Решение Советского районного суда г.Томска от 15 октября 2012 г.
(Извлечение)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 октября 2012 года Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Шукшиной Л.А.,
с участием:
представителя заявителя Шульга А.Н., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на три года
представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" Маркиной Н.В., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Панфиловой В.С.,
рассмотрев в предварительном судебном заседании в городе Томске гражданское дело по заявлению Габриэляна В.Н. об обжаловании действий, обязании исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков, восстановлении в государственном кадастре недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков, внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Габриэлян В.Н. обратился в суд с заявлением об обжаловании действий по расчету и внесению в Государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных участков, обязании исключить данные сведения и восстановить прежние.
В обоснование заявленных требований указал, что ему на праве собственности принадлежали земельные участки по следующим адресам:
1. "адрес" - в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
2. "адрес"- в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
3. "адрес" в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
4. "адрес" - в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
5. "адрес"- в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ данный земельный участок им разделен на три земельных участка:
5.1 "адрес" - в период по ДД.ММ.ГГГГ.
5.2 "адрес" - в период по ДД.ММ.ГГГГ.
5.3 "адрес"- в период по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ, от Инспекции ФНС России по Томскому району Томской области им получено налоговое уведомление N об уплате земельного налога за 2009г., 2010г. за вышеуказанные земельные участки.
Согласно Уведомления, ИФНС России по Томскому району Томской области при расчете сумм земельного налога в качестве налоговой базы были использованы следующие величины кадастровой стоимости (налоговой базы):
За 2009 год:
1. "адрес" - 353 146 420,00 руб.
2. "адрес" - 353 146 420,00 руб.
3. "адрес" - 353 146 420,00 руб.
4. "адрес"- 353 146 420,00 руб.
За 2010 год:
1. "адрес" - 353 146 420,00 руб.
2. "адрес" - 353 146 420,00 руб.
3. "адрес" - 353 146 420,00 руб.
4. "адрес" - 353 146 420,00 руб.
5. "адрес" - 78 603 558, 00 руб.
6. "адрес" - 25 066 404, 00 руб.
7. "адрес" - 249 480 858,00 руб. ( "адрес" в 2009г. прекратил существование ввиду раздела на земельные участки: "адрес"; "адрес"; "адрес"-вследствие чего земельный налог за него в 2010г. не предъявлялся, а был предъявлен к уплате земельный налог на участки, полученные в результате раздела).
ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Томской области с запросами (вх. N и N), ДД.ММ.ГГГГ с запросом N, когда и на каком основании в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости Земельных участков в размере, указанном выше.
ДД.ММ.ГГГГ им были получены письма Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Томской области, от ДД.ММ.ГГГГ N и N. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ было получено письмо от ДД.ММ.ГГГГ N, в которых указано, что кадастровая стоимость земельных участков N, N, N, N, N составляет 353 146 420,00 руб. (за каждый участок), была перерасчитана и внесена в ГКН ДД.ММ.ГГГГ, и не изменялась до ДД.ММ.ГГГГ
-кадастровая стоимость Земельных участков N в размере 78 603 558, 00 руб.; N в размере 25 066 404, 00 руб.; N в размере 249 480 858,00 руб. была перерассчитана и внесена в ГКН ДД.ММ.ГГГГ, и действует в настоящее время.
ДД.ММ.ГГГГ он обратился с запросами о предоставлении из Государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) копий актов определения кадастровой стоимости в размере 353 146 420 руб., земельных участков, а так же копий решений органа кадастрового учета о внесении соответствующих значений кадастровой стоимости.
ДД.ММ.ГГГГ им были получены от филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Томской области" о том, что запрашиваемых документов в ГКН нет. Так же в Уведомлениях указано, что кадастровая стоимость рассчитана в соответствии с результатами государственной кадастровой оценки, утвержденными постановлением Администрации Томской области N 262а от 24.12.2008г.
Указывает, что лишь в период с ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ ему стало известно, что действия ФГБУ "ФКП Росреестра" по Томской области, совершенные ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ по перерасчету и внесению в ГКН кадастровой стоимости Земельных участков являются незаконными, безосновательными и нарушают его права налогоплательщика путем возложения по обязанности уплаты излишних сумм в виде земельного налога
ДД.ММ.ГГГГ Администрация Томской области постановлением N262а (далее -Постановление N 262а) утвердила результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов. В Приложении 1 к Постановлению 262-а сведений о кадастровой стоимости Земельных участков с кадастровыми номерами N; N; N; N, N; N нет. В Постановлении присутствуют исключительно сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N - в размере 75 020 руб.
