Северский городской суд Томской области в составе:
председательствующего Прохоровой Н.В.
с участием представителя истца Новиковой М.Е., представителя ответчика Куриневской Н.Б.,
при секретаре Поповой Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда дело по иску Дмитриева В.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО Северск Томской области о признании незаконным назначения дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения без учета страхового стажа работы в организации **, признании незаконным решения Государственного Учреждения - Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Северск Томской области N ** от 14.03.2012 об отказе в перерасчете дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения с учетом страхового стажа работы в **, возложении обязанности назначить и произвести перерасчет размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения с учетом страхового стажа работы в ** с даты назначения дополнительного материального обеспечения,
УСТАНОВИЛ:
Дмитриев В.А. обратился в суд с указанным иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области (далее - ГУ-УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области), ссылаясь на то, что его страховой стаж работы в ОАО " **" - в ** составляет 32 года 03 месяца, что подтверждается справкой ОАО " **" N ** от 13.02.2012, трудовой книжкой. С 19.01.2012 ответчик назначил ему дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение (далее - ДМО), предусмотренное Указом Президента РФ от 23.08.2000 N 1563. Однако при исчислении размера ДМО ответчик учел только стаж его работы в видах деятельности, предусмотренных перечнем, - 15 лет, и не учел страховой стаж работы в организации ядерного комплекса - 32 года 03 месяца. 12.03.2012 он обратился в ГУ-УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области с заявлением о перерасчете ДМО с учетом страхового стажа работы в ** на основании ранее представленных документов, однако решением ГУ-УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области от 14.03.2012 N ** ему было отказано со ссылкой на то обстоятельство, что при увеличении размера ДМО учету подлежит лишь страховой стаж на предусмотренных Указом видах работ. Считая данное решение незаконным, поскольку продолжительность страхового стажа работы в организациях ядерного оружейного комплекса влияет на размер ДМО, Дмитриев В.А. просил суд: признать незаконным назначение ГУ-УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области ему - Дмитриеву В.А. ДМО без учета страхового стажа работы 32 года 03 месяца в **; признать незаконным решение ГУ-УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области от 14.03.2012 N ** об отказе в перерасчете ДМО с учетом данного стажа; обязать ГУ-УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области назначить ему - Дмитриеву В.А. ДМО с учетом страхового стажа работы 32 года 03 месяца в организации **; произвести перерасчет размера ДМО с учетом данного стажа с даты назначения ДМО - с 19.01.2012; взыскать с ГУ-УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области в возврат госпошлины 200 руб., оплату услуг представителя в размере 7000 руб.
В судебное заседание истец Дмитриев В.А. не явился, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 53).
В судебном заседании представитель истца Новикова М.Е., действующая на основании доверенности от **.**.**** (л.д. 16), исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области - Куриневская Н.Б., действующая на основании доверенности от **.**.**** (л.д. 19), в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что Указ Президента РФ от 23.08.2000 N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса РФ" направлен на обеспечение эффективной адресной социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса РФ до вступления в силу соответствующих федеральных законов. ДМО является мерой социальной поддержки, не относится к обязательным видам социального обеспечения и, по существу, выступает в качестве способа повышения уровня пенсионного обеспечения граждан, которым назначена трудовая пенсия. Ее фактическое применение к определенной категории специалистов может быть обусловлено осуществлением ими, исходя из усредненной оценки их должностных обязанностей, деятельности, сопряженной с наиболее высоким риском для жизни и здоровья. Стаж на видах деятельности, предусмотренных Перечнем, является базовым юридическим фактом для установления ДМО. Страховой стаж работы в организациях ядерного оружейного комплекса в справке предусмотрен для граждан, перечисленных в п. "а" п. 2 Положения, - награжденных орденами РФ (или) СССР, удостоенных звания лауреата Ленинской премии, лауреата государственных премий СССР, лауреата государственных премий РФ (РСФСР), лауреата премии Президента РФ, лауреата премии Совета Министров СССР и (или) РСФСР, лауреата премии Правительства РФ в период осуществления ими предусмотренных перечнем видов деятельности, имеющие страховой стаж работы в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах не менее 15 лет. Дмитриев В.А. относится к категории граждан, перечисленных в п. "б" п. 2 Положения, которым трудовая пенсия по старости назначена в соответствии с пп. 1 или 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" при осуществлении ими предусмотренных перечнем видов деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах, а также граждане, за которыми сохраняется право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на указанных условиях. Таким образом, применение при определении размера ДМО страхового стажа работы в организациях ядерного оружейного комплекса не предусмотрено и на размер ДМО он влиять не может. В случае применения в подсчете размера ДМО страхового стажа при работе в ** его размер становится примерно одинаков, дифференциация незначительна. При применении в подсчете размера ДМО стажа работы в видах деятельности дифференциация, наоборот, становится более очевидной для граждан, стаж которых в видах деятельности меньше, чем у других, размер ДМО меньше. До 1998 г. в состав ** в качестве подразделений входили более 50 детских садов, Управление рабочего снабжения (сеть магазинов, предприятий общественного питания), телефонная станция, автомобильное хозяйство и т.