Судья Советского районного суда г. Томска Простомолотова О.В.
при секретаре Хасанзянове А.И.
с участием представителя заявителя Иванова К.В. - Жилинской Е.И. действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на три года.
представителя заинтересованного лица - Администрации г. Томска - ЛИтвиновой Е.С. действующей на основании доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по заявлению Иванова К.В. о признании незаконным отказа Администрации г. Томска в предоставлении в собственность земельного участка по адресу г. "адрес" "адрес"ю ... кв.м. с разрешенным использованием "садовые и дачные дома" и возложении на Администрацию г. Томска обязанности в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение по вопросу предоставления в собственность Иванову К.В. земельного участка по адресу г. "адрес" "адрес"ю 367 кв.м. с разрешенным использованием "садовые и дачные дома",
УСТАНОВИЛ:
Иванов К.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа Администрации г. Томска в предоставлении в собственность земельного участка по адресу г. "адрес" 5-й "адрес"ю 367 кв.м. с разрешенным использованием "садовые и дачные дома" и возложении на Администрацию г. Томска обязанности в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение по вопросу предоставления в собственность Иванову К.В. земельного участка по адресу г. "адрес" 5-й "адрес"ю 367 кв.м. с разрешенным использованием "садовые и дачные дома".
В обоснование указал, что он обратился в Администрацию г. Томска с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка по адресу г. "адрес" "адрес" общей площадью 367 кв.м. с разрешенным использованием в соответствии с территориальной зоной Ж4. Согласно ответа Администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в предоставлении земельного участка по причине того что на испрашиваемом земельном участке произрастает значительное количество зеленых насаждений и участок расположен вне границ садоводческого товарищества. Заявитель полагает, что отказ администрации г. Томска противоречит положениям ст. 36 Конституции РФ, ст. 11, п.2 ст. 15, 28, 29 Земельного кодекса РФ, а ссылка в ответе на положения п. 1 ст. 8 ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" неправомерна поскольку указанная норма не запрещает гражданам вести садоводство и огородничество в индивидуальном порядке.
В судебном заседании представитель Иванова К.В. - Жилинская Е.И. требования поддержала и в пояснениях привела изложенные в заявлении доводы незаконности оспариваемого решения. Указала, что испрашиваемый земельный участок не образовывался в соответствии с земельным законодательством и на кадастровый учет не ставился, с заявлением об образовании указанного земельного участка Иванов К.В. не обращался, земельный участок находится вне границ садоводческих товариществ.
Представитель Администрации г. Томска Литвинова Е.С. с заявлением не согласилась и пояснила, что оспариваемое решение принято в пределах компетенции администрации, соответствует закону и требованиям нормативных актов и не нарушает прав и свобод заявителя. Решение об отказе в предоставлении земельного участка принято с учетом документации по планировке территории муниципального образования. Поскольку земельный участок расположен вне границ садоводческого товарищества и на участке леса, что не оспаривается и подтверждается штампом обременений о наличии проектов городских лесов, а также данными дежурного плана муниципального образования. При указанных данных предоставлении указанного земельного участка невозможно, поскольку это противоречит перспективам развития указанной территории. Требование о обязании принять решение, о предоставлении указанного земельного участка в собственность преждевременно поскольку земельный участок не сформирован и не поставлен на кадастровый учет, а следовательно он не может быть предоставлен в собственность заявителя.
Выслушав участников процесса, изучив представленные доказательства, суд требования Иванова К.В. находит неподлежащими удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии со ст. 36 Конституции РФ граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 12 ЗК РФ использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.
Законодатель указывает на две основные естественные функции земли как природного ресурса. Первая - способность земли служить в качестве естественного средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве. Вторая - способность выступать в качестве территориальной основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории РФ.