Как следует из писем филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Томской области N и N от ДД.ММ.ГГГГ, письма N от ДД.ММ.ГГГГ, уведомлений от ДД.ММ.ГГГГ ФГБУ "ФКП Росреестра" по Томской области", кадастровая стоимость- земельных участков (исключая участки с номерами N, N, N была определена ДД.ММ.ГГГГ в размере 353 146 420 руб. (за каждый);
- Земельных участков с номерами N, N, N была определена ДД.ММ.ГГГГ
Кадастровая стоимость рассчитана в порядке "Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка" (утв. Приказом МЭРТ от 12.08.2006г. N 222, далее - Методические указания).
При этом, для определения кадастровой стоимости Земельных участков был использован средний удельный показатель кадастровой стоимости в размере 5695,91 руб. (строка 519, Приложения 2 к постановлению Администрации Томской области от 24.12.2008 N 262а, строка 23 раздела "Томский район", 5-я группа видов разрешенного использования).
Полагает, что действия ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Томской области совершенные ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ по перерасчету и внесению в ГКН кадастровой стоимости Земельных участков не соответствуют положениям нормативно-правовых актов.
Обращаясь в порядке главы 25 ГПК РФ, просит признать не соответствующими закону действия Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Томской области, совершенные ДД.ММ.ГГГГ по расчету и внесению в Государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных участков по адресам:
"адрес" кадастровый номер N в размере 353 146 420,00 рублей,
"адрес" кадастровый номер N в размере 353 146 420,00 рублей,
"адрес" кадастровый номер N в размере 353 146 420,00 рублей,
"адрес" кадастровый номер N в размере 353 146 420,00 рублей,
"адрес" кадастровый номер N в размере 353 146 420,00 рублей,
совершенные ДД.ММ.ГГГГ по расчету и внесению в Государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных участков по адресам:
"адрес" кадастровый номер N в размере 78 603 558, 00 рублей,
"адрес" кадастровый номер N в размере 25 066 404, 00 рублей,
"адрес" кадастровый номер N в размере 249 480 858,00 рублей.
Также, просит обязать филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Томской области (ФГБУ "ФКП Росреестра" по Томской области) исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости указанных земельных участков,
Обязать филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Томской области (ФГБУ "ФКП Росреестра" по Томской области) восстановить в Государственном кадастре недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков, существовавшие в ГКН до совершения оспариваемых действий:
"адрес" ( N) в размере 11 425 980,00 руб.;
"адрес" ( N) в размере 11 425 980,00 руб.;
"адрес" ( N) в размере 11 425 980,00 руб.;
"адрес" ( N) в размере 11 425 980,00 руб.;
"адрес" ( N) в размере 11 425 980,00 руб.
Обязать филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Томской области (ФГБУ "ФКП Росреестра" по Томской области) внести в Государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков:
"адрес" ( N);
"адрес" ( N);
"адрес" ( N)
с использованием значения кадастровой стоимости: (руб./м.кв.) установленного Постановлением Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 29.11.2002 N352 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений области" в размере 184,29 руб./м.кв. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
В предварительное судебное заседание заявитель не явился, был извещен о дате и времени процесса, направил в процесс своего представителя.
Представитель заявителя указал, что заявителем срок на подачу заявления в суд не пропущен, он обратился в установленный законом трехмесячный срок. О том, что действия ФГУ "Земельная кадастровая палата" по установлению кадастровой стоимости незаконны, заявитель узнал из переписки ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ год. До этого он не знал, на основании чего изменена кадастровая стоимость, какие конкретно действия незаконны, что применялось при установлении стоимости Постановление Администрации Томской области N 262а, что не составлялись акты определения кадастровой стоимости. То обстоятельство, что заявитель ранее знал о размере кадастровой стоимости, не означает, что он знал о нарушении своих прав, из кадастрового паспорта не следует, какие конкретно действия осуществила ФГУ "Земельная кадастровая палата".
Представитель ФГБУ "ФКП Россреестра" указал, что заявителем оспаривается учетное кадастровое действие по изменению кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: N, N, N, N, N, N, N. Кадастровая стоимость земельных участков N, N, N, N была пересчитана и внесена в ГКН ДД.ММ.ГГГГ Кадастровая стоимость земельных участков N, N, N была пересчитана и внесена в ГКН ДД.ММ.ГГГГ Утверждение заявителя, что о совершении оспариваемых действий он узнал ДД.ММ.ГГГГ- ДД.ММ.ГГГГ, что не соответствует действительности.
