Дело N 2-2649/2012
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
01 ноября 2012 года Советский районный суд города Томска в составе:
председательствующего Шукшиной Л.А.
при секретаре Панфиловой В.С.,
с участием представителя истца - прокурора отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Томской области Гуслова Е.А.,
представителей ответчика Департамента по культуре Томской области - начальника Волк П.Л., Гонец Н.И., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по иску прокурора Томской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Департаменту по культуре Томской области о наложении обязанности организации разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия федерального значения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Томской области обратился с иском в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ об обязании Департамент по культуре Томской области в срок до 31 декабря 2013 года организовать разработку проектов зон охраны следующих восемнадцати объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения:
1. "Городище "Смолокуровское-III", ранний железный век, II тыс. до н.э." (местоположение которого: "адрес");
2. "Городище "Смолокуровское-I", ранний железный век, II тыс. до н.э." (местоположение которого: "адрес");
3. "Курганная группа "Смолокуровская-I" (девятнадцать курганов), XVI-XVII" (местоположение которого: "адрес");
4. "Поселение "Самусь-IV", XVI-XIII вв до н.э." (местоположение которого: "адрес");
5. "Поселение "Самусь-III, II тыс. до н.э." (местоположение которого: "адрес");
6. "Городище "Басандайка-III", 2-я пол.1 тыс. до н.э." (местоположение которого: "адрес");
7. "Селище "Басандайское", II-I тыс. до н.э. - нач. I тыс. н.э." (местоположение которого: "адрес");
8. "Городище "Басандайка" (Басандайское I городище), I тыс. до н.э. - 1-я пол. II тыс. н.э." (местоположение которого: "адрес");
9. "Поселение "Басандайское" (Басандайское селище II), раннее (VIII-IX вв) и позднее средневековье (XVI-XVII вв)" (местоположение которого: "адрес");
10."Городище "Басандайка-П", XVI-XVII вв" (местоположение которого: "адрес");
11."Стоянка "Басандайка-И", III тыс. до н.э." (местоположение которого: "адрес");
12."Поселение "Малгет", неолит, эпоха бронзы, ранний железный век" (местоположение которого: "адрес");
13."Церковь Воскресения, 1818 г." (местоположение которого: "адрес");
14."Колин Бор" - место маевок и собраний большевиков, которые в 1912г. впервые провели массовку в условиях ссылки" (местоположение которого: "адрес");
15."Дом, в котором находилась столовая и библиотека политсыльных в 1910 - 1911 гг." (местоположение которого: "адрес");
16."Дом, где в помещении каталажной камеры находились в заключении многие арестованные большевики - Я.М.Свердлов, В.В.Куйбышев, А.В.Шишков и другие" (местоположение которого: "адрес");
17."Дом Алексеевых, в котором в 1912 г. жил в ссылке Сталин Иосиф Виссарионович" (местоположение которого: "адрес");
18."Дом, построенный ссыльными участниками восстания 1863-1864 гг. в Польше" (местоположение которого: "адрес").
Указал, что результаты прокурорской проверки показали, что Департаментом по культуре Томской области до настоящего времени вопрос по организации разработки проектов зон охраны в отношении вышеуказанных объектов культурного наследия федерального значения не решен, что, как следствие, делает невозможным утверждение границ зон их охраны. Указывает, что в нарушение пункта 3 статьи 34 Федерального закона N 73-ФЗ, подпункта "т" подпункта 7 пункта 10 Положения о Департаменте по культуре Томской области, утвержденного постановлением Губернатора Томской области от 30.06.2007 N 91, Департамент по культуре Томской области не выполняет в полном объеме мероприятия, возложенные на него действующим законодательством.
Учитывая, что до настоящего времени не организована разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия федерального значения и соответственно не утверждены границы зон их охраны существует возможность негативного воздействия на вышеуказанные памятники культуры, предоставления на данной территории под строительство земельных участков, ведения строительных работ и иной хозяйственной деятельности в непосредственной близости от исторических сооружений, что создает реальную угрозу повреждения и уничтожения памятников старины.
В судебном заседании прокурор отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Томской области Гуслов Е.А. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. Представил пояснения, согласно которым выводы представителей Департамента о том, что по 6 объектам археологического наследия федерального значения утверждены границы территорий объектов археологического наследия и отсутствует необходимость разработки по ним проектов зон охраны, полагал несостоятельными. Департаментом по культуре Томской области также должна быть выполнена обязанность по организации разработки проектов зон охраны по всем памятникам. Кроме того, обратил внимание, что из ответа Департамента по культуре Томской области от ДД.ММ.ГГГГ N следует, что до настоящего времени в отношении 18 объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения проекты зон охраны в соответствии с действующим законодательством так и не разработаны. Исковые требования организовать - это принять совокупность мер, включающих разработку проектов зон охраны указанных объектов.
