецова Л.В. обратилась в Администрацию ЗАТО Северск с заявлением об отмене вышеуказанного Постановления и с просьбой о восстановлении в прежней очереди с приложением документов, подтверждающих отсутствие (непригодность) жилого помещения по адресу: Т. область, А. район, с. Ф., ул. М., д. **, кв. **. Однако эти документы, а именно: акт обследования объекта недвижимости, справка N **, архивная справка N **, датированы 23.07.2012. А согласно полученной Администрацией ЗАТО Северск выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имуществ от 21.08.2012 право собственности у К. на жилое помещение по адресу: Т. область, А. район, с. Ф., ул. М., д. **, кв. **, прекращено 31.07.2012. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что на момент вынесения Постановления Администрации ЗАТО Северск 11.07. 2012 оснований быть признанной нуждающейся в жилом помещении у Кузнецовой Л.В. не было (л.д. 29-30).
Суд, изучив материалы дела, выслушав пояснения истицы Кузнецовой Л.В., свидетеля К., считает, что исковые требования подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 25 "Всеобщей декларации прав человека", принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948, каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии с ч. 1 и ч. 3 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с частями 4, 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" граждане, принятые на учет до 01.03.2005 в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п.п. 1,3-6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
В судебном заседании было установлено, что Решением городского собрания народных представителей г. Северска N 7/1 от 17.07.1997 утверждены "Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в ЗАТО Северск". Согласно п.1.2. данных Правил на учет для получения жилых помещений принимаются граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, постоянно проживающие в ЗАТО городе Северск и имеющие обеспеченность в жилой площади на одного члена семьи менее 8 кв. м.
Решением собрания народных представителей ЗАТО Северск N 21/11 от 20.06.2002 признано утратившим силу решение Собрания народных представителей г. Северска N 7/1 от 17.07.1997 "Об утверждении Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в ЗАТО г. Северск".
Согласно п. 4 решения исполкома Томского областного Совета народных депутатов от 26.02.1985 нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи 7 кв. м и менее. Постановлением Администрации Томской области от 09.06.2005 N 61а указанное решение утратило силу.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане подлежат снятию с учета в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма. В соответствии с п. 2 указанной статьи решение о снятии с учета граждан нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решения которого такие граждане были приняты на учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основание принятия таких решений.
Таким образом, само по себе наличие основания, при котором гражданин снимается с учета, автоматически не прекращает учетное правоотношение. Помимо соответствующего основания необходимо решение компетентного органа о снятии гражданина с учета.
В соответствии с Постановлением Администрации ЗАТО Северск Томской области N ** от 11.07.2012 о снятии с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении Кузнецовой Л.В., рассмотрев протокол от 28.06.2012 N ** заседания жилищной комиссии ЗАТО Северск, созданной Постановлением Администрации ЗАТО Северск от 22.02.2011 N 283 "О жилищной комиссии ЗАТО Северск", принимая во внимание, что в жилом помещении в виде ** квартиры общей площадью ** кв.метра по адресу: Т. область, г. С., ул. К., д. **, кв. **, проживает пять человек: Кузнецова Л.В., К., А., ** г.рождения, У., ** г.рождения, Н., ** г. рождения; К. имеет в собственности ** квартиру общей площадью 61,47 кв.метра по адресу: Т. область, А. район, с. Ф., ул. М., д. **, кв. **, на основании статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", постановлено снять с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении Кузнецову Л.В., ** г. рождения (л.д. 18).
Анализ норм ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ " О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", ст. 56 ЖК РФ позволяют сделать вывод, что при принятии решения о снятии гражданина с учета необходимо учитывать не только основания постановки его на учет, но и наличие иных оснований нахождения его на учете.
Решением Собрания народных представителей ЗАТО Северск от 09.06.2005 N 73/7 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма" установлена учетная норма для определения уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия их на учет для улучшения жилищных условий 12 квадратных метров общей площади на одного человека.