О кадастровой стоимости земельных участков кад. N, N, N, N в размере 353 146 420 рублей заявитель узнал ДД.ММ.ГГГГ по кадастровым паспортам земельных участков, полученных его представителем ТАА В подтверждение учреждением представляется книга учета выданных сведений N запись N, N, N в соответствии с которой его представитель получил на руки ДД.ММ.ГГГГ кадастровые паспорта, содержащие оспариваемый размер кадастровой стоимости земельных участков.
О кадастровой стоимости земельных участков кад. N, N, N заявитель узнал ДД.ММ.ГГГГ по кадастровым паспортам земельных участков, полученных его представителем ТАА В подтверждение учреждением представляется книга учета выданных сведений N запись N, N, N в соответствии с которой его представитель получил на руки ДД.ММ.ГГГГ кадастровые паспорта, содержащие оспариваемый размер кадастровой стоимости земельных участков. Три года заявитель располагал полной информацией о кадастровой стоимости своей недвижимости, сведения о которой периодически получались его представителями, в частности: его представителем МРС Заявитель через своего представителя стал запрашивать разъяснения у учреждения в 2012, однако ему ничто не мешало при получении ДД.ММ.ГГГГ кадастрового паспорта, содержащего данные о кадастровой стоимости в 353 146 420 рублей, в трехмесячный срок оспаривать действия органа кадастрового учета - Управления Роснедвижимости по Томской области. Считает, что заявителем пропущен процессуальный срок для обжалования.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации, главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 2 от 10 февраля 2009 г.
"О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
В соответствие со ст. 13 Гражданского кодекса РФ и п. 6 Постановления Пленума Верховного суда N 6 и Пленума Высшего Арбитражного суда N 8 от 1 июля 1996 года "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" (п.24) принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.
С 01.01.2009 вступило в силу Постановление Администрации Томской области N 262а от 24.12.2008 (с изм. от 20.12.2010) "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области", на основании которого кадастровая стоимость, в том числе земельных участков заявителя по адресам:
"адрес" кадастровый N в размере 11 425 980,00 руб.;
"адрес" кадастровый N в размере 11 425 980,00 руб.;
"адрес" кадастровый N в размере 11 425 980,00 руб.;
"адрес" N в размере 11 425 980,00 руб.;
была пересчитана по состоянию с ДД.ММ.ГГГГ год;
кадастровая стоимость земельных участков заявителя по адресам:
"адрес" (кадастровый номер N) в размере 78 603 558, 00 рублей,
"адрес" (кадастровый номер N) в размере 25 066 404, 00 рублей,
"адрес" (кадастровый номер N) в размере 249 480 858,00 рублей
была пересчитана и внесена в ГКН ДД.ММ.ГГГГ
Габриэлян В.Н. обратился в суд с настоящим заявлением 24.08.2012., что подтверждается входящим штампом на нем.
При выяснении причин пропуска срока на обжалование, установленного ст. 256 ГПК РФ, суд установил следующее.
Указывая в своем заявлении об оспаривании действий по расчету и внесению в Государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости указанных земельных участков, заявитель фактически не согласен с тем, что размер кадастровой стоимости значительно вырос, в результате на него возложена обязанность по уплате земельного налога исходя из значения вновь установленной кадастровой стоимости, о чем он указывает в своем заявлении в суд.
Таким образом, срок необходимо исчислять с момента, когда заявитель узнал об изменении кадастровой стоимости земельного участка.
О кадастровой стоимости земельных участков кад. N, N, N, N заявитель узнал не позднее 17.07.2009г., а земельных участков кад. N, N, N не позднее 15.06.2009г., поскольку в эти даты его представителем ТАА были получены по его заявлению кадастровые паспорта земельных участков.
Данные обстоятельства подтверждаются документами из копии кадастровых дел указанных земельных участков.
В частности, установлено, что кадастровая стоимость земельных участков N, N, N, N была пересчитана и внесена в ГКН ДД.ММ.ГГГГ
Кадастровая стоимость земельных участков N, N, N была пересчитана и внесена в ГКН ДД.ММ.ГГГГ
О кадастровой стоимости земельных участков кад. N, N, N, N в размере 353 146 420 рублей заявитель узнал 17.07.2009г. по кадастровым паспортам земельных участков, полученных его представителем ТАА, о чем свидетельствует представленная книга учета выданных сведений N запись N, N, N в соответствии с которой его представитель получил на руки 17.07.2009г. кадастровые паспорта, содержащие оспариваемый размер кадастровой стоимости земельных участков.