п. Большинство указанных подразделений располагалось не на территории **, а в черте города. Работа на них не засчитывалась во "вредный стаж". Тем не менее, она считается работой в **. Запись в трудовых книжках работников вышеуказанных подразделений гласит: "Принят на **". Трактовка норм права в пользу учета страхового стажа при работе в организациях ядерного оружейного комплекса для определения размера ДМО обесценивает труд тех работников, которые всю свою трудовую деятельность осуществляли во вредных условиях труда (Список N 1), и в видах деятельности (особо важных для государства работах). Сумма, указанная истцом в требованиях о взыскании расходов на оплату услуг представителя, несоразмерна завышена по отношению к фактическому объему оказанных услуг, и не должна превышать 1000 руб.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя истца Новиковой М.Е., представителя ответчика Куриневской Н.Б., суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с п. 2 абз. 1 и 3 Указа Президента N 1563 от 23.08.2000 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса РФ" дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение (далее именуется - дополнительное обеспечение) устанавливается при выходе на пенсию в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" либо на досрочно оформленную пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и при условии прекращения трудовой деятельности в организациях, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации (далее именуются - организации ядерного оружейного комплекса), и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, категориям граждан, непосредственно участвовавших в видах деятельности, предусмотренных перечнем, в том числе гражданам, которым трудовая пенсия по старости назначена в соответствии с подпунктом 1 или 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при осуществлении ими указанных в перечне видов деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, а также гражданам, за которыми сохраняется право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на указанных условиях.
В соответствии с п. "б" ч.3 Указа Президента РФ от 23.08.2000 N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса РФ" суммарный размер дополнительного обеспечения вместе с базовой и страховой частями трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при назначении дополнительного обеспечения должен в зависимости от страхового стажа работы в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, страхового стажа на соответствующих работах, выполнение которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наличия государственных наград Российской Федерации и (или) СССР (РСФСР) составлять от 55 до 75 процентов среднемесячного заработка за полные 12 месяцев непрерывной работы в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях. При этом суммарный размер дополнительного обеспечения вместе с базовой и страховой частями трудовой пенсии по старости (инвалидности) при назначении дополнительного обеспечения не должен превышать 10-кратный размер базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренный пунктом 1 статьи 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на день назначения дополнительного обеспечения.
Согласно п. 9 Положения "Об установлении, выплате, перерасчете и индексации размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса РФ и военных представительствах Министерства обороны РФ, созданных в этих организациях при выходе их на трудовую пенсию", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.09.2005 N 549 минимальный суммарный размер дополнительного обеспечения вместе с базовой и страховой частями трудовой пенсии по старости (инвалидности) составляет 55 процентов среднемесячного заработка гражданина за полные 12 месяцев непрерывной работы в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах.
Согласно п. 10 Положения суммарный размер дополнительного обеспечения вместе с базовой и страховой частями трудовой пенсии по старости (инвалидности) увеличивается:
на 1 процент среднемесячного заработка за каждый полный год страхового стажа сверх 15 лет страхового стажа при работе в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах - для граждан, указанных в подпункте "а" пункта 2 настоящего Положения;
на 1 процент среднемесячного заработка за каждый полный год страхового стажа сверх страхового стажа на соответствующих работах, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацем первым подпункта 1 или абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", - для граждан, указанных в подпункте "б" пункта 2 настоящего Положения.
Кроме того, суммарный размер дополнительного обеспечения вместе с базовой и страховой частями трудовой пенсии по старости (инвалидности) увеличивается на 1 процент среднемесячного заработка гражданина при осуществлении им предусмотренных перечнем видов деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) военных представительствах за каждый полный год страхового стажа:
сверх 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин при назначении трудовой пенсии на общих основаниях;
сверх страхового стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии в соответствии с подпунктами 1 или 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с преамбулой к Указу Президента РФ от 23.08.2000 N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса РФ" целью установления ДМО является адресная социальная поддержка специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации.
Из анализа изложенных правовых норм следует, что суммарный размер ДМО и частей (базовой и страховой) трудовой пенсии по старости, назначенной в соответствии с пп.1п.1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", подлежит увеличению в зависимости от продолжительности страхового стажа работы в организациях ядерного оружейного комплекса.
Дополнительное обеспечение, согласно п. 5 Положения, устанавливается на основании заявления гражданина, а также справки о размере среднемесячного заработка (по форме согласно Приложению N 1 к Положению) и справки, подтверждающей страховой стаж, учитываемый при определении права на дополнительное обеспечение (по форме согласно Приложению N 3 к Положению).