В силу ст. 8 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"граждане вправе вести садоводство, огородничество или дачное хозяйствов индивидуальном порядке, и, таким образом, вправе подавать заявления о предоставлении земельных участков для соответствующих целей в общем порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 81 Земельного кодекса РФпорядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениямдля ведения садоводства... устанавливается Земельным кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
В случае, если гражданин намерен вести садовое или дачное хозяйство, (что предполагает возможность строительства на земельном участке), то земельный участок предоставляется в порядке, установленном ст. 30 Земельного кодекса РФ, а если земельный участок испрашивается гражданином для целей, не связанных со строительством (огородный земельный участок), то предоставление осуществляется в порядке, установленном ст. 34 Земельного кодекса РФ.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", данный Закон регулирует земельные отношения, возникающие в связи с созданием садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, а также в связи с деятельностью таких объединений, в той мере, в какой они не урегулированы земельным законодательством Российской Федерации.
Земельные участки для садоводства, огородничества и дачного хозяйства согласно ст. 12 Федерального закона от 15.04.1998 за N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", регулирующей правовой режим земель, используемых для ведения садоводства, предоставляются на основании зонирования территорий.
Таким образом исходя из системного толкования приведенных выше норм ведение дачного, огороднического и садового хозяйства в индивидуальном порядке также осуществляется в пределах территорий садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
В соответствие с п. 1 ст.14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ орган местного самоуправления по месту жительства заявителей с учетом потребности в земельных участках и пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков.
Соответственно, орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для цели садоводства... предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки (п. 2 ст.14).
Из системного толкования положений статьи 14 Федерального закона N 66-ФЗ, регулирующей выбор и предоставление земельных участков для садоводства, и статьи 80 Земельного кодекса РФ, согласно которой Фонд перераспределения земель создается в целях перераспределения земель для ведения, в том числе, садоводства, огородничества и формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения следует, что выбор и предоставление земельных участков для садоводства осуществляется из земель сельскохозяйственного назначения.
Требования к зонированию территории, определенные гл. III Федерального закона N 66-ФЗ, установлены исключительно в целях создания и деятельности садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, а в иных случаях подлежат применению нормы земельного и градостроительного законодательства.
В соответствие с положениями ч.ч. 1 и 2 ст.7 Земельного кодекса РФ, земли в Российской федерации по целевому назначению подразделяются на 7 категорий:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения,
информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
Правовой режим земель определяется исходяиз принадлежности к той или инойкатегории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно п. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со ст. 11.2 и ст. 11.3 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 Земельного кодекса РФ.
В силу п.п. 1.17,1.27,1.28 ст. 39 Устава г. Томска, в компетенцию Администрации г. Томска входит утверждение документов территориального планирования муниципального образования "Город Томск" и иной градостроительной документации, за исключением генерального плана муниципального образования "Город Томск", в том числе, внесение изменений в такой план; осуществление земельного контроля за использованием земель муниципального образования "Город Томск"; разработка предложений по территориальному зонированию земель муниципального образования "Город Томск".
В соответствии с Законом Томской области "Об утверждении границ муниципального образования "Город Томск" (принят решением Государственной Думы Томской области от 27.11.1997 N 584 (в редакции постановления Государственной Думы Томской области от 28.10.2004 N 1540) испрашиваемый Ивановым К.В земельный участок находится в пределах границ муниципального образования "город Томск".
Согласно ст. 34 Правил землепользования и застройки в городе Томске" (утв. Решением Думы г. Томска от 27.11.2007 N 687 (ред. от 26.06.2012) "О корректировке Генерального плана и об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Томск") (далее - Правила землепользования) зона Ж-4 это зона предназначена для размещения садовых и дачных участков с правом возведения жилого строения используемых населением в целях отдыха и выращивания сельскохозяйственных культур.
Согласно ч.1 ст. 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
В соответствии с ч.ч. 1-5 ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами, в частности, к землям рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма..
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент.
Градостроительные регламенты территориальных зон определяют основу правового режима земельных участков, обязательны для исполнения всеми правообладателями. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Согласно заявления Иванова К.В. он обратился в Администрацию г. Томска с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка по адресу г. "адрес" "адрес"
Согласно ответа Администрации г. Томска Иванову К.В. отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность в связи с тем, что на данном земельном участке произрастает значительное количество зеленых насаждений и участок расположен вне границ садоводческого товарищества, а в силу ст. 8 ФЗ N от ДД.ММ.ГГГГ индивидуальное садоводство осуществляется на территории такого объединения.
