Решение Советского районного суда г.Томска от 01 ноября 2012 г.
(Извлечение)
Советский районный суд г.Томска в составе:
судьи Глинской Я.В.,
при секретаре Гальчук М.М.,
с участием представителя Администрации Советского района г.Томска Саядяна А.С., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на ... год,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Наумовой И.Д. о признании незаконным решения Администрации Советского района г.Томска,
УСТАНОВИЛ:
Наумова И.Л. в лице представителя обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения Администрации Советского района г.Томска об отказе в признании нуждающейся в жилом помещении.
В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией Советского района г. Томска ей было отказано в признании нуждающейся в жилом помещении на основании п.1 ч.1 ст. 54 ЖК РФ. С данным решением она не согласна, так как считает, что ею был подан полный комплект документов, необходимых для признания её нуждающейся в жилом помещении. Нанимателем жилого помещения она не является, прописки не имеет, является нуждающейся в жилом помещении.
В судебное заседание заявитель Наумова И.Л. и ее представитель Селиверстов В.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, будучи извещенными о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, не явились.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие заявителя и её представителя, поскольку в соответствие с ч.2 ст. 257 ГПК РФ неявка в судебное заседание кого-либо из участников процесса, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.
Представитель заинтересованного лица - Администрации Советского района г. Томска Саядян А.С. заявленные требования не признал, представил отзыв на заявление, суть которого сводится к следующему. В силу п.1 ч.1 ст.54, ч.4 ст. 52 ЖК РФ с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В ст.3 Закона Томской области от 08.06.2005 N91-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" предусмотрен перечень документов, необходимых для принятия граждан на учет. Пунктом 1 ч.2 ст. 3 данного закона предусмотрена обязанность гражданина представить в орган местного самоуправления справку о составе семьи. Также пунктом 4 ч.2 закона, заявитель предоставляет ксерокопию паспорта с отметкой о регистрации по месту жительства, в случае отсутствия паспорта либо отсутствия в паспорте отметки о регистрации по месту жительства - свидетельство о регистрации по месту жительства, выданное соответствующим органом регистрационного учета. Данные сведения заявителем не представлены, что послужило основанием для отказа в принятии на учет заявителя в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Выслушав мнение представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что заявление Наумовой И.Л. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации, главы 25ГПК РФ, п.1. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 2 от 10 февраля 2009 г. "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
В соответствие со ст. 13 Гражданского кодекса РФ и п. 6 Постановления Пленума Верховного суда N 6 и Пленума Высшего Арбитражного суда N 8 от 1 июля 1996 года "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Согласно ч.1. ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) должностных лиц, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся, в том числе, и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод, срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Наумова И.Л. обратилась в Администрацию Советского района г. Томска с заявлением о постановке её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по основанию отсутствия жилого помещения по договору социального найма.
Обжалуемый ответ Администрации Советского района г. Томска направлен в адрес заявителя ДД.ММ.ГГГГ. Настоящее заявление Наумовой И.Л., поданное в лице представителя, поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, срок для обращения в суд заявителем не пропущен.
Статьей 40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно ч.1 ст.1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности.
Статьей 51 ЖК РФ предусмотрены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии с которыми нуждающимися признаются следующие граждане: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
В соответствии со ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
В силу ч. 4 ст. 52 ЖК РФ с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.
Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации (ч. 7 ст. 52 ЖК РФ).