Представители Департамента по культуре Томской области исковые требования не признали, пояснив, что у Департамента отсутствует императивно установленная обязанность по разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия федерального значения. В настоящая время ведется работа по организации разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия федерального значения. По 6 объектам археологического наследия федерального значения ("поселение Басандайское (селище Басандайское II)", "городище Басандайка (городище Басандайское I)", "городище Басандайское II", "городище Басандайское III", "селище Басандайское", "стоянка Басандайская II", расположенных в г.Томске) приказом Департамента по культуре Томской области от ДД.ММ.ГГГГ N утверждены границы территорий объектов археологического наследия и отсутствует необходимость разработки по ним проектов зон охраны. В отношении 5 памятников, расположенных на территории Парабельского района Томской области зон охраны установлены в 1973 г., что является достаточным. В целом организацию работы по разработке проектов полагали осуществленной, не отрицая при этом, что весь комплекс мероприятий по разработке не предприняты в отношении всех 18 памятников.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Установлено, что являются объектами исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения и являются собственностью РФ:
1. "Колин Бор" - место маевок и собраний большевиков, которые в 1912 г. впервые провели массовку в условиях ссылки" (местонахождение: "адрес");
2. "Дом, в котором находилась столовая и библиотека политссыльных в 1910-1911 гг." (местоположение: "адрес");
3. "Дом, где в помещении каталажной камеры находились в заключении многие арестованные большевики - Я.М. Свердлов, В.В. Куйбышев, А.В. Шишков и другие" (местоположение: "адрес");
4. "Дом Алексеевых, в котором в 1912 г. жил в ссылке Сталин Иосиф Виссарионович" (местоположение: "адрес")
5. "Дом, построенный ссыльными участниками восстания 1863-1864 гг. в Польше" (местоположение: "адрес")
6. "Городище "Басандайка-Ш", 2-я пол.1 тыс. до н.э." (местоположение: "адрес"
7. "Селище "Басандайское" II-I тыс. до н.э. - нач. I тыс. н.э." (местоположение которого: "адрес");
8. "Поселение "Басандайское" (Басандайское селище II), Раннее (VIII - IX вв.) и позднее средневековье (XVI - XVII вв) (местоположение которого: "адрес");
9. "Городище "Басандайка-П", XVI-XVII вв" (местоположение: "адрес");
10. "Стоянка "Басандайка-П", III тыс. до н.э." (местоположение: "адрес");
11. "Поселение "Самусь-Ш", II тыс. до н.э." (местоположение: "адрес");
и поставлены на государственную охрану в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 N 624.
12. "Городище "Смолокуровское-I", ранний железный век, II тыс. до н.э. (местоположение: "адрес");
13. Курганная группа "Смолокуровская-I" (девятнадцать курганов), XVI-XVII, (местоположение: "адрес");
14. "Городище "Смолокуровское-Ш", ранний железный век, II тыс. до н.э.", (местоположение: "адрес");
15. "Городище "Басандайка" (Басандайское I городище), I тыс. до н.э. - 1-я пол. II тыс. н.э." (местоположение которого: "адрес");
и поставлены на государственную охрану в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 N 1327
16. "Церковь Воскресения, 1818г.", (местоположение которого: "адрес") поставлен на госохрану в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 N 176;
17. "Поселение "Самусь-IV", XVI-XIII вв. до н.э." (местоположение: "адрес");
18. "Поселение "Малгет", неолит, эпоха бронзы, ранний железный век", (местоположение которого: "адрес");
и поставлены на государственную охрану в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26.02.1995 N 176.
Согласно ст. 33 ФЗ от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия подлежат государственной охране.
Как следует из пп. 5, 7 ч. 2 ст. 33 ФЗ от 25.06.2002 N 73-ФЗ, в качестве мер по государственной охране объектов культурного наследия органы государственной власти наделены рядом полномочий, в том числе по согласованию, в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, проектов зон охраны объектов культурного наследия и разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия.
Согласно п. 3 ст. 26.1 ФЗ от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также соглашениями.
Как следует из положения ст. 9.1 ФЗ от 25.06.2002 N 73-ФЗ, ряд полномочий в отношении объектов культурного наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации), в том числе по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности; государственной охране объектов культурного наследия федерального значения; согласованию проектов зон охраны объектов культурного наследия федерального значения и градостроительных регламентов, устанавливаемых в границах территорий объектов культурного наследия федерального значения, расположенных в исторических поселениях, и границах зон их охраны - переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъекта РФ.