То, что земельный участок, о предоставлении которого в собственность просил заявитель не образован в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, не поставлен на кадастровый учет, и находится вне территории садоводческого, огороднического или иного дачного некоммерческого объединения представитель заявителя не отрицал заявитель, а подготовительные документы ООО "Геомастер" по его инициативе составленные, подтверждают, что указанный земельный участок не находится на территории данного или огороднического или иного дачного некоммерческого
Согласно представленного в судебное заседания Администрацией г. Томска ситуационного плана испрашиваемый земельный участок расположен на территории имеющей обременения - "Проект городских лесов".
В соответствии с п. 4.4. Генерального плана утвержденного решением думы "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ в природный комплекс Томска включены различные по своему функциональному назначению территории: леса зеленой зоны, городские леса, зоны отдыха. При этом система зеленых насаждений города предусматривает: сохранение и реконструкцию существующих зеленых насаждений.
Согласно ст. 17 Конституции РФ, права и интересы одних лиц не должны противоречить законным правам и интересам других.
Желание заявителя приобрести земельный участок определенной площади в конкретном месте не может быть противопоставлено планам развития муниципального образования в интересах иных лиц.
Позиция заявителя о том, что отказ в реализации права на притязания на земельный участок возможен лишь по основаниям, изложенным в ст. 8. Федерального закона от 15.04.1998 за N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" и ст. 28 Земельного кодекса РФ, является ошибочной, поскольку закрепленное в п. 1 ст. 8 Федерального закона N 66-ФЗ право граждан вести садоводство... в индивидуальном порядке не свидетельствует о наличии права бесконтрольного самостоятельного выбора земельного участка, не подменяет процедуру для этого установленную.
Из текста ответа, в котором изложено оспариваемое заявителем решение, следует, что от имени Администрации "адрес" его дал председатель комиссии по вопросам предоставления земельных участков К...
Комиссия по вопросам предоставления земельных участков на территории муниципального образования "Город Томск", согласно Постановления Главы Администрации "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ, создана в соответствии с ч. 10 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ст. 11 Земельного кодекса РФ, ст. 40 Устава Города Томска, в целях обеспечения реализации Генерального плана муниципального образования "Город Томск" и на неё возложено рассмотрение заявлений граждан и юридических лиц о выделении земельных участков для любого целевого использования (строительство, дачное хозяйство, огородничество, садоводство, за исключением земельных участков, расположенных в границах садоводческих товариществ, личное подсобное хозяйство).
Согласно утвержденного этим же постановлением состава членов комиссии, К.. является председателем созданной комиссии.
Ответ на обращение от ДД.ММ.ГГГГ дан уполномоченным лицом ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается представленными текстами и не отрицается заявителем.
Судом установлено, что решение, изложенное в ответе Администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ за N-З на обращение Иванова К.В. соответствует действующему законодательству, составлено в пределах компетенции уполномоченным лицом, дано на основании Протокола N комиссии по вопросам предоставления земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ
Основания отказа - наличие на земельном участке значительного количества зеленых насаждений (нахождение его в пределах границ проекта городских лесов) и нахождение участка за пределами территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения подтвержден представленными документами.
Пленум Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 (ред. от 09.02.2012) в п. 28 постановления "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснил, что, исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, чего судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.198, 199, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Иванова К.В. о признании незаконным отказа Администрации г. Томска в предоставлении в собственность земельного участка по адресу г. "адрес" 5-й "адрес"ю 367 кв.м. с разрешенным использованием "садовые и дачные дома" и возложении на Администрацию "адрес" обязанности в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение по вопросу предоставления в собственность Иванову К.В. земельного участка по адресу г. "адрес" 5-й "адрес"ю 367 кв.м. с разрешенным использованием "садовые и дачные дома", отказать.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 30 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Советский районный суд.
Публикацию разрешаю судья _________О.В. Простомолотов
На момент опубликования решение в законную силу не вступило..
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.