Как установлено в судебном заседании, на основании справки N ** от 13.02.2012 (л.д. 10) Дмитриеву В.А. установлено дополнительное обеспечение в соответствии с пп. "б" п. 2 Положения, т.к. он имеет право на назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ".
Как усматривается из справки ОАО " **" от 13.02.2012 N 31/138 (л.д. 10), выданной Дмитриеву В.А., специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", на работах в производстве делящихся материалов, радиоактивных веществ для ядерных зарядов, обращение с ними, у истца составил 15 лет. Страховой стаж работы в организациях ядерного оружейного комплекса РФ составил 32 года 03 месяца.
Согласно расчетным сведениям ГУ-УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области от 16.03.2012 (л.д. 11) Дмитриеву В.А. установлена выплата ДМО с 19.01.2012 в размере ** руб. ** коп., суммарный размер ДМО со страховой частью трудовой пенсии составляет 60 %.
Не согласившись с установленным ответчиком размером ДМО, 12.03.2012 Дмитриев В.А. обратился в ГУ-УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области с заявлением о перерасчете ДМО (л.д. 42).
Решением ГУ-УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области от 14.03.2012 N ** (л.д. 12-14) Дмитриеву В.А. отказано в перерасчете ДМО по его заявлению от 12.03.2012 со ссылкой на то, что его страховой стаж на соответствующих видах работ, предусмотренных Перечнем, продолжительностью 15 лет учтен при исчислении размера ДМО по заявлению от 19.01.2012 и оснований для перерасчета ДМО по заявлению от 12.03.2012 не имеется.
Таким образом, отказ в перерасчете суммарного размера ДМО вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости обоснован ответчиком тем, что при применении абз. 4 п. 10 Положения следует принимать во внимание только страховой стаж при осуществлении работ, предусмотренных Перечнем видов деятельности в организации ядерного оружейного комплекса.
Суд не может согласиться с выводом ГУ-УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области об обоснованности установления и выплаты Дмитриеву В.А. ДМО из расчета страхового стажа дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости - 15 лет, поскольку согласно абз. 4 п. 10 Положения суммарный размер ДМО вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости увеличивается на 1 % среднемесячного заработка гражданина за каждый полный год страхового стажа сверх страхового стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии в соответствии с пп. 1 и 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
При этом, принимая во внимание положения преамбулы к Указу Президента РФ от 23.08.2000 N1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса РФ" применительно к абз. 4 п. 10 Положения, следует учитывать общий страховой стаж гражданина в организации ядерного оружейного комплекса.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
Поскольку Дмитриеву В.А. назначена трудовая пенсия по старости в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", его общий страховой стаж в организации ядерного оружейного комплекса ОАО "СХК" составляет более 20 лет необходимых для назначения пенсии по пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", Дмитриев В.А. имеет право на увеличение суммарного размера ДМО вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости признать незаконным определение размера назначенного Дмитриеву В.А. ГУ-УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области ДМО без учета страхового стажа работы в **; признать незаконным решение ГУ-УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области от 14.03.2012 N ** об отказе Дмитриеву В.А. в перерасчете размера ДМО и обязать ГУ-УПФ РФ в ЗАТО Северск Томской области назначить и произвести перерасчет ему ДМО с учетом страхового стажа работы 32 года 03 месяца в организации ядерного оружейного комплекса со дня установления ДМО.
В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Истцом были понесены расходы по оказанию юридической помощи в размере 7000 руб., что подтверждается нарядом-заказом N ** от 29.05.2012 (л.д. 15).
Определяя размер расходов, подлежащих взысканию с ответчика по оплате услуг представителя, суд учитывает конкретные обстоятельства дела, исходя из разумности пределов, и с учетом соотносимости понесенных расходов с объемом защищаемого права, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца судебные расходы в размере 3000 руб.
Суд в силу ст. 98 ГК РФ считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца в возврат госпошлины 200 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Дмитриева В.А. удовлетворить.
Признать незаконным назначение Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО Северск Томской области Дмитриеву В.А. дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения без учета страхового стажа работы 32 года 03 месяца в **.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО Северск Томской области от 14.03.2012 N ** об отказе Дмитриеву В.А. в перерасчете дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения с учетом страхового стажа работы 32 года 03 месяца в организации ядерного оружейного комплекса (на Сибирском химическом комбинате).
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО Северск Томской области назначить и произвести перерасчет размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения в соответствии с Указом Президента РФ от 23.08.2000 г. N 1563 Дмитриеву В.А. с учетом страхового стажа работы 32 год 03 месяца в ** на основании представленной ОАО " **" справки N ** от 13.02.2012 с даты назначения дополнительного материального обеспечения - с 19.01.2012.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Северск Томской области в пользу Дмитриева В.А. в возврат государственной пошлины 200 руб., расходы по оплате услуг представителя 3000 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Северский городской суд Томской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.В. Прохорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.