В соответствии с пунктом 1 постановления Губернатора Томской области от 30.06.2007 N 91 "Об утверждении Положения о Департаменте по культуре Томской области" Департамент по культуре Томской области является исполнительным органом государственной власти Томской области, входящим в систему государственных органов государственной власти области.
Согласно подпунктами 1, 1.1 пункта 3 Положения о Департаменте по культуре Томской области основными задачами органа являются сохранение, использования и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) находящихся как в собственности Томской области, так и в федеральной собственности.
Порядок разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также требования к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон, входящих в свою очередь в полномочия органов власти, утвержден постановлением Правительства РФ от 26.04.2008 N 315 "Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Положение). В соответствии с указанным Положением разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия может осуществляться по инициативе органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков, юридических лиц, общественных и религиозных объединений, уставная деятельность которых направлена на сохранение объектов культурного наследия, или по решению суда.
Кроме того, пункт 1 вышеуказанного Положения определяет, что Положение устанавливает порядок разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), требования к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон.
Режимы использования земель и градостроительные регламенты, в свою очередь, основаны на действующих Земельном и Градостроительном кодексах Российской Федерации.
Соответственно проекты должны соответствовать этим требованиям.
Тем самым, суд находит несостоятельным довод ответчика о том, что по 5 объектам культурного наследия федерального значения, расположенным в Парабельском районе Томской области ("Колин Бор", "Дом, в котором находилась столовая и библиотека политсыльных в 1910 -1911 гг"; "Дом, где в помещении каталажной камеры находились в заключении многие арестованные большевики"; "Дом Алексеевых, в котором в 1912 г. жил в ссылке Сталин И.В."; "Дом, построенный ссыльными участниками восстания 1863-1864 гг. в Польше"), границы и зоны охраны утверждены решением исполнительного комитета Томского областного Совета депутатов трудящихся от 21.05.1973 г. N 160, что само себе достаточно. Данный факт не может свидетельствовать об отсутствии необходимости разрабатывать проекты зон охраны и утверждать по ним границы в соответствии с действующим законодательством.
Принимая во внимание изложенное, учитывая, что в силу абзаца "т" подпункта 2 пункта 10 Положения о Департаменте по культуре Томской области в функции последнего входит организация разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия федерального значения, Департаментом по культуре Томской области должна быть выполнена обязанность по организации разработки проектов зон охраны по вышеуказанным памятникам.
При этом, как следует из ответов Департамента по культуре Томской области от ДД.ММ.ГГГГ N и от ДД.ММ.ГГГГ N, исследованных в судебном заседании, до настоящего времени в отношении 18 вышеуказанных объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения проекты зон охраны в соответствии с действующим законодательством не разработаны.
Доводы представителей Департамента по культуре Томской области о том, что Департаментом принимаются определенные меры, направленные на организацию разработки проектов зон охраны по некоторым памятникам, не могут свидетельствовать о выполнении обязанности по организации разработки проектов зон охраны.
Порядок подготовки и утверждения проектов зон охраны объектов культурного наследия установлен Положением о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2008 года N 315, предусматривающим, что проект зон охраны объекта культурного наследия представляет собой документацию в текстовой форме и в виде карт (схем), содержащую описание границ проектируемых зон и границ территорий объектов культурного наследия, расположенных в указанных зонах, проекты режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон.
Границами зон охраны объекта культурного наследия являются линии, обозначающие территорию, за пределами которой осуществление градостроительной, хозяйственной и иной деятельности не оказывает прямое или косвенное негативное воздействие на сохранность данного объекта культурного наследия в его исторической среде (пункт 3 Положения).
Указанное Положение предусматривает определенную последовательность действий по разработке и утверждению зон охраны объектов культурного наследия, включающую в себя разработку проекта зон охраны, организуемую соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации, прохождение проектом зон охраны государственной историко-культурной экспертизы и утверждение его соответствующим органом государственной власти.
Так, в силу пункта 6 данного Положения разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия осуществляется физическими или юридическими лицами на основе необходимых историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и археологических исследований, данных государственного кадастра недвижимости и материалов по обоснованию проектов зон охраны объектов культурного наследия.
Согласно пунктам 13, 14 Положения проект зон охраны объекта культурного наследия в целях определения его соответствия требованиям государственной охраны объектов культурного наследия подлежит в установленном порядке государственной историко-культурной экспертизе, положительное заключение которой является основанием для утверждения границ зон охраны объекта культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон.
Проект зон охраны объекта культурного наследия представляется в соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления вместе с материалами по его обоснованию и положительным заключением государственной историко-культурной экспертизы.