В судебном заседании было установлено, что Кузнецова Л.В. 31.07.2012 обратилась к Главе Администрации ЗАТО Северск с просьбой отменить Постановление от 11.07.2012 N ** о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении, восстановить в прежней очереди и выделить им жилье (л.д. 19).
Согласно ответу Администрации ЗАТО Северск от 21.08.2012 обращение Кузнецовой Л.В. рассмотрено в Администрации ЗАТО Северск. Кузнецова Л.В. была признана нуждающейся в жилом помещении и принята на учет в Администрации ЗАТО Северск с 08.08.2000. В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 г., снимаются с данного учета, если утрачены основания, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. В связи с тем, что в собственности мужа Кузнецовой Л.В. находится ** квартира общей площадью ** кв. метра по адресу: А. район, с. Ф., ул. М., д. **, кв. **, основания, по которым Кузнецова Л.В. была поставлена на учет, утрачены. У Администрации ЗАТО Северск возникла обязанность снять Кузнецову Л.В. с учета. Постановлением Администрации ЗАТО Северск от 11.07.2012 N ** "О снятии с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении Кузнецовой Л.В." Кузнецова Л.В. была снята с учета. Правовых оснований для отмены указанного Постановления у Администрации ЗАТО Северск нет (л.д. 20).
В судебном заседании установлено, что на дату вынесения постановления, которым истица Кузнецова Л.В. была снята с учета, ее семья проживала в ** квартире общей площадью 44,3 кв. м по адресу: Т. область, г. С., уд. К., **-**, и состояла из пяти человек: она, Кузнецова Л.В., ** г. рождения, К., ** г. рождения, дочь А., ** г. рождения, дочь Н., ** г. рождения, сын У., ** г. рождения,
Указанные обстоятельства подтверждаются:
- справкой МП ЗАТО Северск "ЕРКЦ" N ** от 27.08.2012 (л.д. 6);
- свидетельством о рождении А., **.**.**** г. рождения (л.д. 13);
- свидетельством о рождении Н., **.**.**** г. рождения (л.д. 14);
- свидетельством о рождении У., **.**.**** г. рождения (л.д.15);
- свидетельством о заключении брака К. и Кузнецовой Л.В. (л.д. 16).
В судебном заседании было установлено, что 18.11.1998 К. приобрел в собственность квартиру по адресу: Т. область, А. район, с. Ф., ул. М., д. **, кв. **, что подтверждается договором купли-продажи от 18.11.1998 (л.д. 7), свидетельством о государственной регистрации права N ** от 08.12.1998 (л.д. 8).
Согласно Выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 20.06.2012 на основании договора купли-продажи квартиры от 18.11.1998 в собственности К. находится ** квартира, расположенная по адресу: А. район, с. Ф., ул. М., д. **, кв. ** (л.д. 31).
Таким образом, в судебном заседании было установлено, что Кузнецова Л.В. была принята на учет в качестве нуждающейся с 08.08.2000, а спорной объект недвижимости был приобретен К. 18.11.1998, то есть ранее даты постановки истицы на учет в Администрацию ЗАТО Северск.
Также в судебном заседании установлено, что дом, в котором находилась квартира, расположенная по адресу: Т. область, А. район, с. Ф., ул. М., д. **, кв. **, разрушен, исключен из числа объектов недвижимости.
Согласно акту обследования объекта недвижимости от 23.07.2012 члены комиссии Асиновского отделения ОГУП "ТОЦТИ" произвели обследование недвижимости, расположенного по адресу: Т. область, А. район, с. Ф., ул. М., д. **, кв. **; комиссия установила, что в ходе обследования объекта недвижимости выявлено полное отсутствие конструктивных элементов: фундамента, стен, кровли (л.д. 9).
В соответствии со справкой Асиновского отделения ОГУП "Томский областной центр технической инвентаризации" N ** от 23.07.2012 Асиновское отделение "ТОЦТИ" сообщает, что жилое помещение, расположенное по адресу: Т. область, А. район, с. Ф., ул. М., д. **, кв. **, исключено из числа объектов недвижимости на основании акта обследования от 23.07.2012 (л.д. 10).