О кадастровой стоимости земельных участков кад. N, N, N заявитель узнал 15.06.2009г. по кадастровым паспортам земельных участков, полученных так же его представителем ТАА, что следует из книги учета выданных сведений N запись N, N, N в соответствии с которой его представитель получил на руки 15.06.2009г. кадастровые паспорта, содержащие оспариваемый размер кадастровой стоимости земельных участков.
Таким образом, заявитель узнал об изменении кадастровой стоимости земельных участков в указанные даты и ему ничто не препятствовало обратиться в суд с соответствующим заявлением.
Доводы представителя заявителя о том, срок надо исчислять не с даты получения заявителем сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка, поскольку из него не видно, что права заявителя нарушены, а с даты, когда они узнали о конкретной дате внесения изменений и тех нарушениях, которые были допущены ФГУ "Земельная кадастровая палата" при их внесении только с 2012 года основаны на неверном толковании норм процессуального права.
То обстоятельство, что заявитель, возможно, понял о нарушении его прав только еще раз дополнительно обратившись с заявлениями в ФГБУ "ФКП Россреестра", не знал о том, что изменения внесены в соответствие с Постановлением администрации Томской области N262а от 24.12.2008, не понимал, какие конкретно незаконные действия были осуществлены кадастровой палатой, не может являться уважительной причиной пропуска срока на подачу заявления в суд.
24.12.2008 было принято Постановление Администрации Томской области N 262а (с изм. от 20.12.2010) "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Томской области", которое опубликовано 31 декабря 2008 в официальном издании "Собрание законодательства Томской области". Заявитель как и любой гражданин Томской области имел возможность ознакомиться с ним.
Заявитель имел возможность ознакомиться с содержанием постановления, в случае неясности его содержания либо того, кто нарушил его права и чем, обратиться за разъяснением в компетентный орган либо за консультацией.
Следовательно, срок для обращения в суд заявителем пропущен.
Для решения вопроса о восстановлении срока необходимо соответствующее волеизъявление заявителя. Обязанность доказать уважительность причин пропуска срока возлагается на заявителя. Ходатайство о восстановлении срока не поступило.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что обстоятельств, которые объективно препятствовали или исключали своевременную подачу заявления, у заявителя нет, поэтому в удовлетворении требований о признании не соответствующими закону действий Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Томской области, совершенные 18.03.2009г. по расчету и внесению в Государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных участков и внесению в Государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных участков по выше указанным адресам надлежит отказать по причине пропуска срока на обращение в суд.
Требования заявителя о наложении обязанности на филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Томской области исключить из Государственного кадастра недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных участков и обязанности восстановить в Государственном кадастре недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка, существовавшие в ГКН по состоянию на период до изменения кадастровой стоимости в соответствие с законом, являются производными от первоначального и потому также не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 152, 194-199, 256 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Габриэляна В.Н. о признании не соответствующими закону действия Федерального государственного
учреждения "Земельная кадастровая палата" по Томской области, совершенные 18.03.2009г. по расчету и внесению в Государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных участков по адресам:
"адрес" кадастровый номер N в размере 353 146 420,00 рублей,
"адрес" кадастровый номер N в размере 353 146 420,00 рублей,
"адрес" кадастровый номер N в размере 353 146 420,00 рублей,
"адрес" кадастровый номер N в размере 353 146 420,00 рублей,
"адрес" кадастровый номер N в размере 353 146 420,00 рублей,
совершенные 08.06.2009г. по расчету и внесению в Государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных участков по адресам:
"адрес" кадастровый номер N в размере 78 603 558, 00 рублей,
"адрес" кадастровый номер N в размере 25 066 404, 00 рублей,
"адрес" кадастровый номер N в размере 249 480 858,00 рублей,
обязании филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Томской области (ФГБУ "ФКП Росреестра" по Томской области) исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков,
обязании восстановить в Государственном кадастре недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков, существовавшие в ГКН до совершения оспариваемых действий,
обязании внести в Государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков с использованием значения кадастровой стоимости: (руб./м.кв.) установленного Постановлением Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 29.11.2002 N352 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений области" в размере 184,29 руб./м.кв. с 08.06.2009г. по настоящее время ОТКАЗАТЬ в связи с пропуском срока на обращение в суд.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца.
Судья Л.А. Шукшина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.