В соответствии с пунктом 16 Положения на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия федерального значения и положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации утверждает по согласованию с Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия границы зон охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон.
Таким образом, действующее федеральное законодательство предусматривает, что границы зон охраны объекта культурного наследия федерального значения могут быть утверждены соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации при наличии положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы и предварительного согласования с Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура).
В настоящее время ни по одному из 18 указанных памятников федерального значения, не заключены государственные контракты на разработку проектов зон охраны, то есть никаких конкретных мер по выполнению обязанности по организации разработки проектов зон охраны не принято. Мероприятия по уточнению и координированию границ данных объектов культурного наследия, в том числе включение указанных мероприятий в планы работы, не могут свидетельствовать о выполнении указанной обязанности, поскольку их проведение не означает, что в дальнейшем в обязательном порядке будет организована работа по разработке проектов зон охраны в отношении объектов культурного наследия.
Представленные представителями Департамента по культуре Томской области в судебное заседание документы не свидетельствуют о принятии указанным органом контроля конкретных мер, направленных именно на разработку проектов зон охраны по всем 18 памятникам федерального значении.
Доводы представителей Департамента об отсутствии достаточного финансирования, необходимого для выполнения обязанности по организации разработки проектов зон охраны, не является основанием не осуществления обязанности организовать разработку проектов зон охраны в отношении памятников федерального значения.
Таким образом, принимая во внимание, что Департамент по культуре Томской области является органом исполнительной власти Томской области, осуществляющим функции по реализации государственной политики в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, с предоставленными ему правами организации разработки проектов указанных зон, исковое требование обоснованно и подлежит удовлетворению.
Срок, указанный прокурором в исковом заявлении, установленный для выполнения Департаментом по культуре Томской области указанной обязанности (не позднее 31.12.2013), является разумным. При этом судом принимается во внимание и то обстоятельство, что из ответов Департамента по культуре Томской области от ДД.ММ.ГГГГ N" и от ДД.ММ.ГГГГ N также следует, что всю работу по разработке проектов зон охраны в отношении 18 перечисленных памятников ответчик планирует организовать и завершить к концу 2013 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Томской области удовлетворить.
Обязать Департамент по культуре Томской области в срок до 31 декабря 2013 года организовать разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения:
1. "Колин Бор" - место маевок и собраний большевиков, которые в 1912 г. впервые провели массовку в условиях ссылки" (местонахождение: "адрес");
2. "Дом, в котором находилась столовая и библиотека политссыльных в 1910-1911 гг." (местоположение: "адрес");
3. "Дом, где в помещении каталажной камеры находились в заключении многие арестованные большевики - Я.М. Свердлов, В.В. Куйбышев, А.В. Шишков и другие" (местоположение: "адрес");
4. "Дом Алексеевых, в котором в 1912 г. жил в ссылке Сталин Иосиф Виссарионович" (местоположение: "адрес")
5. "Дом, построенный ссыльными участниками восстания 1863-1864 гг. в Польше" (местоположение: "адрес")
6. "Городище "Басандайка-Ш", 2-я пол.1 тыс. до н.э." (местоположение: "адрес");
7. "Селище "Басандайское" II-I тыс. до н.э. - нач. I тыс. н.э." (местоположение которого: "адрес");
8. "Поселение "Басандайское" (Басандайское селище II), Раннее (VIII - IX вв.) и позднее средневековье (XVI - XVII вв) (местоположение которого: "адрес");
9. "Городище "Басандайка-П", XVI-XVII вв" (местоположение: "адрес");
10. "Стоянка "Басандайка-П", III тыс. до н.э." (местоположение: "адрес");
11. "Поселение "Самусь-Ш", II тыс. до н.э." (местоположение: "адрес");
12. "Городище "Смолокуровское-I", ранний железный век, II тыс. до н.э. (местоположение: "адрес");
13. Курганная группа "Смолокуровская-I" (девятнадцать курганов), XVI-XVII, (местоположение: "адрес");
14. "Городище "Смолокуровское-Ш", ранний железный век, II тыс. до н.э.", (местоположение: "адрес");
15. "Городище "Басандайка" (Басандайское I городище), I тыс. до н.э. - 1-я пол. II тыс. н.э." (местоположение которого: "адрес");
16. "Церковь Воскресения, 1818г.", (местоположение которого: "адрес");
17. "Поселение "Самусь-IV", XVI-XIII вв. до н.э." (местоположение: "адрес");
18. "Поселение "Малгет", неолит, эпоха бронзы, ранний железный век", (местоположение которого: "адрес").
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Советский районный суд г. Томска.
Судья Л.А. Шукшина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.