Как следует из архивной справки N ** от 23.07.2012 в архиве муниципального образования "Новокусковского сельского поселения" согласно инвентаризационной описи от 01.03.2003 Новониколаевской сельской администрации данных, подтверждающих наличие жилого дома по адресу: Т. область, А. район, с. Ф., ул. М., д. **, кв. **, не имеется (л.д. 11).
В соответствии с уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений N ** от 31.07.2012, у К., **.**.**** г. рождения, отсутствуют сведения на недвижимое имущество на территории А. района (л.д. 12).
В соответствии с Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 20.06.2012 на основании договора купли-продажи квартиры от 18.11.1998 в собственности К. находилась ** квартира, расположенная по адресу: А. район, с. Ф., ул. М., д. **, кв. **, дата государственной регистрации прекращения права - 31.07.2012 (л.д. 32).
В соответствии со справкой УУП МО МВД России "Асиновский" УМВД России по Томской области от 09.10.2012 в ходе опроса жителей с. Ф. А. района было установлено, что по адресу: А. район, с. Ф., ул. М., д. **, кв. **, с 2000 г. или 2001 г. дом как жилое помещение не существует, а имеются по данному адресу одни развалины, оставшиеся от ранее стоящего дома, какова причина разрушения вышеуказанного дома пояснить жители с. Ф. А. района не смогли, также было установлено, что К., ** г. рождения, на территории с. Ф. А. района в настоящее время не проживает и никогда не проживал.
Обстоятельства того, что дом, расположенный по адресу: А. район, с. Ф., ул. М., д. **, кв. **, полностью разрушен, подтверждаются также представленными истицей в судебное заседание фотографиями.
К., допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля, суду пояснил, что в 2001 г. спорный дом развалился, остался только фундамент и несколько стен. Была создана комиссия БТИ, дом по адресу: А. район, с. Ф., ул. М., д. **, кв. **, признали непригодным для жилья. Была выдана справка из архива о том, что с 2003 г. данное строение на балансе не состоит. Квартира числится за ним документально. На данный момент он сдал все документы в Асиновский отдел Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области и 31.07.2012 квартиру по адресу: А. район, с. Ф., ул. М., д. **, кв. **, исключили из государственного реестра.
Несмотря на то обстоятельство, что дата государственной регистрации прекращения права К. на ** квартиру, расположенную по адресу: А. район, с. Ф., ул. М., д. **, кв. **, указана 31.07.2012, представленные в судебное заседание доказательства свидетельствуют о том, что данный объект недвижимости был непригоден для проживания и разрушен еще в период 2000-2003 гг.
Оценив данные обстоятельства, суд приходит к выводу, что на момент принятия оспариваемого Постановления Администрации ЗАТО Северск N ** от 11.07.2012 в собственности члена семьи Кузнецовой Л.В. - К. отсутствовало какое-либо жилое помещение на праве собственности, следовательно, у Администрации ЗАТО Северск отсутствовали основания для снятия истицы с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, поскольку на каждого члена семьи истицы приходилось 8,86 кв.м. (44,3 кв.м : 5), т.е. менее учетной нормы, которая составляет 12 кв. м.
В связи с вышеизложенным Постановление Администрации ЗАТО Северск N ** от 11.07.2012 о снятии истицы с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении принято незаконно и подлежит отмене, с восстановлением Кузнецовой Л.В. на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении с 08.08.2000.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу Кузнецовой Л.В. понесенные ею расходы, связанные с оплатой государственной пошлины при подаче искового заявления в суд, в размере 200 руб. (л.д. 2).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кузнецовой Л.В. к Администрации ЗАТО Северск удовлетворить.
Признать незаконным и отменить Постановление Администрации ЗАТО Северск N ** от 11.07.2012 о снятии Кузнецовой Л.В. с учета нуждающегося в жилом помещении. Восстановить Кузнецову Л.В. на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении с 08.08.2000.
Взыскать с Администрации ЗАТО Северск в пользу Кузнецовой Л.В. расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Северский городской суд Томской области.
Председательствующий Т.А. Глумова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.