Советский районный суд г.Томска в составе:
председательствующего Черных О.Г.,
с участием:
ст. помощника прокурора Советского района г. Томска Заволокиной Т.С.,
истца Сугатова И.А.
представителя ответчика Виденко М.А., действующей на основании доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ сроком на один год
представителя третьего лица Литвинова С.В., действующей на основании доверенности N N от ДД.ММ.ГГГГ, сроком на 1 год,
при секретаре Юриной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Советского района г. Томска в интересах Сугатова ИА к администрации г. Томска об обязании обеспечить жилым помещением по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Советского района г.Томска, действующий в интересах Сугатова И.А., обратился в суд с иском к администрации г. Томска об обязании обеспечить жилым помещением по договору социального найма.
В обоснование заявленных требований указал, что Сугатов И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии со ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.96 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и ст. 2 закона Томской области от 19.08.1999 N 28-03 "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области", относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы объединенной администрации Кировского и Советского районов г. Томска N от ДД.ММ.ГГГГ О была назначен опекуном Сугатова И.А.,, родители лишены родительских прав, отец Сугатова И.А. впоследствие скончался. Сугатов И.А. в настоящее время обучается в ТПУ и является студентом первого курса ИПР ТПУ. Распоряжением главы администрации Советского района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ N Сугатов И.А. поставлен на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и включен в списки детей-сирот, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения. Однако с указанной даты и по настоящее время, ответчик не предпринял мер, направленных на обеспечение Сугатова И.А. жилым помещением.
Просит обязать администрацию г. Томска предоставить Сугатову И.А. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, находящиеся на территории муниципального образования "город Томск", отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, не ниже установленных социальных норм.
Материальный истец в судебном заседании требования уточнил, просит обязать ответчика предоставить жилое помещение не менее ... кв.м. площади.
Старший помощник прокурора Советского района г. Томска Заволокина Т.С. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в иске.
Истец Сугатов И.А. настаивал на удовлетворении требований по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика - Администрации г. Томска - Виденко М.А. представила отзыв на исковое заявление, доводы которого в процессе поддержала. Указала, что в материалы дела представлена справка, согласно которой Сугатов И.А. в настоящее время обучается в высшем учебном заведении, а жилое помещение предоставляется детям из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они не имеют на момент окончания пребывания в образовательном или ином учреждения закрепленного жилого помещения или они окончили пребывание в образовательном учреждении. Однако Сугатов И.А. в настоящее время не окончил обучение в образовательном учреждении, всвязи с чем право на предоставление жилого помещения по договору социального найма у Сугатова И.А. не возникло. Просила в иске отказать.
Представитель третьего лица администрации Томской области Литвинов С.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, поддержал доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление. Дополнительно пояснил, что в настоящее время Сугатов И.А. обучается в учебном заведении, не окончил его, право на предоставление жилого помещение по договору социального найма у него не возникло. Поскольку Сугатовым И.А. не представлено достаточно доказательств наличия у него права на предоставление жилого помещения по договору социального найма, оснований для удовлетворения требований нет.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 8 Федерального Закона N159 от 21.12.1996 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В силу ч.1, подпункта 2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации - жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Постановлением главы объединенной администрации Кировского и Советского районов г. Томска N от ДД.ММ.ГГГГ Сугатов И.А. был передан под опеку О
Постановлением заместителя мэра, главы администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N опека О над Сугатовым И.А. отменена.
Постановлением администрации Советского района г. Томска N от ДД.ММ.ГГГГ О была назначена приемным родителем Сугатова И.А., ДД.ММ.ГГГГ гр.
Согласно свидетельству о рождении (повторное) N от ДД.ММ.ГГГГ родителями Сугатова И.А. указаны: отец - С, мать - С
Решением Кожевниковского районного суда Томской области от ДД.ММ.ГГГГ С, С были лишены родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына - Сугатова И.А., ДД.ММ.ГГГГ гр.
Свидетельством о смерти N N от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что С умер ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена запись N
Согласно копии паспорта, Сугатов И.А. зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: г. Томск, "адрес".
Согласно справке N от ДД.ММ.ГГГГ, Сугатов И.А. на основании распоряжением главы администрации Советского района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ N был включен в список учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях и в список учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа для получения жилого помещения по договору социального найма, что также подтверждается справкой ДД.ММ.ГГГГ N.
Согласно справке администрации Советского района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ N, Сугатов И.А. поставлен на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях и включен в список детей-сирот, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения и на ДД.ММ.ГГГГ год учетный номер в общем списке - ..., в списке учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа - ....
Как следует из постановления администрации Уртамского сельского поселения Кожевниковского района Томской области N от ДД.ММ.ГГГГ, Сугатов И.А. был исключен из списка очередности на получение жилого помещения, связи со сменой места жительства, что также подтверждается справкой N от ДД.ММ.ГГГГ.