Законом Томской области от 08.06.2005 N 91-ОЗ (в ред. от 19.06.2012) "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" (далее - Закон Томской области N 91-ОЗ) определен порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Статьей 3 Закона Томской области N 91-ОЗ установлен перечень документов, необходимых для принятия граждан на учет, в соответствии с которым для принятия на учет гражданин представляет в орган местного самоуправления заявление о принятии на учет по установленной форме, и документы, необходимые для принятия гражданина на учет:
1) справка о составе семьи (с указанием фамилии, имени, отчества, степени родства, возраста);
2) документы, необходимые для признания гражданина малоимущим в соответствии с Законом Томской области от 11.08.2005 N 130-ОЗ - при постановке на учет в качестве малоимущего;
3) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах гражданина и всех членов его семьи на имевшиеся (имеющиеся) у них объекты недвижимости за пять лет, предшествующие дню обращения гражданина с заявлением о принятии на учет;
4) ксерокопия паспорта с отметкой о регистрации по месту жительства, в случае отсутствия паспорта либо отсутствия в паспорте отметки о регистрации по месту жительства - свидетельство о регистрации по месту жительства, выданное соответствующим органом регистрационного учета;
5) документы, подтверждающие факт принадлежности гражданина к иной, определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом Томской области категории граждан, имеющих право на получение жилого помещения в установленном порядке в соответствии с федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом Томской области (удостоверение, медицинское заключение, копия справки ВТЭК об инвалидности и другие) - при постановке на учет в качестве гражданина, отнесенного законодательством к указанной категории;
6) документ, на основании которого может быть установлен факт проживания гражданина в жилом помещении на условиях договора социального найма (копия договора социального найма, ордер, копия финансового лицевого счета и другие), в случае если гражданин является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма;
7) копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещение либо иной правоустанавливающий документ, подтверждающий право собственности, возникшее до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, в случае, если гражданин является собственником жилого помещения либо членом семьи собственника жилого помещения;
8) решение уполномоченного органа о признании жилого дома (жилого помещения) непригодным для проживания, в случае если гражданин проживает в жилом помещении, признанном непригодным для проживания;
9) медицинская справка больного члена семьи, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации, в случае, если гражданин имеет в составе семьи такого члена семьи;
10) справка из органов опеки и попечительства о принятии на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
11) копия трудовой книжки - в случае обращения с заявлением о принятии на учет в орган местного самоуправления по месту нахождения организации, с которой гражданин состоит в трудовых отношениях;
12) решение органа опеки и попечительства о назначении опекуна, в случае подписания заявления о принятии на учет опекуном, действующим от имени недееспособного гражданина.
Согласно п. 3 ст. 3 Закона Томской области N 91-ОЗ орган местного самоуправления запрашивает с использованием межведомственного информационного взаимодействия документы и (или) информацию, указанные в пунктах 3, 6, 8, 10, 12 части 2 настоящей статьи, если указанные документы не представлены гражданином по собственной инициативе.
Гражданин вправе представить необходимые для принятия на учет документы в полном объеме по собственной инициативе.
В соответствии с ч. 4 ст. 52 ЖК РФ, п.1 ст.4 Закона Томской области N 91-ОЗ гражданину, подавшему заявление о принятии на учет с приложением документов, указанных в статье 3 настоящего Закона, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом местного самоуправления, осуществляющим принятие на учет.
Согласно ч. 5 ст. 52 ЖК РФ, п.п. 3, 4 ст.4 Закона Томской области N 91-ОЗ по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и документов, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Закона, орган местного самоуправления в течение 30 рабочих дней со дня принятия заявления о принятии на учет принимает решение о принятии на учет либо об отказе в принятии на учет. Решение о принятии на учет либо об отказе в принятии на учет оформляется муниципальным правовым актом. Орган местного самоуправления принимает решение об отказе в принятии на учет только по основаниям, предусмотренным статьей 54 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии гражданина на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 настоящего Кодекса документы.
В соответствии с Положением об администрации Советского района города Томска, утвержденного решением Думы г. Томска от 15.09.2005 N 1000 (в ред. от 02.08.2011) администрация Советского района г. Томска является территориальным органом администрации г. Томска, осуществляющим управленческие функции по решению вопросов местного значения и иных вопросов, отнесенных к ведению администрации г. Томска в соответствии с действующим законодательством и муниципальными правовыми актами, в границах внутригородской территории - Советского района г. Томска.
Постановлением главы администрации Советского района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ N создана общественная комиссия по жилищным вопросам и утверждено Положение, в соответствии с которым общественная комиссия по жилищным вопросам является коллегиальным совещательным органом, осуществляющим учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и распределению жилых помещений по договорам социального найма.
Жилищная комиссия, в числе прочих, осуществляет полномочия по рассмотрению заявлений и документов, представленных гражданами в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, и по принятию решения о возможности постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий либо отказа в принятии на учет.
В ходе судебного заседания установлено, что Наумова И.Л., проживая по адресу: "адрес" ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию Советского района г. Томска с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по основанию отсутствия жилого помещения по договору социального найма, на праве собственности.