Сведениями Томского филиала ФГУП "Ростеинвентаризация- Федеральное БТИ" ДД.ММ.ГГГГ N подтверждается, что до ДД.ММ.ГГГГ право частной собственности Сугатова И.А. на объекты недвижимости не регистрировалось.
Уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ N подтверждается, что права Сугатова И.А. на объекты недвижимости, в том числе жилые помещения, после ДД.ММ.ГГГГ не регистрировались.
Адресной справкой N от ДД.ММ.ГГГГ, выданной администрацией Уртамского сельского поселения Кожевниковского района Томской области подтверждается, что родители С, С до лишения родительских прав детей в собственности жилья не имели.
Согласно справке Национального Исследовательского Томского Политехнического Университета от ДД.ММ.ГГГГ, Сугатов И.А. является студентом 1 курса " ИПР" ТПУ, форма обучения "очная", форма финансирования "бюджетная".
Суд не соглашается с доводом представителя ответчика и третьего лица о том, что у Сугатова И.А. не возникло право на получение жилого помещения по договору социального найма, поскольку он не окончил обучение в образовательном учреждении по следующим основаниям
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
В развитие названных конституционных положений ЖК Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев (часть 1 статьи 57).
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
По смыслу приведенных выше правовых норм, основанием возникновения права на внеочередное получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, является наличие хотя бы одного из следующих юридических фактов: окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях; прекращение опеки (попечительства); окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В частности, к таким юридическим фактам относится прекращение опеки (попечительства) над лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Следовательно, у истца как нуждающегося в жилом помещении, после прекращения над ним опеки, возникло в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
При этом возникновение права на получение жилья в частности связано с окончанием пребывания названных лиц в любом образовательном учреждении, независимо от факта их прохождения обучения в другом образовательном учреждении, и с обращением этих лиц с заявлениями о предоставлении вне очереди жилых помещений в соответствующие органы.
Следовательно, право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма Сугатова И.А., состоящего на учете нуждающихся в жилом помещении, возникло с момента окончания им в 2012 г. средней общеобразовательной школы.
Кроме того, положения части 2 статьи 57 ЖК Российской Федерации не содержат указания на конкретный срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, имеющим право на его внеочередное предоставление, в связи с чем реализация такого права должна иметь место незамедлительно после его возникновения.
Следует также учитывать и то, что согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2011 г. N 746-О-О "По жалобе гражданина ЮЛЛ на нарушение его конституционных прав пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации" (пункт 2.2), поскольку положения пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" регулируют, по сути, те же отношения, что и пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в силу принципа "Lex posterior derogat legi priori" ("Последующий закон отменяет предыдущий") в случае сомнения относительно соответствия указанных положений нормам Жилищного кодекса Российской Федерации суды и другие правоприменительные органы должны исходить из того, что приоритет имеют нормы Жилищного кодекса Российской Федерации как федерального закона, принятого позднее.
Согласно ч.2 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 N 28-ОЗ "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями.
В соответствии со ст.1 Закона Томской области от 11.09.2007 N188-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа, не имеющих закрепленного жилого помещения" администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы (ч.1 ст. 1).
В силу ч.1 ст. 3 названного Закона органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на: финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со статьей 6 настоящего Закона; запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций; использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Частью 2 ст. 3 Закона установлено, что органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов при осуществлении государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций обязаны осуществлять государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями, государственные полномочия по расчету и предоставлению субвенций надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом. В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов: принимают муниципальные правовые акты, устанавливающие расходные обязательства муниципального образования по осуществлению органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, переданных настоящим Законом; осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения. Учет осуществляется в соответствии с Законом Томской области от 8 июня 2005 года N 91-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма"; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании.
Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод, что на Администрацию г.Томска в рамках осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, должна быть возложена обязанность предоставить Сугатову И.А. жилое помещение. Всвязи с чем исковые требования, предъявленные к Администрации г. Томска являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Решением Думы города Томска от 13.12.2005 года N 27 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма" установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма, которая равна 17,0 квадратным метрам на одиноко проживающего гражданина. В связи с чем Администрацией г.Томска Сугатову И.А. должно быть предоставлено вне очереди на условиях социального найма жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования город Томск, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее ... кв.м.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора Советского района г. Томска к Администрации города Томска удовлетворить.
Обязать Администрацию города Томска предоставить Сугатову ИА на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования город Томск, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее ... квадратных метров.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца.
Судья:
Решение не вступило в законную силу
Опубликовать в сети Интернет "____"___________________2012.
Судья: О.Г.Черных
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.