Согласно расписке от ДД.ММ.ГГГГ о получении документов, подписанной лицом, принявшим документы - К.Е.А.., и лицом, получившим расписку - Наумовой И.Л., заявитель Наумова И.Л. представила с заявлением следующие документы: уведомление об отсутствие, принадлежащего ей на праве собственности имущества, видах доходов за последние ... месяцев, копию лицевого счета N от ДД.ММ.ГГГГ, сведения ... от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии сведений о наличии прав на недвижимое имущество у Наумовой И.Л., уведомление ... от ДД.ММ.ГГГГ, копия паспорта на имя Наумовой И.Л.
Согласно выписке из протокола N заседания общественной комиссии по жилищным вопросам администрации Советского района г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ Наумовой И.Л. отказано в постановке на учет по п.1 ч.1ст. 54 ЖК РФ.
Администрацией Советского района г.Томска ДД.ММ.ГГГГ N в адрес заявителя направлено соответствующее сообщение, из которого следует, что заявление Наумовой И.Л. на заседании общественной комиссии по жилищным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено, по результатам которого нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, Наумовой Л.И. отказано на основании п.1 ч.1 ст. 54 ЖК РФ, в связи с непредставлением предусмотренных ч. 4 ст. 52 ЖК РФ документов.
Уведомление о принятом решении направлено в адрес Наумовой И.Л. ДД.ММ.ГГГГ.
Оценивая в совокупности пояснения представителя администрации Советского района г. Томска с представленным пакетом документов при обращении Наумовой И.Л. с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, суд приходит к выводу, что решение об отказе в постановке заявителя на учет нуждающейся в жилом помещении принято правомерно в связи с тем, что заявителем не представлены документы, предусмотренные п.п. 1, 4 ч. 2 ст. 3 Закона Томской области N 91-ОЗ - справка о составе семьи (с указанием фамилии, имени, отчества, степени родства, возраста); ксерокопия паспорта с отметкой о регистрации по месту жительства, в случае отсутствия паспорта либо отсутствия в паспорте отметки о регистрации по месту жительства - свидетельство о регистрации по месту жительства, выданное соответствующим органом регистрационного учета.
Представленная заявителем ксерокопия паспорта не отражает сведений, предусмотренных п.4 ст.3 Закона N 91-ОЗ от 08.06.2005.
Согласно письму администрации Советского района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ N, справке паспортного стола N УМП " ..." от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельству N о регистрации по месту пребывания по указанному адресу заявитель была зарегистрирована по месту пребывания до ДД.ММ.ГГГГ.
На момент подачи заявления о принятии на учет и на момент рассмотрения настоящего заявления сведений о регистрации Наумовой Л.И. по месту пребывания в материалы дела не представлено.
Также при подаче заявления о постановке на учет заявителем не были представлены выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах всех членов ее семьи на имевшиеся (имеющиеся) у них объекты недвижимости за пять лет, предшествующие дню обращения гражданина с заявлением о принятии на учет, а также копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещение либо иной правоустанавливающий документ, подтверждающий право собственности, возникшее до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, в случае, если гражданин является членом семьи собственника жилого помещения.
Вместе с тем, исходя из положений ч. 3 ст. 3 Закона Томской области N 91-ОЗ предоставление копий указанных документов является правом, а не обязанностью обратившегося лица. Данные документы в рамках межведомственного информационного взаимодействия запрашиваются в уполномоченных органах органом местного самоуправления, если указанные документы не представлены гражданином по своей инициативе.
Однако, сведения о наличии прав членов семьи заявителя на иные жилые помещения не могли быть истребованы органом местного самоуправления в связи с непредставлением документов о составе семьи с указанием степени родства, что в совокупности препятствовало оценке нуждаемости заявителя.
Таким образом, принимая во внимание, что представление необходимых документов в соответствии с ч. 4 ст. 52 ЖК РФ является обязанностью лица, обратившегося с заявлением о постановке на учет, решение об отказе в постановке заявителя на учет нуждающейся в жилом помещении на основании п.1 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ принято правомерно.
Сроки принятия и направления решения заявителю, установленные ч. 5,6 ст. 52 ЖК РФ, соблюдены.
При этом заявитель, продолжая проживать в занимаемом жилом помещении, не лишена возможности обратиться вновь в администрацию Советского района г. Томска с заявлением о постановке на учет нуждающейся в улучшении жилищных условий, предоставив полный пакет необходимых для этого документов
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Наумовой И.Л. о признании незаконным решения администрации Советского района г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в признании нуждающейся в жилом помещении отказать.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд города Томска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
На момент опубликования решение не вступило в законную силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.